«Орудия умолкли»: легендарная группа Oasis воссоединилась спустя 15 лет
В свое время группа Oasis стала настоящей сенсацией мирового масштаба. На пике популярности ей пророчили обогнать по популярности самих Beatles, но внезапный, пусть и закономерный, распад команды в 2009-м потушил эти амбиции. И вот, спустя 15 лет, Oasis объявили, что отправляются в новый, поистине долгожданный тур. По случаю реюниона вспоминаем историю легендарной группы и рассказываем о ее влиянии на современную рок-сцену.
С чего начинался Oasis?
В далеком 1991 году в Манчестере периодически репетировала группа The Rain. Это была обычная вечно-подвальная команда, не дававшая концертов и собиравшаяся раз в неделю. Ключевым событием для The Rain стал приход ударника, который, наконец, заменил использовавшуюся ранее драм-машину, и нового вокалиста Лиама Галлахера. Молодой и талантливый парень очень резво влился в ее жизнь и вскоре убедил остальных участников сделать две судьбоносные вещи: переименовать группу в Oasis и пригласить на роль гитариста своего старшего брата Ноэла.
Ноэл Галлахер очень скоро стал основным автором песен обновившейся группы, так как имел, пожалуй, самый большой опыт в музыке: он осваивал гитару с 12 лет и к моменту приглашения уже выступал в качестве сессионщика. Кстати, именно после его выступления в развлекательном центре Oasis в Суиндоне Лиам решил дать своей группе одноименное название.
Почему Oasis — самое важное событие в поп-роке 90-х?
Первый альбом группы Definitely Maybe (1994) сразу получил статус культового, а продажи второго крупного релиза (What's the Story) Morning Glory? (1995) поставили рекорд Гиннеса — 600 тыс. копий были проданы за первые сутки со старта продаж. Песни из этого альбома, в частности, Wonderwall и Don’t look back in anger по сей день считаются абсолютной классикой британского рока и лучшим его проявлением.
Уникальная манера Лиама, изысканные и в то же время простые риффы Ноэла и регулярное попадание на строчки газет и телеэкранов из-за драк и прочих инцидентов слились в по-настоящему ядреную смесь. Парней из Манчестера неофициально стали называть «новыми Beatles» и стали им пророчить успех еще больших масштабов.
Oasis замыкали так называемую «Большую четверку брит-попа» в которую вошли группы Pulp, Suede и архивраги Галлахеров — Blur. Их медиавражда с последними шла до самого конца, а Лиам и по сей день периодически подкалывает лондонцев, называя их «самой переоцененной группой в истории». В девяностые и нулевые между двумя мастодонтами жанра шла по-настоящему ожесточенная борьба за чарты, которая какое-то время благоволила именно Oasis. Но третий и четвертый альбомы группы — Be Here Now (1997) и Standing on the Shoulder of Giants (2000) — по прошествии времени встретили больше критики, чем похвалы, хотя и разошлись неплохими тиражами.
В прессе группу начали нарекли «исписавшейся», в то время как Blur держались всегда более-менее стабильно. Ситуацию не красили и отношения внутри коллектива: братья Лиам и Ноэл, известные своим заносчивым характером, то и дело ссорились по поводу и без. Так, Ноэл пытался выбить себе вокальные партии в песнях, так как считал их своим творением, и перетягивал на себя одеяло, за которое крепко держался Лиам. Младший же брат злоупотреблял наркотиками — его выходки иногда доходили до того, что некоторые сеты все-таки приходилось исполнять Ноэлу. Однажды Лиам даже заявил публике, что «нужен в Oasis только для того, чтобы те были крутыми».
Их релиз Don’t believe in the truth в 2005 году вдохнул новую жизнь и подарил поклонникам веру в Oasis. Он звучал смело, интересно и приятно знакомо для слушателей, выросших на брит-попе, однако не смог поломать заданный еще в 1993 году курс. В 2009 году Ноэль заявил, что официально уходит из группы, так как не может находиться на одной сцене с Лиамом. Так их пути разошлись, а группа Oasis, казалось, канула в лету.
Что было дальше?
Если коротко, то Лиам и остальные участники группы пытались играть вместе еще какое-то время. За Oasis последовали Beady Eye, которые пыталась шуметь еще пять лет на угасающей славе предыдущего коллектива, но в конечном итоге она была расформирована и Лиам ушел в сольную карьеру.
Ноэл основал свою группу Noel Gallagher's High Flying Birds, которая выпустила свой первый альбом уже в 2011 году. Релиз разошелся тиражом в 820 тыс. копий в Великобритании, а его синглы дважды попадали в национальный топ-20. Однако слава группы в конечном итоге пошла на спад. Последний громкий альбом Chasing Yesterday вышел в 2015 году и занял первое место среди выпущенных альбомов того года по прослушиваниям. Далее все выпуски, будь то синглы, EP или альбомы, не добивались подобных высот, хотя и попадали на радио.
Лиам сквозь годы неоднократно намекал на то, что забыл прошлые обиды и хотел бы помириться с братом. К тому же певец поборол наркотическую зависимость и в целом пересмотрел отношение к жизни. Его взросление отчетливо прослеживается в песнях One of Us, Once и For What’s It Worth.
В то же время сам Ноэл не горел желанием возвращаться к тому, от чего он убегал в 2009 году. С того самого рокового дня братья даже не виделись. Их общение происходило разве что через интервью различным изданиям, в которых Ноэл называл Лиама «грубым, заносчивым, пугающим и ленивым». «Он самый злой человек, которого вы могли бы повстречать. Он как мужик с вилкой в мире супа», — отозвался артист о своем брате.
Братья Галлахеры помирились?
«Птицы высокого полета» Ноэла регулярно выступают, его песни попадают в чарты, и он никогда не отказывает себе в экспериментах со звуком, что иногда даже выходит боком его популярности. Особенно это заметно в статистике последних релизов исполнителей на Spotify: несмотря на то, что группа Ноэла набирает в месяц стабильно на 300-400 тыс. больше прослушиваний, его последние работы можно отнести к самым непопулярным за всю историю группы. В то же время последние синглы Лиама побивают рекорды по прослушиваниям в своем жанре и стабильно занимают лидирующие позиции в чартах.
И вот, спустя долгое время канал Oasis в X (бывший Twitter) объявил, что это случится — группа снова даст тур по Великобритании и Ирландии. Пусть пока и неясно, вернется ли к работе весь состав или только братья Галлахеры (ничего, кроме самого факта выступлений и дат концертов, группа пока не рассказала), объявление действительно навело ажиотаж. Сейчас обоим музыкантам за 50 лет (Ноэлу 57, Лиаму — 51) и, вероятно, спустя годы им действительно удалось зарыть топор войны. «Орудия умолкли. Звезды сошлись. Долгое ожидание в прошлом. Приходите и лицезрейте. Телетрансляций не будет», — гласит пост группы в X.