«Лесопарковый маньяк» вышел на свободу после 20 лет тюрьмы. Но не факт, что он был виновен
2 августа на свободу вышел бывший военный Алексей Корочкин, который провел в заключении 20 лет по обвинению в серийных убийствах и изнасилованиях. В СМИ его окрестили «лесопарковым маньяком», поскольку все преступления совершались в городском бору Челябинска.
Несмотря на обвинительный приговор, в 2023 году в деле появились новые улики, которые могут свидетельствовать, что Корочкин никого не убивал и вообще не причастен к преступлениям. Сам он вину до сих пор не признал даже ради возможности выйти по УДО. Разбираемся, что известно об Алексее Корочкине и его уголовном деле.
Кто такой Алексей Корочкин и чем он занимался до тюрьмы?
Алексей Корочкин родился в городе Гай Оренбургской области, восемь лет он служил на таджико-афганской границе в звании прапорщика, а после отставки решил переехать в Таджикистан. Там он женился на местной, от которой у Корочкина осталось два ребенка, но позднее решил все же вернуться работать в Россию — в Челябинск.
С женой Корочкин развелся, бывшая супруга оставила ему на содержание и воспитание детей, после чего еще раз вышла замуж. Детей мужчина воспитывал сам, а работал последние годы охранником в Южно-Уральском государственном университете.
Дело «лесопаркового маньяка» в Челябинске — что о нем известно?
Первое убийство произошло поздно вечером 7 мая 2004 года. Черный Mercedes-Benz, за рулем которого сидел криминальный авторитет Яков Абдуллаев, припарковался в уединенном месте челябинского бора в парке имени Гагарина. Заглушив мотор, Абдуллаев пересел на задний диван к своей спутнице, 20-летней студентке Ирине.
Пока пара занималась любовью, к их машине незаметно подошел мужчина. Резким движением он распахнул заднюю дверь и несколько раз выстрелил в Абдуллаева. Ирину же преступник больше часа водил по темному парку, после чего изнасиловал ее. Мужчина предупредил девушку, что он запомнил ее данные и адрес, чтобы та никому не рассказала о произошедшем.
Тогда правоохранители посчитали, что главным мотивом убийства стала криминальная деятельность Абдуллаева, а его спутница просто оказалась не в то время и не в том месте. Однако всего через месяц, 4 июня, все в той же лесопарковой зоне неизвестный мужчина выпустил пять пуль в 24-летнего Игоря Печенкина, который также проводил время в автомобиле со своей подругой. Молодой человек чудом выжил, хотя остался инвалидом. Спутница смогла сбежать.
Третье нападение произошло 28 июля 2004 года — преступник застрелил 26-летнего студента Владимира Карасева, который снова был на заднем диване родительской «копейки» со своей девушкой, 21-летней Ксенией. Убив молодого человека выстрелами в голову и сердце, маньяк, как и в случае с первой жертвой (Ириной), заставил Ксению больше часа ходить по лесу под дулом пистолета. Затем он изнасиловал ее.
После третьего преступления правоохранители, журналисты и местные жители начали подозревать, что в городе завелся маньяк. Причем орудовал он в одном и том же парке, только в ночное время суток — в качестве жертв он выбирал влюбленных, которые уединялись на автомобиле в лесу.
Почему следователи заподозрили в преступлениях Алексея Корочкина?
Три подряд громких убийства, еще и совершенные по одному и тому же сценарию, вызвали сильнейший резонанс. СМИ моментально растиражировали новость о том, что в Челябинске начал орудовать серийный убийца, а правоохранительные органы бросили все силы на поиск хоть каких-то зацепок в этом деле. Казалось, что расследование, должно было быть быстрым и несложным: убийца оставил в живых нескольких жертв, причем сделал это сознательно. Однако оказалось, что ни одна из переживших нападение девушек лицо преступника разглядеть не смогла. И в местах первичного нападения, и там, где преступник насиловал своих жертв, не было необходимого освещения, а потому рассмотреть удавалось только общие черты.
Проблеском в тупиковом расследовании стал сторож местного магазинчика, располагавшегося около злополучной лесополосы. «Братки радиозавода мне на "стрелке" сказали: это Леха Корочкин людей мочит», — заявил он правоохранительным органам. Тем версия понравилась: с оружием Корочкин точно был на «ты», кроме того, те самые «братки» действительно прекрасно ориентировались в лесополосе. Ветеран челябинского управления МВД в разговоре с «Лентой.ру» позднее вспоминал, как правоохранители беседовали с этим охранником и тот им сказал, что Корочкин якобы сам по пьяни рассказал ему о совершенном преступлении.
В итоге «показания» сторожа даже не стали пришивать к делу — суд счел их неправдоподобными, равно как и не стал вызывать его в качестве свидетеля на заседания. Но даже это обстоятельство не сыграло на руку Алексею Корочкину — следователи уже начали разрабатывать версию о его виновности и отступать от нее не собирались.
Что могло быть не так с версией следствия?
Пока Алексей Корочкин находился в СИЗО, в Челябинске произошло еще пять аналогичных случаев нападения — все они были организованы точно по такому же сценарию. Более того, первую жертву нападавший не смог убить: пуля прошла через щеку и челюсть, застряв в ней, но не убила мужчину. Позднее, когда врачи извлекли инородный предмет, выяснилось, что ее выпустили точно из такого же оружия, каким были совершены вменяемые Корочкину убийства.
Адвокат Корочкина Дмитрий Кривошеев указал на то, что у его подзащитного не нашли пистолет, но в то же время из него продолжали стрелять и убивать, пока Корочкин был в СИЗО. Однако, несмотря на эти факты, против него все равно возбудили уголовное дело по статье о незаконном обороте оружия.
Были к следственному процессу и другие вопросы. Одна из девушек, Ксения, уверенно указала на Корочкина и заявила, что он ее изнасиловал (сам осужденный заявил, что не был знаком с ней). А вот вторая девушка, Ирина, которая после недолгих сомнений указала на него (адвокат утверждает, что сделала она это после подсказки от правоохранителей) в суде попыталась отказаться от показаний и сказала, что подписала протокол опрометчиво. Как позднее рассказал сам Корочкин, девушку запугали статьей за дачу заведомо ложных показаний — поэтому она не стала настаивать на изменении итогов опознания. Несмотря на этого, Ирина до сих пор не уверена, что все сделала правильно — более того, она призналась, что по прошествии лет практически убедилась в том, что преступление совершил не Корочкин.
Адвокат Корочкина в беседе с журналистами также указал на то, что специалисты проводили процедуры опознания с огромными нарушениями. Например, в материалах дела нет протокола допроса потерпевших, где они описывали бы внешность и отличительные признаки нападавшего. Это обязательный документ, который должны составлять в любом случае, даже если преступника поймали с поличным.
При этом на момент задержания у Корочкина была очень характерная особенность, которую сложно не заметить — у него отсутствовали два передних зуба. В то же время ни одна из потерпевших, каждая из которых провела с преступником минимум час, эту отличительную черту не запомнила. В ответ на вопрос о наличии у нападавшего передних зубов они все отвечали утвердительно.
Помимо этого, у Корочкина решили не брать биоматериал на исследование, хотя речь шла не только об убийствах, но и о нескольких эпизодах изнасилования. Тогда следователи сослались на то, что в экспертизе якобы нет смысла, поскольку насильник пользовался презервативом. Правы ли криминалисты в том, что использование контрацепции обеспечивает полную стерильность и снижает риск оставить биоматериал на жертве на 100% — вопрос открытый. Сам Корочкин настаивал на взятии материала на исследование, однако его прошение удовлетворено не было.
Почему Алексея Корочкина все равно признали виновным?
Директор научно-исследовательского института судебных экспертиз СТЭЛС, профессор Российской академии естествознания Александр Власов, который во время уголовного расследования череды убийств в Челябинске работал судебно-медицинским экспертом, рассказал, что он изначально не до конца верил в виновность Алексея Корочкина. В беседе с челябинским изданием «Аргументы недели» он рассказал, что когда обвиняемого еще только поместили в СИЗО, у него сложилось стойкое ощущение, что под стражу «взяли не того» — все указывало на то, что и суд, и следствие допустили ошибку. Власов пояснил, что по всем признакам характер и почерк убийцы говорил скорее о том, что преступления совершал сотрудник правоохранительных органов.
Власов указал на то, что когда речь идет о классических маньяках, которые убивают своих жертв, всегда имеет место еще и убийство случайных (или нет) свидетелей. Как правило, серийные убийцы действуют не просто аккуратно, а с педантичной филигранностью, поскольку для них крайне важно не быть обнаруженными. В случае с убийствами в Челябинске весьма странным был определенный гуманизм — маньяк убивал только мужчин, женщин же он спокойно отпускал на свободу после изнасилования.
По словам Власова, даже когда после поимки Корочкина и заключения его под стражу в Челябинске произошло еще два идентичных убийства с использованием того же оружия, правоохранители решили закрыть на эти обстоятельства глаза. Новость об успешной поимке серийного убийцы уже разошлась по СМИ, за историей с поимкой маньяка пристально следили не только в регионе, но и по всей стране. Тот факт, что серия убийств продолжилась, объяснили тем, что кто-то из друзей или подельников Корочкина специально продолжил убивать в его стиле, чтобы создать ему алиби.
В те годы реализация всего процесса уголовного преследования была абсолютно формализована. И, если следствие приходило к выводу, что человек виновен, то в автоматическом режиме судебные органы уже, по сути, дублировали эту же версию.
一 Александр Власов, судмедэкспертВласов пояснил, что, когда шло следствие по делу убийств в Челябинске, система переживала период реформации. В частности, рассматривался законопроект о создании Федеральной службы расследований, глава которой бы назначался и снимался с должности лично президентом. Закономерно, что сотрудники правоохранительных органов (а в особенности следователи) старались продемонстрировать максимальный профессионализм. Кроме того, помимо довольно жестких установок от начальства, свой вклад внес и общественный резонанс — руководство и люди требовали как можно скорее найти и посадить серийного убийцу.
По итогу, заключил Власов, все выглядело так, будто правоохранители решили взять первого мужчину, который хоть как-то подходил под описание подозреваемого (к слову, весьма расплывчатое). Так, Корочкин был мужчиной крепкого телосложения и ростом чуть выше среднего, а вдобавок по роду деятельности умел пользоваться короткоствольным оружием.
Какие новые обстоятельства появились в уголовном деле?
Возможно, последней надеждой для Алексея Корочкина снять с себя обвинительный приговор, пусть и после отбывания всего срока, стала счастливая случайность для него и новая головная боль для правоохранителей. Вдова бывшего сотрудника МВД Александра Болотова после смерти мужа принесла в отделение полиции оружие супруга, поскольку хранить такое наследство дома законно она не могла. Полицейские провели стандартную процедуру и внезапно обнаружили среди оружия тот самый пистолет, из которого лесопарковый маньяк совершал свои преступления.
К сожалению, выяснить, откуда у обычного инспектора ГИБДД взялось оружие, из которого убили нескольких человек, уже не получится. Однако несколько фактов о нем могут быть интересны в случае возобновления следствия. В период с 2004 по 2005 год Болотов, рассорившись с супругой, жил в квартире родителей как раз рядом с Гагаринским парком. Также он был заядлым охотником и знал каждую лесополосу вокруг Челябинска буквально наизусть. Правоохранительные органы, впрочем, заявили, что потерпевшие не смогли опознать Болотова, поэтому его причастность к преступлениям никто не стал даже рассматривать.
Но после этого инцидента Корочкину разрешили дать первое интервью журналистам, в котором он еще раз заявил, что не совершал преступлений, за которые его осудили. Он также рассказал, что правоохранители в открытую заявили ему — Корочкин будет сидеть до тех пор, пока они не поймают настоящего преступника. Не повлияет на решение и то, что сами обвинители знают, что Корочкин невиновен.
Сам Алексей Корочкин намерен добиваться пересмотра дела даже после окончания тюремного срока — адвокат мужчины заявил, что готовит апелляцию и будет добиваться отмены приговора.