здоровье

СДВГ, РПП, БАР: почему психические расстройства становятся модными и чем это опасно?

В последнее время в России выросла осведомленность о СДВГ у взрослых, и этот диагноз стал себе ставить практически каждый второй
Dasha Yukhymyuk/Unsplash
Dasha Yukhymyuk/Unsplash

В России, равно как и в других странах, периодически появляется тренд на то или иное психическое расстройство: в моде уже были и депрессия, и БАР (биполярно-аффективное расстройство), и РПП (расстройство пищевого поведения). А сейчас практически каждый второй начал диагностировать у себя СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Вместе с психологами разбираемся, откуда берется тренд на психические расстройства и почему люди стремятся найти у себя их симптомы.

Почему сейчас все начали говорить про СДВГ?

Сказать, что это расстройство новое, нельзя. Главная причина, почему сейчас так активно начали обсуждать СДВГ у взрослых, — его стали лучше диагностировать. Раньше это считалось исключительно детской проблемой, и бытовало мнение, что в определенном возрасте ребенок попросту «перерастает» СДВГ. Но сейчас же врачи соглашаются, что вырасти из СДВГ невозможно. Как минимум потому, что у человека с таким диагнозом изначально сбиты дефолтные настройки мозга, и работает он не как у нейротипичных людей.

Как следствие, из-за распространения осведомленности об СДВГ закономерно выросло и число людей, которым смогли поставить корректный диагноз и которые начали активно делиться в соцсетях историями о жизни с СДВГ. Вполне логично, что на таком фоне произошел бум на это нейроотличие и многие начали пытаться выискивать у себя симптомы и пытаться оправдать несобранность или забывчивость самостоятельно поставленным диагнозом.

Психолог Тина Николова в разговоре с «Постньюс» подчеркнула, что для диагностики СДВГ необходимо пройти полное обследование у специалистов. Сейчас же многие берут несколько самых поверхностных симптомов и на основании этого самостоятельно ставят себе диагноз. «Любую прокрастинацию стали списывать на достаточно тяжелое психологическое расстройство. Это «модное» заболевание сейчас у всех на слуху, поэтому его часто используют для развития контента», — отмечает Николова.

По словам психолога, нередко с помощью надуманного диагноза люди пытаются оправдать неудовлетворенность своей жизнью. «То есть я не бездельник, у меня вот СДВГ. Я не просто какой-то неуспешный, на самом деле мое состояние, мое нежелание что-то делать обусловлено каким-то там психическим расстройством», — говорит специалист.

Проблема в том, добавляет Николова, что зачастую никто не утруждает себя доскональным изучением вопроса: что представляет собой СДВГ и с какими проблемами он сопряжен. Никто не задумывается, что это довольно серьезное расстройство — многие просто вырывают из контекста отдельные симптомы и начинают приписывать себе заболевания, оправдывая ими свои проблемы, заключает Николова.

Почему люди вообще пытаются найти у себя симптомы психического расстройства?

Практикующий психолог Надежда Шукшина в беседе с «Постньюс» объясняет, что таким образом люди пытаются взять под контроль свою жизнь. По ее словам, у них вызывает тревогу неопределенность своих чувств и поведения. А когда человек называет свой недуг каким-либо термином, это снижает уровень тревожности, потому что дает ощущение большего контроля над ситуацией.

Все без исключения люди (наверное, кроме тибетских монахов) испытывают психологические трудности непонятного происхождения. Люди не знают, что с собой делать.

Надежда Шукшина, психолог

Психолог Тина Николова в беседе с «Постньюс» высказывает другое мнение — она предполагает, что попытки найти у себя признаки «модных» психических расстройств связаны с потребностью человека в самоидентификации и причастности к какой-либо социальной группе.

Кроме того, по мнению психолога, современный человек между развитием эмоционального и рационального интеллекта нередко делает выбор в пользу последнего. Поэтому, считает Николова, ему нередко оказывается сложно идентифицировать собственные эмоциональные переживания. Как следствие, возникает внутреннее напряжение из-за непонимания происходящего внутри, и человеку нужно как-то назвать эти процессы, чтобы снять лишний стресс. Многие выбирают именно путь поиска у себя симптомов одного из популярных психических расстройств.

Помимо прочего, отчасти тренд на психические расстройства задают звезды и любые другие медийные личности. Например, Канье Уэст публично признавался, что у него биполярное расстройство личности, однако заявил, что диагноз, напротив, помогает ему творить. И, как следствие, многие поклонники творчества Канье автоматически начнут искать симптомы БАР у себя, потому что это якобы сделает их более похожими на кумира, сблизит их и как будто сделает членами одной группы.

Разве тренд на психические болезни не повышает осведомленность о них?

Отчасти популяризация психических расстройств в массовой культуре и соцсетях действительно помогает бороться со стигматизацией нейроотличий. Как отметила психолог Надежда Шукшина, при достаточном уровне критического мышления это помогает человеку поискать информацию и поразмышлять, найти новые методы познания себя. Поскольку у того же СДВГ симптоматика довольно схожа с БАР, чаще ставили именно последний диагноз, так как это расстройство лучше изучена. Популяризация же СДВГ помогла многим людям под другим углом посмотреть и на свои симптомы, и на ошибочный диагноз (или же его отсутствие), и пройти более тщательное обследование.

Когда подобные симптомы и заболевания достаточно ярко освещаются в масс-культуре, у массовой аудитории создается ощущение, что в этом, в общем-то, нет ничего страшного, отметила психолог Тина Николова. По ее мнению, освещения темы помогает обществу понять, что человек с нейроотличиями точно так же заслуживает нормального взаимоотношения, как и любой другой, и не представляет никакой опасности для общества.

Чем опасна мода на психические расстройства?

По мнению психолога Надежды Шукшиной, опаснее всего не сам тренд и популяризация психических расстройств, а их романтизация. По мнению эксперта, это служит оправданием — люди начинают прикрывать не самые приятные черты характера диагнозом, снимая с себя ответственность за местами антисоциальное поведение. Психолог Тина Николова отметила в беседе с «Постньюс», что наибольшую опасность тренд на психические расстройства представляет для людей с неокрепшей или просто неустойчивой психикой, в особенности, для подростков.

Если я себя, допустим, будучи девочкой-подростком, идентифицирую как человека с пищевым расстройством, то уже я начинаю свое поведение подгонять под эти симптомы. И в конечном итоге приобретаю, собственно, симптомы заболевания.

Тина Николова, психолог

Сославшись на личный опыт, эксперт рассказала, что последние два года у нее был буквально наплыв подростков, которые резали руки. Если говорить об этом как о симптоме, продолжила психолог, то это сигнал очень серьезного психического расстройства, однако большинство подростков резали руки не из-за болезни, а ради подражания популярному в массовой культуре селфхарму.

Причем психические заболевания, подчеркнула Николова, романтизируются именно через массовую культуру. Например, в кино, сериалах или даже в социальных роликах, где показывают людей с нейроотличиями или физическими отличиями, их представляют или как просто загадочных персонажей, или же как обычных людей.

Показывать обществу, что нейроотличных людей не нужно бояться и тем более изолировать, — это неплохо, подчеркнула Николова. Но излишняя романтизация и замалчивание изнанки заболеваний создают информационный пузырь. В итоге получается та же ситуация, что и с депрессией, на которую до сих пор многие списывают любое подавленное состояние, даже не задумываясь о том, насколько серьезен этот диагноз на самом деле, пояснила эксперт.

Анастасия Мельник