Как справиться с тревожностью: рецензия на «Головоломку 2» от Pixar
По итогам уикенда мультфильм «Головоломка 2» показал лучший старт в мировом прокате в этом году, собрав оглушительные $295 млн. Проект студии Pixar, ставший сиквелом уже культовой истории о девочке Райли и ее эмоциях, вероятно, поборется за миллиардный бокс-офис и тысячи восторженных отзывов. Мы посмотрели новую «Головоломку» и теперь спешим рассказать, достойна ли она внимания зрителей самых разных возрастов.
Дата премьеры в мире: 12 июня
Дата выхода в России: —
Страна производства: США
Режиссер: Келси Манн
Авторы сценария: Дэйв Холстейн, Мэг ЛеФов, Келси Манн
Актеры озвучки: Эми Полер, Майя Хоук, Кенсингтон Таллман, Лиза Лапира, Тони Хейл, Льюис Блэк, Филлис Смит, Айо Эдебири и др.
Жанр: мультфильм, комедия, семейный, фэнтези
Продолжительность: 1 час 36 минут
Сюжет «Головоломки 2» удачно продолжает идеи первой части
Сюжет второй «Головоломки» разворачивается спустя два года после переезда Райли из Миннесоты в Сан-Франциско. Девочка становится вполне себе юной девушкой (ей уже 13 лет): у Райли есть лучшие подруги и увлечение всей жизни — хоккей. С эмоциями поначалу тоже полный порядок — Радость, Печаль, Отвращение, Страх и Гнев неплохо уживаются вместе. Однако как только Райли отправляется на хоккейные сборы, ее внезапно «накрывает» пубертат. А он, как известно, приходит не один, а вместе с Тревожностью, Завистью, Стыдом и Хандрой.
Так, в центре эмоций происходит настоящий переворот, который меняет расстановку сил среди «управляющих» и заодно жизненный уклад Райли. Теперь ей предстоит выбирать между старыми подругами из средних классов и взрослыми девчонками из команды «Огненных ястребов». Также Райли должна решить, кем ей быть — хорошим человеком или пробивной плутоватой спортсменкой. В общем смысле мы получаем каноническую историю взросления, где бесконечные сомнения и рефлексию подпитывает микс из разнородных чувств. Главный вопрос — удастся ли Райли найти баланс и необходимые полутона, не потонув в навязываемых крайностях.
Сиквел продолжает идею оригинала о том, насколько вредоносным может быть подавление эмоций. При этом «Головоломка 2» справедливо добавляет к списку чувств почти деструктивную четверку во главе с теряющим рассудок лидером (Тревожностью). Впрочем, логично, что в 2024 году авторы уделяют пристальное внимание именно этой эмоции. Команда из первого фильма, в которой хедлайнером выступает Радость, непременно попытается исправить положение, привив девочке противоположные паттерны. Ну, до наступления необратимых событий.
Сиквел почти не предлагает новых идей, но все равно завораживает
Так или иначе второй фильм не предлагает новых философских размышлений. Келси Манн и сценаристы плавно подводят нас к мысли о том, что радость не может единолично управлять жизнью Райли (а значит, и жизнями зрителей самых разных возрастов). Подобно ведущим психологам «Головоломка» без излишне напыщенных сентенций намекает, что любые, даже негативные чувства нужно уметь проживать. Игнорирование, замалчивание или попытка не думать о плохом — кратчайший путь в эмоциональную бездну. Мультфильм подается как важное напоминание о простых вещах. И это необязательно плохо.
Почти десять лет назад «Головоломка» стала полноценным фильмом-гайдом не только для детей, но и для их родителей. Первые научились понимать, как эмоции формируют воспоминания и опыт, а вторые осознали важность негативных ситуаций и чувств, которые испытывает младшее поколение. Второй фильм возвращается с мыслями о психологической гигиене, внимании к себе и умении сохранять свою идентичность (а не пытаться подстроиться под тренды или спорные социальные конструкты). Наконец, «Головоломка 2» кажется почти безупречной в визуальном плане: анимация Pixar особенно гипнотизирует в моменты погружения в мир Сознания и Подсознания Райли.
Смотреть «Головоломку 2» стоит в любом возрасте
Помимо сюрреалистичного, но залипательного сеттинга и в целом прекрасно выполненной анимации (просто сравните с предыдущим фильмом), «Головоломка» предлагает юным зрителям пусть и нравоучительные, но, как нам кажется, верные выводы. Каждый элемент эмоционального центра в действительности необходим Райли: тревожность может уберечь ее от проблем, а стыд — отделить черное от белого. Магистральна же мысль о гармонии с собой и теми самыми эмоциями.
Герои картины не раз проговаривают прописные истины (например, о том, что творчество не терпит оков), время от времени ссылаясь на первый фильм. Из-за этого взрослые и скептически настроенные критики наверняка уличат авторскую команду во вторичности, эксплуатации наработанных приемов и нарочито трогательных моментов. Нам же думается, что «Головоломка» как яркое, довольно смешное и к тому же жизнеутверждающее произведение должна быть близка любому поколению. А ведь Райли всего 13 лет — вдумайтесь, какой простор для триквела и дальше по списку!