власть

«Слава богу, что у нас диктатура»: Александру Лукашенко исполнилось 70 лет

Уже в 35 лет президент Белоруссии стал популистом. Давать обещания и не исполнять их — вот его главный секрет
Кристина Кормилицына/POOL/ТАСС
Кристина Кормилицына/POOL/ТАСС

30 августа Александру Лукашенко исполнилось 70 лет. Уже более 30 из них политик занимает пост президента Белоруссии. Вспоминаем, с чего начинал Лукашенко, как он чуть не стал президентом России и что позволяет ему до сих пор сохранять власть.

Единственный реформатор в Белоруссии

Александр Григорьевич Лукашенко родился в 1954 году в Витебской области Белоруссии. Когда именно будущий президент появился на свет, до конца неясно. Большую часть жизни его днем рождения считали 30 августа, но Лукашенко несколько раз по непонятной причине пытался «перенести» праздник на 31 число. Метания начались с 2010 года — президент Белоруссии несколько раз правил биографию, но в конце концов остановился на старой дате.

До того, как попробовать себя в политике, он успел послужить пограничником, заместителем командира танковой роты, а также поработать учителем и директором совхоза «Городец» в Могилевской области. Под его началом депрессивное провинциальное предприятие неожиданно стало успешным, и Александра Григорьевича стали приглашать в Москву как талантливого руководителя.

Александр Лукашенко

В Белоруссии был один реформатор — это Лукашенко. Когда я еще только депутатом стал, еще при Горбачеве, я и пленумы ЦК готовил, несмотря на свою молодость, меня Горбачев приглашал часто в Москву… Меня очень хорошо знает Николай Иванович Рыжков, поскольку я очень часто принимал участие в заседаниях правительства в Советском Союзе, то есть я был известным человеком в свое время, но молодым еще.

一 Александр Лукашенко

В 1989 году Лукашенко сделал первые шаги в политике. На выборах народных депутатов СССР молодой директор совхоза выставил свою кандидатуру против зампреда Совета министров БССР Вячеслава Кебича, который рассчитывал избраться в его округе без лишней конкуренции. Уже тогда Александр Григорьевич примерил ныне привычное амплуа левого популиста: он жестко критиковал партноменклатуру и силовиков, выступал защитником простого народа, часто общался с избирателями и вообще создавал образ «кристально чистого» политика.

Харизма, обаяние «простого мужика» и талант тонко улавливать настроения людей сработали: в противостоянии с партийным тяжеловесом Лукашенко проиграл всего с пятипроцентным отрывом. В следующем году политик уверенно избрался депутатом Верховного Совета БССР уже с 68% голосов.

Как Лукашенко стал президентом Белоруссии…

Прорвавшись в парламент, Лукашенко стал настоящим политическим феноменом Белоруссии. Он стал критиковать политических оппонентов в два раза чаще и жестче. В мае 1991 года Лукашенко выпустил нашумевшую программную статью «Диктатура — белорусский вариант?», обвинив власти республики в авторитарном стиле управления. В 1993-м Лукашенко возглавил антикоррупционный комитет в парламенте и через некоторое время выступил с разгромным докладом в адрес де-факто главы государства Станислава Шушкевича, обвинив его в связях с коррупционерами и хищении гвоздей для собственной дачи.

«Дело о ящике гвоздей» стало для Лукашенко трамплином к верховной власти. После выступления Александра Григорьевича Шушкевича, выступавшего за сохранение парламентского строя, сняли с должности. В марте 1994 года в Белоруссии приняли новую конституцию, превратив ее в президентскую республику, а уже летом состоялись первые выборы главы государства, в которых принял участие Лукашенко. Его главным конкурентом опять стал Кебич, но на этот раз победа осталась за Александром Григорьевичем — во втором туре он выиграл с разгромными 80%.

В этот момент Лукашенко совершил значительный политический кульбит. Он обвинял своих политических соперников в установлении диктатуры, но едва став президентом, сам подгреб под себя всю полноту власти. В 1994-1996 годах президент Белоруссии конфликтовал с парламентом, конституционным судом и ЦИК. Это противостояние закончилось разгромом оппонентов Лукашенко и принятием новой конституции, которая дала ему суперпрезидентские полномочия и «обнулила» первые два года правления.

Из-за авторитарной внутренней политики к нему приклеилось прозвище «последний диктатор Европы», которого Лукашенко, в общем-то, не стеснялся. Напротив, по его мнению, диктатура — это главная причина благосостояния Белоруссии.

Александр Лукашенко

Слава богу, что у нас диктатура. Вы все меня критиковали: диктатура, диктатура. Так зато порядок есть при этой диктатуре. Не было бы диктатуры, так ходили бы голытьбой.

一 Александр Лукашенко

… и чуть не стал президентом России

На фоне столь резкого и стремительного взлета у Александра Григорьевича случилось головокружение от успехов. Закручивая гайки внутри страны, президент Белоруссии начал педалировать тему объединения с Россией. Казалось бы, ничего нового в этом не было — вопрос интеграции в белорусских политических кругах обсуждали еще до избрания Лукашенко. Но амбициозный политик придал этому процессу новый оттенок.

В середине 1990-х Александр Григорьевич плотно «прописался» во внутриполитической повестке России. Президент Белоруссии срывал овации на выступлениях в Госдуме и ездил по российским регионам, где налаживал связи с местными элитами и показывал себя принципиальным противником распада СССР. Примерно в это время появилась легенда, что Лукашенко — единственный депутат Верховного совета Белоруссии, который проголосовал против Беловежских соглашений о роспуске СССР. В 1996-м российский парламент их денонсировал, а Лукашенко стал единственным лидером стран СНГ, кто поддержал этот шаг (правда, уже на следующий день изменил мнение).

Когда Лукашенко начал делать выпады в адрес Бориса Ельцина, стало понятно, что его попытки стать «мотором» интеграции с Россией и необычная активность в регионах, были не просто совпадением. Поползли слухи, что президент Белоруссии нацелился на Кремль. Во время встречи с российским националистом Александром Стерлиговым он даже якобы заявил: «Для меня Белоруссия — это пройденный этап!»

В 1999 году все было готово для въезда Лукашенко в Кремль. Во время разъездов по России он сколотил себе преданную группу поддержки в среде российских патриотов. Обычные россияне его тоже любили. Даже Ельцин, который уже готовился к отставке, всерьез рассматривал вариант, при котором ему на смену придет Александр Григорьевич — но уже как лидер Союзного государства.

8 декабря Россия и Белоруссия подписали союзный договор. Но уже 31 числа планы Лукашенко рухнули — Ельцин ушел в отставку и объявил своим преемником Владимира Путина. В 2002 году новый президент РФ (который был гораздо популярнее Лукашенко и в России, и в Белоруссии) предложил белорусскому коллеге «отделить мух от котлет» и сделать из Союзного государства полноценную федерацию. Александр Григорьевич, до этого громче всех призывавший к объединению, обвинил Москву в стремлении «расчленить Белоруссию». Больше про федерацию он не вспоминал.

«Я вас избаловал немножко»

«Я как глава государства и президент свободен, мои руки чисты и на них нет никаких наручников — ни российских, ни американских, ни немецких. Я никому ничем не обязан. Только своему белорусскому народу. И я буду вести политику в интересах нашего белорусского народа. И не иначе», — эта фраза, произнесенная Лукашенко на пресс-конференции в 2002 году, стала лейтмотивом его остального правления. С той лишь поправкой, что главными интересами для Лукашенко были интересы самого Лукашенко.

В 2004 году Александр Григорьевич второй раз поменял конституцию, убрав оттуда ограничения на количество президентских сроков. С тех пор он всегда участвует в выборах и уверенно в них побеждает, несмотря на протесты оппозиции и обвинения в диктаторстве со стороны Запада.

Во внешней политике Лукашенко постоянно лавировал между Россией, Евросоюзом и США. Из-за этого отношения Минска и Москвы были непростыми — в них возникали газовые, нефтяные, молочные и другие «войны». Когда РФ надоедала изворотливость Лукашенко, белорусский лидер сближался с Западом. Когда Вашингтон и Брюссель требовали от него смягчить внутреннюю политику, он возвращался под крыло России.

Пожалуй, единственным разом, когда власть Лукашенко действительно повисла на волоске, были выборы 2020 года. Белорусский лидер пошел на шестой президентский срок, что вызвало массовые акции протеста. Однако Александр Григорьевич и тут вывернулся: удержал власть и в третий раз изменил конституцию, которая позволит ему сидеть у власти еще как минимум 10 лет.

«Если будут президентские выборы, я вам обещаю, что я не буду педалировать, что я не буду участвовать, что я там на кого-то поставлю и буду кого-то проталкивать. Нет. Я буду честно вести себя», — сказал Лукашенко в 2021 году. Однако вскоре он, как обычно, поменял мнение. Выборы президента Белоруссии 2025 года, скорее всего, снова пройдут с участием Александра Григорьевича. Правда, он призывает не обольщаться:

«Я уже публично начинаю говорить всем вам: вы должны привыкать к тому (я вас избаловал немножко), что президент будет другой. Нет, я не говорю, что завтра я вас брошу, послезавтра и прочее. Но всякое в жизни бывает. Вы должны привыкать к тому, что я не вечный, как и все вы».

Александр Лукашенко

Я уже публично начинаю говорить всем вам: вы должны привыкать к тому, — я вас избаловал немножко, — что президент будет другой. Нет, я не говорю, что завтра я вас брошу, послезавтра и прочее. Но всякое в жизни бывает. Вы должны привыкать к тому, что я не вечный, как и все вы.

一 Александр Лукашенко
Виталий Рюмшин