общество

В России предложили ввести маркировку чая. Чем это грозит?

Авторы идеи выступают за полный контроль качества продукции
luschikovvv123054/Vecteezy
luschikovvv123054/Vecteezy

В России предложили ввести обязательную маркировку чайной продукции — с таким требованием выступили общественники из организации «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ). По их мнению, это позволит контролировать качество чая и оперативно выявлять фальсификат. Данную инициативу уже поддержали в думском комитете по охране здоровья. Разбираемся вместе с экспертами, производителями чая и депутатами, не навредит ли нововведение чаеводам и как это все отразится на конечном потребителе.

Зачем общественники предлагают маркировать чай?

«Общественная потребительская инициатива» мотивирует свое предложение тем, что в последнее время в партиях нескольких крупных производителей были выявлены пестициды. В ОПИ рассказали «Постньюс», что речь идет не о превышении допустимых дозировок разрешенных пестицидов, а о наличии в продукции не зарегистрированных в РФ веществ.

«Исследование влияния этих веществ на организм человека еще не проводилось. Их присутствие в принципе запрещено, согласно действующему законодательству. По нашему убеждению, ситуация не может быть признана допустимой и требует принятия ряда неотложных мер», — заявил «Постньюс» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

Общественники предлагают регистрировать на территории России пестициды, которые применяются в странах-поставщиках сырья для производства чая. В ОПИ считают необходимым провести экспертизы и определить допустимость наличия тех или иных веществ, а также норму их концентрации в чае и сельхозпродукции.

«Эта задача уже давно должна была быть решена производителями и импортерами чая, однако, по всей видимости, они пренебрегли организацией столь важных процедур. Маркировка позволит оперативно выявлять и блокировать реализацию продукции, произведенной с нарушениями», — добавил Павлов.

Спикер акцентировал внимание на том, что речь не идет о разработке какой-то новой системы — предлагается использовать уже существующий «Честный знак». По словам Павлова, он успешно себя зарекомендовал в разных отраслях пищевой промышленности, и его внедрение не сказалось на стоимости продуктов для потребителей.

Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный в беседе с «Постньюс» рассказал, что чай не относится к первоочередным товарам для маркировку, но инициативу поддержал. В то же время он отметил, что решение о маркировке того или иного товара должно принимать правительство и профильные специалисты, а не общественная организация.

«Мы тоже выступаем за маркировку чайной продукции. Но приоритеты по маркировке должно определять правительство. Маркировка товаров — неизбежный процесс. Это нужно для полного отслеживания и контроля товаров. Смотрите, вода сейчас маркируется, хотя к ней было меньше всего нареканий», — сказал депутат.

Как наличие пестицидов в чае может сказаться на здоровье потребителей?

Глава ОПИ Олег Павлов в беседе с «Постньюс» заявил о потенциальной опасности пестицидов для организма человека из-за их токсичности. «Опасность хронического воздействия пестицидов заключается в отдаленных канцерогенных, мутагенных, аллергенных последствиях для организма. При попадании пестицидов в организм возможно острое или хроническое отравление», — сказал спикер.

Исследования подтвердили наиболее чувствительные к пестицидам категории — дети, подростки, пенсионеры и люди с ослабленным организмом. «Особенно опасно воздействие пестицидов во время беременности и грудного вскармливания. Проникая через плацентарный барьер, они оказывают негативное влияние на развивающийся плод», — отметил Олег Павлов.

Как на инициативу введения маркировки отреагировали производители чая?

«Постньюс» связался с заместителем директора АО «Хоста Чай» Сергеем Мочаловым, который выразил поддержку инициативе ОПИ по маркировке чайной продукции. «Было бы неплохо ввести маркировку чайной продукции. Мы на каждую упаковку чая и так наносим QR-код, он подтверждает органическое происхождение нашей продукции. Мы уже два года как ставим данную маркировку» — сказал Мочалов.

Спикер добавил, что попадание пестицидов в продукцию «Хоста Чай» исключено, поскольку по органическому ГОСТу такие вещества запрещены. Неорганические же производители могут столкнуться с одной сложностью — это расходы на нанесение маркировки. Мочалов добавил, что их предприятие наносит QR-код по предписанию ГОСТа для органических продуктов.

«Если государство установит какие-то нормы по пестицидам, то, на мой взгляд, это будет соблюдаться производителями. Что касается чая, 95% продукции — импортная. У нас по законодательству есть фитосанитарный контроль, он визуальный. На таможне его не исследуют, просто смотрят, есть ли сверху бабочки-вредители, если нет — его однозначно пропускают в страну», — пояснил Мочалов.

Спикер акцентировал внимание на небольшом объеме продукции «Хоста Чай». Именно это позволяет строго контролировать качество всей продукции и проводить необходимые исследования. Кроме того, Мочалов рассказал, что их предприятие регулярно сдает на анализ не только почву с чайных плантаций, но и готовую продукцию.

Генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия, в свою очередь, назвал предложение ОПИ о введении маркировки необдуманной затеей, а обоснование дилетантским. «Вредная инициатива, вводящая как потребителей, так и госорганы в заблуждение. При этом еще и дискредитирующее как важную и системную работу Роспотребнадзора, так и чайную категорию в целом. Какой-то банальный самопиар», — сказал «Постньюс» Чантурия.

Спикер добавил, что не видит связи между необходимостью маркировки чая, его качеством и безопасностью. Чантурия считает российский рынок одним из самых прозрачных, ведь 95% сырья ввозятся из-за рубежа по нулевым пошлинам и уже фасуется на фабриках в РФ. При этом лидирующие позиции занимают пять-шесть компаний, каждая из которых тщательно проверяется надзорными службами.

«Нелегального рынка просто нет. Все контролируется: ввоз сырья мониторит Россельхознадзор, двойной проверке на вход и выходе продукция подвергается на самих фабриках, розницу проверяет Роспотребнадзор. Любое отклонение практически моментально устраняется. Все работает как часы, у нас сейчас один из самых высоких в мире уровней безопасности чайной продукции», — утверждает Чантурия.

Кроме того, спикер отметил, что в данное время ведется активная работа по гармонизации российских норм допустимого содержания пестицидов в чае с мировой нормативной базой. Это необходимо, чтобы исключить определенное несоответствие между нормированными в РФ и применяемыми в мировой чайной индустрии препаратами.

«Мы закупаем сырье во всех основных чаепроизводящих странах мира, где, как и в любом сельском хозяйстве, для борьбы с вредителями применяются те или иные пестициды. Важно, чтобы в нашей стране, которая фактически полностью зависит от импорта чая и для которой специально чай никто выращивать не станет, действовали современные нормы», — говорит Рамаз Чантурия.

По его словам, это необходимо, чтобы не возникало ситуаций, когда в ходе проверок продукции обнаруживают бифентрин. Это вещество применяется во всем мире, но его допустимое содержание четко нормировано. В РФ же этот пестицид запрещен в любых дозировках по причине отсутствия норматива.

«Редко возникают случаи, как недавно нашумевший эпизод с выявленными в известных чайных марках пестицидами. В них нашли тот же бифентрин, его показатели в пределах международно допустимых норм, но формально это является нарушением. При этом бифентрин нормирован в России для капусты. Причем уровень допустимого содержания вещества в капусте в разы превышает те значения, которые выявлялись в ходе недавнего мониторинга в отношении чая», — отметил Рамаз Чантурия.

Еще один распространенный пестицид в чае — гексахлорбензол. Им опрыскивают чайные плантации, чтобы их не поедали вредители. В странах, где выращивают чай есть естественные вредители, которые лист едят. Если поля не опрыскивать, то объемы выращивания чайного листа сократятся.

«В России чай растет только в Сочи. Мы не опрыскиваем свои плантации, у нас нет вредителей для этого растения. Зимние температуры и снег препятствуют этому. Да и все наши плантации находятся в горах на высоте 450 метров над уровнем моря. Поэтому у нас нет нужды опрыскивать чайный лист. А вот в Кении и Танзании без опрыскивания чайный лист просто погибнет», — сказал Сергей Мочалов.

Стоит ли ждать подорожания чая из-за введения маркировки?

Сергей Мочалов считает, что введение обязательной маркировки чая в России может привести к росту цен для конечного потребителя. «В процентном отношении сложно сказать. Но производители понесут дополнительные расходы на маркировку чайной упаковки», — сказал спикер.

Генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия отметил, что маркировка очевидно увеличит материальную нагрузку на производителей. «Это ведь, как минимум, дополнительное оборудование и другие затраты, которые лягут на себестоимость социально значимого продукта», — говорит Чантурия.

Павел Деденко