Jakob Owens/Unsplash
Jakob Owens/Unsplash
образование

«Сейчас я счастлива»: истории людей, сменивших специальность

«Стоит проще относиться к выбору профессии и отдавать себе отчет, что в жизни есть разные повороты и пути»

28 и 29 июня в российских школах проходят выпускные. Немногие юноши и девушки сразу знают, куда им поступать и какую будущую профессию выбрать, поэтому стрессуют от большой ответственности. Мы собрали монологи людей, которые пошли учиться на одну специальность, а после ее сменили и стали работать совсем в другой сфере. Они рассказали, жалеют ли о потраченном на учебу времени, и дали советы нынешним выпускникам.

Мария С., 28 летотучилась на госслужащего, работает журналистом

Я окончила школу в 2013 году. Начиная с 10 класса я постоянно задумывалась о будущей специальности и пыталась понять, чем вообще хочу заниматься в жизни. Каких-то особенных планов у меня не было, скорее в голове была каша из нескольких интересов: рисования и литературы. Но воплотить эти два увлечения в жизнь не сильно получалось.

Для поступления в художественный вуз мне не хватало подготовки, а для обучения требовались серьезные деньги. Что делать с литературой я тоже не очень понимала: мне что, пойти учиться книжки читать? Все эти мысли — буквально по методичке психолога Эрика Эриксона — привели меня к кризису идентичности и депрессивному состоянию.

Если бы в 17 лет я знала, что можно проще относиться к выбору специальности, то я бы избежала многих психологических проблем

Сначала я поступила на филологический факультет, но столкнувшись с реальными предметами, которые там изучают, поняла, что не хочу этим заниматься. На следующий год я перепоступила на государственное и муниципальное управление. У меня был план: я учусь, получаю диплом и по ходу уже придумываю, что мне нравится.

В этот период я много ходила на лекции в библиотеки и музеи, читала огромное количество литературы, смотрела кино. По сути, я старалась охватывать как можно больше сфер в жизни. В какой-то момент пришло осознание, что я люблю заниматься разными вещами, вникать в них, а после рассказывать и обсуждать с другими. Это и привело меня к журналистике.

Вывод в этой истории достаточно простой: стоит проще относиться к выбору профессии и отдавать себе отчет, что в жизни есть разные повороты и пути.

Саша О., 26 летотучилась на лингвиста, работает дизайнером

Я всегда была творческим ребенком, но взрослые люди мне говорили, что на искусстве не заработаешь. Когда нужно было делать выбор, я пошла учиться на лингвистику. Я опиралась не на свои навыки и увлечения, а на то, что в теории будет приносить деньги. Всегда можно подработать репетитором — а дальше посмотрим, думала я. Но чем дольше я училась, тем больше понимала, насколько это не мое, и под конец обучения совсем потеряла себя.

Очень сложно находиться среди людей, у которых все получается, они знают, чего хотят, и находятся на своем месте. А ты нет. Ты делаешь все средне

В тот период жизни мне казалось, что я не умею ничего, поэтому забросила и творчество. Но меня всегда туда тянуло, поэтому, когда нужно было сделать презентацию для защиты проекта или отрисовать иллюстрацию для студенческого журнала, я была в первых рядах.

Закончив университет, идея заниматься творчеством меня не оставляла, поэтому я пошла на годовой курс в Британскую высшую школу дизайна, чтобы определиться, чем именно я хочу заниматься. Этот курс помог мне понять, что мне не нужно быть совершенной во всем. Важнее развивать свои собственные сильные стороны.

Сейчас я работаю графическим дизайнером. Университетские годы на лингвистике вспоминаются как очень тяжелые. Но там я научилась защищать свои проекты, а знание языков помогло мне расширить кругозор и в целом пригодилось в разных сферах. Это определенно был полезный опыт, но людям, которые сталкиваются сейчас с тяжелым выбором, я советую слушать себя и не ломаться под давлением общества.

Дмитрий П., 30 летотучился на инженера, защищает кандидатскую по истории

Школу я окончил в 16 лет. Тогда у меня было максимальное непонимание себя и своих желаний, поэтому выбор профессии был сделан по наитию и рекомендациям родственников. Они считали, что МГТУ имени Баумана — это отличный вариант. Я согласился, что Бауманка звучит престижно.

Когда я поступил, мне все-таки нравилась учеба, вся эта чистая математика и физика. Учился я неплохо, хотя это был большой стресс. Так шел год, второй, третий (всего шесть лет), и я понимал, что для меня это все как-то странно, скучно, вокруг нет людей с широким кругозором, желанием философствовать и наслаждаться искусством.

Я уже в Бауманке понимал, что я такой латентный гуманитарий

После окончания университета я очень устал от учебы, и сразу мне не хотелось куда-либо идти. Потом у меня было два года, когда я много работал, много в чем разочаровался. Потом я вспомнил, что в школе очень любил историю. Даже удивительно, что мне никак не приходило в голову, что можно этим заниматься и развиваться в эту сторону.

Я поступил в магистратуру РГГУ на исторический факультет. До сих пор ощущаю, что я такой свой среди чужих, чужой среди своих. Но главное — на своем месте. Сейчас я уже в аспирантуре, и скоро меня ждет защита диссертации.

Ника А., 22 годаучилась на юриста, работает в индустрии развлечений

Я из Новосибирска, но всегда мечтала переехать в Москву. Родители сказали, что не будут платить за мое обучение, поэтому я могла переехать только при условии поступления на бюджет. Взвесила свои силы и выбрала юриспруденцию.

Из плюсов обучения — теперь у меня нет страха перед законами и «бумажками», быстро могу найти нужную информацию. Из минусов — убитые нервы. После первого курса я прошла практику в юридическом отделе и поняла, что мне это не нравится.

На втором курсе я попробовала работать моделью, актрисой, ведущей, танцором. Все эти специальности переплетались с творчеством

Мне нравилось так работать, но я понимала, что это временно и карьерного роста тут ждать не стоит. Родители не поддерживали мои увлечения, но я нашла опору в друзьях и молодом человеке. Сейчас у меня свое танцевально-барабанное шоу. Мы выступаем на топовых площадках Москвы, и я полностью довольна своим выбором.

Юлия Л., 43 годаотучилась и работала юристом, ушла в нутрициологию

При выборе первой профессии я руководствовалась прежде всего финансовой составляющей. В конце 90-х очень сложно было найти варианты, которые позволили бы сделать хорошую качественную карьеру и при этом обеспечить достойную жизнь себе и своей будущей семье. Поэтому выбор в принципе был ограничен. Я всегда хорошо училась, окончила школу с медалью, и передо мной был выбор. Первый — уйти в медицину.

Я всегда хотела искать какие-то альтернативные способы лечения болезней, продления долголетия. Однако в конце 90-х врачи получали очень мало, перебивались с хлеба на воду, поэтому этот вариант потихонечку был замещен на второй — юриста-международника.

Я поступила в МГИМО, окончила Международный правовой факультет, затем — магистратуру Института европейского права. После учебы устроилась на высокооплачиваемую работу в хорошую инвестиционную компанию и в течение года стала руководителем международного юридического отдела.

Поработав несколько лет, я осознала, что это история не совсем моя и юридическая составляющая меня не очень интересует. Я стала операционным директором, потом через несколько лет — генеральным директором. Эта работа мне нравилась, но она была чрезмерно стрессовая.

В какой-то момент я поняла, что стресс занимает большую часть моей жизни. Я не вижу детей, потому что ухожу рано и прихожу поздно. Дети растут сами по себе

После завершения своей управленческой карьеры я около восьми лет занималась косвенно сферой здоровья — развитием детей до 7 лет. В перспективе я поняла, что эта тематика все равно очень узкая для меня, и по воле случая и обстоятельств я пришла к нутрициологии. Так как я всегда училась хорошо, для меня учеба и большие объемы информации не составляли никакой проблемы: я за несколько лет окончила множество образовательных программ и получила диплом.

Мои детские мечты и стремления нашли выражение вот в такой форме. Так что сейчас я могу сказать, что счастлива.

Мария Самарина