музыка

Неискренность, агитация и безумные фанаты: почему миллионы людей ненавидят Тейлор Свифт?

Разбираем феномен неискренности Тей-Тей, не опускаясь до уровня ненавистников…
Evan Agostini/Invision/AP/TASS
Evan Agostini/Invision/AP/TASS

Два года назад мы писали материал о том, почему музыка Тейлор Свифт достойна внимания и выбирали ее лучшие релизы. Тогда весь мир обсуждал то, что певица стала человеком года по версии журнала Time — Свифт обошла Владимира Путина, Си Цзиньпина, Карла III и куклу Барби. Не сказать, что за это время в поп-индустрии произошла революция, однако главная суперзвезда десятилетия стала все чаще сталкиваться с критикой. Одни видят в ее феминистическом творчестве холодный расчет, другие упрекают в манипулятивном поведении, ну а третьих просто раздражает ее вылизанный girl-pop стиль.

Сегодня мы решили разобраться, почему, несмотря на невероятные стриминговые результаты, кучу наград и признание миллионов, многие все равно недолюбливают (и даже ненавидят) Тейлор Свифт. Выделили ключевые причины.

Дисклеймер: если вы считаете себя частью фэндома «свифтис», ненавидите Канье Уэста (и фразу I made that bitch famous), пускаете слезу при прослушивании cardigan и вообще вас взбесил заголовок этого текста — выдохните, мы не ненавидим Тейлор Свифт. Просто настал момент разобраться, почему при таком уровне хайпа Свифт регулярно сталкивается с хейтом в самых разных уголках света.

Тейлор Свифт — не «соседская девчонка». Она знает, как работать с хайпом и монетизировать скандалы

Тейлор Свифт начала музыкальную карьеру еще в первой половине нулевых. Состоятельные родители девушки редко в чем-то ей отказывали, а потому проблем с поиском помощников в шоу-бизнесе, преподавателей по вокалу и сонграйтингу у нее не было. К 16 годам Тейлор заключила первый контракт с независимым лейблом Big Machine Records, а позднее выпустила под его эгидой несколько незамысловатых релизов. Примечательно, что в начале пути Свифт выбрала в качестве основного источника вдохновения жанр кантри-музыки.

Для понимания: в Штатах кантри зачастую слушает более консервативная часть населения (республиканцы) — при желании его можно сравнить с более понятным русскому человеку шансоном. А теперь представьте, что в условном 2017 году условная певица Гречка ударилась бы не в меланхоличный инди, а в блатной саунд (во времена, когда это не было мейнстримом, а признанный иноагентом Моргенштерн еще не заигрывал с народным феноменом). Тейлор, в свою очередь, сделала именно так и, не побоявшись эксперимента, представила кантри-альбом Fearless. В последующие годы она интегрировала в свой звук элементы поп и софт-рока, снабдила песни синтетическими битами и заедающими припевами.

С приходом широкой популярности Тейлор начала выстраивать образ «соседской девчонки» — приземленной, искренней, трудолюбивой, крайне внимательной к фанатам, вежливой к любому персоналу. Имея к 20 годам «Грэмми» и несколько успешных альбомов, Тейлор стала поп-звездой с идеальным (даже стерильным) реноме, очернить который мог разве что Канье Уэст — искренне извиняемся за этот оборот. В 2009-м на церемонии MTV Video Music Awards он прервал речь Свифт после триумфа, заявив, что награду заслужила Бейонсе. Тогда на Йе ополчился весь шоубиз (и даже Барак Обама), а вот Тейлор вынесла из инцидента определенные уроки.

В 2016-м произошла эскалация конфликта — Канье дропнул трек Famous (со словами «Я считаю, что мы с Тейлор все еще можем переспать. Почему? Я сделал эту суку знаменитой») и клип с голой куклой, напоминающей Свифт. Ко всему прочему, экс-жена рэпера Ким Кардашьян предоставила видеоподтверждение того, что Свифт дала устное согласие на упоминание себя в песне. Так, против Тейлор, которая якобы хотела похайпиться на истории с позиции обиды, развернулась настоящая кампания ненависти. Ее имя в соцсетях стали сопровождать эмодзи змеи, а поклонники завалили девушку гневными сообщениями. Далее последовало годовое затишье в медиапространстве.

Главный козырь Тей — ее безумные фанаты. И многих они пугают (нас уж точно)

Взяв паузу на подумать, некогда соседская кантри-девчонка (и, вероятно, команда из нескольких десятков менеджеров и продюсеров) приняли решение, что в новом релизе Reputation ответят на все накопившиеся вопросы. И хоть ложка, как известно, хороша к обеду, дисс на Канье и рефлексия по бывшим медийным бойфрендам, приправленные хип-хоп мотивами, пришлись массовой аудитории по вкусу. Свифт в каком-то смысле переродилась. «Это альбом со статусом блокбастера <…> в нем она провокационно отказалась от своего образа „девочки из соседнего двора“ ради чего-то более гламурно утонченного», — восхищенно писали критики.

Свифт использовала «змеиную» кибертравлю как маркетинговый трамплин — пресмыкающееся появилось в клипах на песни LWYMMD и Ready For It. В релизе Тей была одержима темой врагов и репутации, а злополучная змея ко всему прочему стала символом ее непоколебимости и бессмертия (ну, в рамках медиабуллинга). Впрочем, будем честны, ни о какой «отмене» из-за того скандала и речи не было: Свифт вполне намеренно взяла тайм-аут, зная, что все равно выйдет из ситуации со щитом — позднее выяснилось, что Канье согласовывал совсем другую строчку и, по сути, подставил Тей. К тому же в 2017-м Свифт уже считалась поп-идолом с колоссальной аудиторией.

Армия ее поклонников по всему миру, которые неиронично называют себя «свифтис», поддерживали и поддерживают Тей-Тей примерно во всем. Опустим тот факт, что некоторые посещают трехчасовые концерты звезды во взрослых подгузниках (чтобы не отвлекаться на походы в туалет и оставаться в первых рядах) и давнишний конфликт с Уэстом, а вместо этого вспомним несколько других кейсов. Например, фанаты Свифт «сливали» в сеть адреса бывших партнеров Тейлор из-за скандала с правами на песни и буллили ее экс-парней в соцсетях. Тот же Джон Мейер столкнулся с критикой, потому что в момент начала их отношений ему было 32 года, а Свифт всего 19.

Фэндом Свифт так сильно предан певице из-за того, что она максимально сократила дистанцию между собой и поклонниками — его участники первыми получают билеты на концерты, а сама Тейлор может посетить свадьбу или день рождения фаната. Также Свифт время от времени отвечает на личные сообщения в соцсетях и проводит личные встречи с малоимущими или страдающими от разного рода недугов почитателями. И все бы ничего, но сообщество «свифтис» порой напоминает религиозный культ, где адепты артистки не просто погружаются во вселенную ее творчества (с расставаниями, поисками себя и перерождениями), а обожествляют ее.

Некоторые из них бьют татуировки с названиями всех релизов певицы, другие — бьются в истерике, когда успевают купить билеты на ее выступление, а третьи — буквально сходят с ума на этих самых концертах. Смотрите сами.

Тейлор Свифт — социально-экономический феномен. Но она занимается агитацией и почти не удивляет

Свифт уже давно не про кантри и душевность (соседка с состоянием $1,3 млрд — перебор), но она все еще близкая подруга для своих поклонников, готовых катком проехаться по любому не согласному с величием Свифт в X (бывший Twitter) или где бы то ни было. Ее фан-базу называют самой влиятельной демографической группой в американской политике — согласно прошлогодним опросам, более половины взрослых американцев считают себя фанатами Тейлор. Неудивительно, что штаб Джо Байдена еще до того, как он покинул президентскую гонку, всерьез рассчитывал на поддержку американской певицы, придерживающейся левых взглядов.

При этом до 2020 года девушка редко высказывалась на политические темы. Еще в 2016-м, когда в Штатах проходили выборы, она решила отмолчаться — критики полагали, что Свифт не выступала против Трампа, чтобы не растерять часть консервативной аудитории. Но постепенно ее аполитичность сходила на нет, и Свифт несколько раз высказалась за реформу законодательства о ношении огнестрельного оружия и поддержала ЛГБТ (запрещенная в России экстремистская организация). Трамп, к слову, заявлял, что после ряда высказываний стал любить музыку Свифт «на 25 процентов меньше».

В дальнейшем Тейлор не раз выступала с политическими заявлениями, пекла печенье с подписью «Байден 2020» и призывала молодежь ходить на выборы. Впрочем, «фактор Свифт» работает не только в преддверии смены лидера: она — живой социально-экономический феномен, способный влиять на мнения людей и экономику стран — ее Eras Tour, как полагают аналитики банка Barclays, принесет экономике Великобритании порядка $1,2 млрд (уже даже появился расхожий термин «свифтономика»). Примечательно, что главное оружие Тей — «свифтис» — только разрастается и, вероятно, будет и дальше оставаться подконтрольной во всех вопросах Свифт группой.

Будем честны, в большинстве своем «свифтис» — отнюдь не притязательная аудитория. Почти религиозная преданность певице не позволяет фанатам усомниться, например, в ее музыкальных способностях — Свифт все реже экспериментирует со звуком и эксплуатирует схожие темы в треках уже много лет (тем временем та же Билли Айлиш смело выдает пластинку практически без хитов). Фэнов все еще прельщает автобиографичность ее песен, литературные отсылки, пасхалки и факт авторства — мол, вдумайтесь, поп-звезда не пользуется услугами гострайтера и лично выстраивает вселенную «свифтис». Для многих увлечение творчеством Тейлор стало продолжительной терапией — они следят за ее жизнью с 17 лет. Нас же оно давно не удивляет.

При всем уважении к маркетологам Свифт и ее крепким первым альбомам, сегодня кажется, что ее стало слишком много и она попросту надоела. И дело не в том, что Свифт — уже не милая отличница с гитарой, а бизнесвумен, которая конвейерно штампует хиты. Нет. Она являет собой все то, за что люди ненавидят поп-культуру — Свифт обращается к фем-повестке, когда ей это нужно, делает политические заявления, когда не остается выбора. Она своя в доску, потому что может устроить вечеринку для фанатов, но она непременно улетит с нее частным джетом (и за это ей вновь предъявят экоактивисты). Тейлор Свифт была настолько искренней в начале пути, что к 34 годам она слилась с ним. За фигурой большой звезды не видно живого человека — только горы денег, четко сформулированные мысли и ладно сделанные песни.

Никита Прунков