ANDRE PAIN/EPA/ТАСС
ANDRE PAIN/EPA/ТАСС
кино

Мэрил Стрип — 75 лет. Вспоминаем карьеру великой актрисы через шесть фильмов разных десятилетий

Но это не значит, что вам нужно пропустить остальные 70 с лишним проектов из ее фильмографии!

75 лет назад родилась Мэрил Стрип. За свою почти полувековую карьеру она исполнила более 70 ролей, получила три статуэтки «Оскар» и удостоилась девяти «Золотых глобусов» (остальные награды, номинации и регалии не поместились бы и на пару листов формата А4). Ее по праву считают одной из величайших актрис поколения, которая ко всему прочему изменила правила Голливуда. Именно Стрип доказала, что после 40 лет карьера женщины в кинематографе не близится к концу, а, напротив, только начинается.

По случаю юбилея мы решили вспомнить творческий путь (и метод) Мэрил Стрип, обратившись к шести важным картинам из ее фильмографии, снятым в разные десятилетия.

«Крамер против Крамера», 1979

В 1979 году Мэрил Стрип было 29 лет. К тому моменту девушка успела прославиться ролями в театральных постановках — в частности, в спектаклях по пьесам Шекспира «Генрих V» и «Укрощение строптивой». К концу десятилетия она получила роль Линды, — девушки, находящейся в центре любовного треугольника, — в картине «Охотник на оленей». Участие в ленте принесло начинающей актрисе знакомство с великим Де Ниро и Уокеном, а заодно номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана. Впрочем, настоящий прорыв и вместе с тем признание критиков пришло к Стрип с фильмом «Крамер против Крамера».

Лента Роберта Бентона, представляющая собой классическую судебную драму, рассказывает историю супругов (Мэрил Стрип и Дастин Хоффман), которые борются за опеку над сыном. Картина по роману Эвери Кормана обрела статус культовой не только благодаря извечно актуальной социальной проблематике, но и вкладу актрисы: Мэрил добилась того, чтобы ей разрешили адаптировать характер героини под себя. В итоге она переписала сценарий и смогла влюбить в Джоанну тысячи зрителей — и это при условии, что по сюжету женщина фактически уходит из семьи. Стрип наделила героиню феминистичными чертами и подняла важные вопросы неравного положения в обществе.

Отдельного внимания заслуживают диалоги между Хоффманом и Стрип. Приверженец системы Станиславского постоянно выводил Мэрил, из-за чего градус ненависти возрастал с каждым съемочным днем. Согласно многочисленным слухам, Хоффман умудрялся дразнить актрису, вспоминая ее недавно погибшего мужа, неожиданно импровизировал с разбитием бокалом о стену и даже давал ей пощечину, чтобы вызвать необходимые эмоции ненависти. В итоге этот неэкологичный творческий метод принес обоим актерам и ленте целый ворох наград, включая статуэтки «Оскар».

«Выбор Софи», 1982

80-е начались для Стрип ударно: в новую декаду она вошла в статусе оскароносной актрисы (пусть и за роль второго плана), а статуэтка уже за главную роль ждала ее после съемок в картине Алана Пакулы «Выбор Софи». Мэрил сыграла девушку из Польши, которая прошла через ужасы пребывания в нацистском лагере. Фильм по роману Уильяма Стайрона повествует о том, как героиня Мэрил Стрип, потерявшая мужа и детей, пытается найти в себе силы жить, перебравшись в штаты.

Поначалу режиссер рассматривал на роль европейских актрис, однако трудолюбивая Стрип в кратчайшие сроки выучила польский и немецкий языки (а также заметно сбросила вес для съемок сцен в концентрационном лагере). Критики высоко оценили старания Стрип, назвав ее игру одной из лучших в истории кинематографа. Большинство журналистов, разбирая душераздирающую драму, прежде всего отмечали глубину актерского таланта артистки. Если вы еще не видели «Выбор Софи» — лучше пропустите прикрепленный ниже отрывок.

«Смерть ей к лицу», 1993

К концу миллениума Стрип зарекомендовала себя в качестве блестящей драматической актрисы, способной перевоплощаться в разные образы, минимизируя эксплуатацию собственной красоты (можно вспомнить тот же «Чертополох», где героиню Стрип с трудом получится назвать привлекательной). При этом артистка желала расширить творческие горизонты и потому снялась в черной комедии Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу». Тогда критики встретили работу прохладно, но время расставило все на свои места.

40-летняя Мэрил, считавшая, что закат карьеры не за горами, в то время сталкивалась с постоянными предложениями сыграть ведьм, но в итоге приняла самое неочевидное решение. Она исполнила роль бродвейской звезды Мэдлин Эштон, желающей никогда не стареть, и потому принявшей эликсир бессмертия. Картина, критикующая погоню за вечной молодостью и принуждение женщин к тому, чтобы выглядеть идеально, в каком-то смысле опередила время. «Смерть ей к лицу» — и по сей день удивительно гротескное, циничное, но чертовски забавное безумие.

«Дьявол носит Prada», 2006

На рубеже веков Мэрил Стрип сыграла чувственную итальянку, эмигрировавшую в Америку, в ленте Клинта Иствуда «Мосты округа Мэдисон» (1995), а затем ярко отметилась в сюрреалистичной «Адаптации» (2002) Спайка Джонса по сценарию великого Чарли Кауфмана. Тем не менее самый запоминающийся образ Стрип случился в картине «Дьявол носит Prada». Актриса показала, как могла бы выглядеть на экране главред Vogue Анна Винтур, но при этом ни на секунду не скатилась в пародию.

Как признавались авторы и сама Стрип, они не пытались отталкиваться от прототипа властной журналистки, а создавали своего персонажа — Миранду Пристли, главного редактора журнала «Подиум». Фэшн-издания до сих пор продолжают вспоминать цитаты, неповторимые наряды и выходы героини, а коллеги — отзываться о ее гениальности. Например, Энн Хэтэуэй рассказывала, что Стрип не выходила из образа даже за пределами площадки, но все равно умудрялась одаривать теплотой и заботой менее опытных актеров. Она же, к слову, настояла на выборе Энн в качестве молодой журналистки по имени Андреа.

«Железная леди», 2011

В 2010-е уже отнюдь не юная Стрип не снизила темпа, продолжая сниматься минимум в одном проекте в год (выносим за скобки работу в телесериалах). А одним из магистральных проектов актрисы стала «Железная леди» — байопик о Маргарет Тэтчер. Чтобы максимально точно воссоздать образ первой женщины премьер-министра Великобритании, Мэрил изучила все аспекты ее жизни: начиная с того, как та формулировала мысли, и заканчивая тем, что носила в клатче. Стрип общалась с приближенными политиками и даже ставила похожий голос на вокальных уроках.

«Железную леди» сложно назвать лучшим фильмом в карьере актрисы, однако ее лучшей ролью — вполне. В New York Times писали, что Стрип была больше похожа на Маргарет Тэтчер, чем сама Маргарет (и это при том, что Мэрил — американка). За роль бывшего политического лидера Великобритании Стрип заслуженно получила третий «Оскар». Впереди нее по сей день остается лишь Кэтрин Хепберн с четырьмя статуэтками.

«Не смотрите наверх», 2021

В последние годы Мэрил Стрип все чаще снимается в стриминговых сериалах, но все равно остается на слуху в киносообществе. Ее самая заметная роль — женщина-президент США в сатирическом фильме Netflix «Не смотрите наверх». В звездном ансамбле с Леонардо Ди Каприо, Кейт Бланшетт, Дженнифер Лоуренс и Робом Морганом Стрип в очередной раз доказала, что с возрастом не теряет хватки. А автор ленты Адам МакКей отмечал, насколько восхитительно Стрип действовала во время импровизаций.

В этом году легенде Голливуда вручили «Золотую пальмовую ветвь» за вклад в развитие кинематографа. Но, несмотря на то, что резюме Мэрил насчитывает десятки выдающихся картин и ролей, до сих пор есть те, кому несимпатичны ее работы (например, Дональду Трампу). Лучше всех на подобные комментарии ответила сама Стрип еще в 2004 году во время церемонии вручения «Эмми». Мэрил заявила, что бывают дни, когда она и сама чувствует себя переоцененной. Затем актриса иронично подытожила: «Сегодня не такой день». Оставляем меметичный хайлайт и уверяем, что Мэрил Стрип, вероятнее всего, кокетничала: нам кажется, в ее карьере таких дней не бывало.

Никита Прунков