Руководство к действию: зачем и как Россия меняет ядерную доктрину?
На этой неделе замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что российские власти скорректируют «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания». Позднее в министерстве уточнили, что работа над корректировкой российской ядерной доктрины находится «в продвинутой стадии». Что стало поводом для таких изменений и как это может отразиться на мировом сообществе? Разбираемся.
О чем гласит ядерная доктрина РФ?
Документы о сдерживании ядерной угрозы — это не постулат, а лишь руководство к действию в случае реальной угрозы. С течением времени ядерные доктрины претерпевали изменения, в них смещались акценты в зависимости от геополитического акцента. На июньском ПМЭФ президент России Владимир Путин отмечал: ядерная доктрина — это «живой инструмент». Сегодня Россия столкнулась с самой серьезной угрозой: в Курской области украинские военные ждут разрешения от Запада на использование ракет дальнего действия. Положение обязывает.
«Те вызовы, которые множатся в результате неприемлемых эскалационных действий США и их союзников по НАТО, вне всякого сомнения, ставят перед нами во весь рост вопрос о том, как базовые документы в сфере ядерного сдерживания могут быть приведены в большее соответствие с текущими потребностями», — заявил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков на полях совещания министров иностранных дел БРИКС. Россия изменит свою ядерную доктрину с учетом последних конфликтов и действий Запада.
По словам Рябкова, работа по корректировке документа находится «в продвинутой стадии», но о конкретных сроках говорить рано. Ранее Путин допустил, что Россия изменит доктрину из-за «понижения порога применения ядерного оружия» на Западе. В МИДе сообщили, что «есть четкая установка на то, чтобы внести коррекцию». Как озвучил Рябков, она обусловлена «изучением и анализом опыта развития конфликтов» последних лет, включая "эскалационный курс наших западных противников" в связи с СВО».
20 июня на пресс-конференции по итогам визита во Вьетнам Путин пояснил, что необходимость разработки новой доктрины связана с тем, что на Западе «появляются новые элементы, связанные с понижением порога применения ядерного оружия». Включать в доктрину превентивный ядерный удар не нужно, поскольку «в ответно-встречном ударе противник будет гарантированно уничтожен», добавил он.
В середине июля Рябков заявил, что Россия в ответ на размещение дальнобойных ракет США в Германии может развернуть аналогичные системы в ядерном оснащении. Москва должна готовиться к разного рода сценариям, в том числе нежелательным, «в плане возможного значительного наращивания американцами своего ядерного потенциала», добавил замглавы МИДа.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в ходе пресс-брифинга на ВЭФ-2024 подтвердила корректировки ядерной доктрины. «Необходимость связана с безответственной позицией Запада и эскалацией со стороны США и их союзников по Североатлантическому альянсу», — сообщила Захарова. Позднее глава ведомства Сергей Лавров добавил: «У США пропадает ощущение взаимного сдерживания с РФ, это опасно».
В Указе об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания от 2020 года, ведущем документе по вопросам применения ядерного оружия, приведены условия, в которых Россия может задействовать свой ядерный потенциал. В нем указано, что ядерная политика РФ «носит оборонительный характер» и направлена на сдерживание потенциального противника от агрессии, а в случае возникновения конфликта — на «недопущение эскалации военных действий». Следующим пунктом документа фиксируется, что применение ядерного оружия РФ — это крайняя мера. «Россия предпринимает все необходимые усилия для уменьшения ядерного угрозы», — написано в документе.
Кто спровоцировал разрыв ядерного баланса?
Эксперт КГ «Полилог», политконсультант Руслан Андреев в разговоре с «Постньюс» отметил, что российское руководство готово строить конструктивные партнерские отношения с любой страной в мире. «Эти отношения всегда будут носить дружественный характер, Россия никому не угрожает. — утверждает эксперт. — В этом заключается психология и характер российского руководства». Тем не менее реакция на внешнеполитические изменения со стороны России — зеркальная.
Россия принимает ответные меры реагирования на угрозы со стороны стран, ведущих недружественную политику. Толчком для пересмотра основ ядерного сдерживания стали переговоры США и Германии о размещении в Европе ракет дальнего действия. Это классическая политика реагирования на угрозы.
一 Руслан Андреев, политконсультантРанее Пентагон пообещал в 2026 году приступить к размещению в Германии дальнобойных ударных систем, в том числе зенитных ракет SM-6, наземной версии крылатых ракет Tomahawk и гиперзвукового оружия. Министр обороны Германии Борис Писториус назвал этот шаг «противодействием российской угрозе, разместившей «Искандеры» в Калининграде».
Со стороны России это уже не первый пересмотр ядерных отношений с Западом. В феврале 2023 года многие заговорили о гипотетической эскалации спецоперации на ядерном уровне, когда Россия объявила о выходе из договора о стратегическом наступательном вооружении (ДСНВ-3), подписанном в последней итерации с США еще при президентстве Медведева. Запад привык к гибким заявлениям российского МИДа о «красных линиях», но к вопросам безопасности своих границ от ядерной угрозы Россия подходит строжайшим образом.
В разговоре с «Постньюс» руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов указал на то, что Россия столкнулась с ситуацией, когда так называемые «красные линии» пересекаются многократно и в различной форме. «Пересечение этих линий, как вторжение в Курскую область, создает ситуацию, когда Киев может получить оружие для его применения по территории России», — утверждает эксперт.
Пора обозначить новый подход, который гласит, что Россия может применять ядерное оружие первыми в случае, когда опасность для территории РФ и российских граждан достаточно велика.
一 Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового обществаПретензии к соблюдению режима ограничения стратегических вооружений Соединенными Штатами появились у российской стороны уже достаточно давно. Владимир Путин заявлял, что в то время, как Россия аккуратно выполняет свои обязательства по ДСНВ, уничтожая не предусмотренные им боеприпасы, США складируют их и могут быстро вновь поставить на вооружение. Причиной выхода из договора стали испытания баллистической ракеты Minuteman III и запуск программы модернизации ядерной триады. Белый дом выделил 100 млрд долларов на усиление носителей воздушного, морского и наземного базирования.
При этом официальных предложений по возобновлению переговоров по СНВ от США, который должен будет заменить текущее соглашение в 2026 году, не поступало. А в конце января 2023 года Госдепартамент США обвинил Москву в блокировании американских инспекций по ДСНВ на стратегические объекты России. Тем не менее Россия отнюдь не стремится принципиально изменить «статус-кво». После выхода из ДСНВ-3 МИД опубликовал заявление, согласно которому Россия будет продолжать придерживаться своих обязательств «в пределах жизненного цикла Договора». Он истекает 5 февраля 2026 года.
«Договор подписывался, когда между Соединенными Штатами и Россией были более теплые взаимоотношения, — утверждает политконсультант Руслан Андреев. — А позиция президента Барака Обамы в Белом доме стояла на том, чтобы не передавать Украине наступательное вооружение». Россия будет готова перезаключить договор, как только потеплеют отношения между странами, считает эксперт. Сейчас ситуация кардинально другая: «отношения с США находятся на низшей точке развития».
Можно ли нормализовать отношения с США в области ядерного вооружения?
По мнению МИД РФ, странно требовать от России возвращения к постулатам ДСНВ-3, когда украинские власти неоднократно пытались нанести боевой удар по объектам военной инфраструктуры РФ дальнего действия при разведывательном участии США. Тем не менее МИД не отказывается от потенциального возвращения к прежним договоренностям в сфере ядерного вооружения. «В Вашингтоне должны проявить политическую волю и предпринять усилия в целях общей деэскалации и создания условий для полноформатного функционирования Договора», — заявили в ведомстве.
«Соглашения вроде ДСНВ-3 функциональны только в случае экономического равновесия двух сторон», — считает Василий Колташов. По его словам, экономики стран НАТО находятся в длительном процессе реорганизации. Нездоровые диспропорции в экономиках стран Запада и опора финансовой системы США на неподъемный долг и его расширение как постоянный инструмент поддержания внешней стабильности для военных расходов, делает налаживание ядерных отношений сейчас невозможным. «Путь восстановления финансовой стабильности США лежит через политику колониальных захватов», — заключил эксперт.
России нужна администрация в Белом доме, которая обрушится в собственные проблемы и будет вынуждена проводить экономические и социальные реформы исходя из внутренних интересов. В таком случае Россия будет открыта к диалогу. Сейчас такой администрации нет, и если говорить о Камале Харрис, то в ее лице это не предвидится.
一 Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества