общество

Прерванный полет: организаторов авиаэкскурсий обяжут иметь специальный сертификат

Депутаты полагают, что это позволит повысить безопасность воздушных прогулок
Ладислав Карпов/ТАСС
Ладислав Карпов/ТАСС

Владельцев аэроклубов, которые предлагают авиаэкскурсии и воздушные прогулки, обяжут иметь сертификат эксплуатанта — с данной инициативой в Минтранс обратился депутат Госдумы Ярослав Нилов. Парламентарий предложил ужесточить наказание за нарушения для физических и юридических лиц, осуществляющих развлекательные полеты.

Как будут контролировать воздушные прогулки на малой авиации?

Предполагается, что власти обяжут перевозчиков малой авиации и аэроклубы получать сертификат эксплуатанта, а также ужесточат наказание за нарушение правил безопасности полетов. В случае принятия поправок, такой документ будет необходимо получать в Росавиации — он подтверждает, что юрлицо или предприниматель прошел все необходимые проверки в ведомстве и допущен к выполнению полетов.

Инициатором идеи выступил депутат Госдумы Ярослав Нилов. Он обратился в Минтранс РФ с просьбой отнести деятельность авиаперевозчиков к коммерческим полетам и ужесточить штрафы, если воздушная прогулка на самолете или вертолете обратится трагедией.

В разговоре с «Постньюс» Нилов выразил мнение, что в сфере туристических воздушных прогулок на самолетах и вертолетах нужно навести порядок, поскольку о тревожной ситуации в этой сфере говорит кратное увеличение авиакатастроф, в которых погибали туристы. Депутат считает, что перевозки необходимо срочно урегулировать, ввести сертификат эксплуатанта и ужесточить наказание за повторные нарушения.

«Чтобы оказывалась услуга по воздушным экскурсиям, должны быть лицензии и соблюдены требования безопасности, но не всегда это выполняется. Раньше сферу не урегулировали из-за низкого спроса на такие услуги. Сейчас потребность выросла, как и количество авиаинцидентов. Понимаете, это как с диггерами — водили они экскурсии по подземельям, пока не произошли трагические случаи», — пояснил депутат.

Как хотят ужесточить ответственность организаторов воздушных прогулок?

Над ужесточением ответственности совместную работу ведут Минтранс РФ, Росавиация и Ространснадзор. В настоящее время ст. 11.4 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства. Для физлиц штраф составляет от 20 до 50 тыс. руб., для должностных лиц — от 100 до 150 тыс. руб., а юрлицам грозит штраф от 250 до 300 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности до 90 суток.

Также статья предусматривает наказание для лиц, которые не имеют права на ведение деятельности, связанной с полетами. Штраф для физлиц составляет от 30 до 50 тыс. руб., для должностных лиц — от 50 до 100 тыс. руб., а для юрлиц предусмотрен штраф от 300 до 500 тыс. руб., либо остановка деятельности до 90 суток. Кроме того, Ространснадзор проводит мониторинг рекламных объявлений от компаний в целях пресечения перевозок пассажиров, которые выполняются с нарушением.

Отвечая на вопрос, планируется ли введение уголовной ответственности для организаторов воздушных прогулок, Ярослав заявил лишь о необходимости повышения штрафов. «Смысл уголовной ответственности, если штраф может разорить твое предприятие? Мы боремся с причиной появления этих катастроф», — отметил депутат Госдумы.

Зампред думского комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко в разговоре с «Постньюс» пояснила, что воздушные прогулки никакого отношения к турбизнесу не имеют. «Прежде всего такой бизнес не относится к туристическому, ведь компании занимаются перевозками. Тут разницы нет, кто и кого перевозит — ответственность понесут все. Если перевозчик осуществляет деятельность по воздушным экскурсиям и прогулкам, то именно он несет ответственность за качество перелета», — сказала Костенко.

Депутат добавила, что с точки зрения туризма, законом все урегулировано. «Если туроператор покупает у недобросовестного перевозчика услуги по воздушным прогулкам, то ответственность понесет в случае трагедии и оператор, и сам перевозчик. У нас суды принимают очень строгие решения по таким нарушениям», — уточнила Костенко.

Какие виды воздушного транспорта затронут поправки?

Статистика крушений малых воздушных судов во время экскурсионных полетов действительно тревожна — подобные случаи происходят с пугающей регулярностью. Показательно и то, что в таких катастрофах часто гибнут люди. Так, 10 июля в Татарстане небольшой самолет марки Cessna 172 выполнял полет с виражами на малой высоте и рухнул на землю. При крушении погибли три человека, включая пилота.

Еще один трагический случай произошел на Камчатке 31 августа. Вертолет Ми-8, выполняя экскурсионный полет врезался в склон горы. Машину искали почти сутки. На его борту находились 22 человека, 19 из которых были туристами, все они погибли в катастрофе. Выяснилось, что перевозчику уже приостанавливали действие лицензии из-за аналогичной аварии в 2021 году.

Ярослав Нилов отметил, что прежде всего планируется ужесточить наказание за крушение самолетов и вертолетов, при этом об аэропланах, дельтапланах и воздушных шарах пока речи не идет. По его мнению, такие случаи единичны. Тем не менее один из подобных инцидентов произошел сравнительно недавно в Сочи. 21 января 2023 воздушный шар с четырьмя пассажирами, включая двоих детей, отклонился от курса и рухнул в горах на ветки деревьев. Никто не погиб, но выяснилось, что пилот не имел разрешения на полеты.

Двумя годами ранее романтическая прогулка на воздушном шаре у побережья Сочи также закончилась крушением. Аэростат упал в Черное море, на его борту находились трое человек — к счастью, помощь медиков им не потребовалась. Кроме того, в 2022 году из-за крушения дельтаплана погибли два человека. Летательный аппарат рухнул с огромной высоты в Адыгее, у пилота и его пассажирки просто не было шансов выжить.

«Все, что касается аэропланов и воздушных шаров, то этих людей тоже нужно лицензировать. Я не уверена, что они сейчас по воздушному кодексу деятельность осуществляют, но всегда можно увеличить перечень. Считаю, что все проблемы с перевозками в стране должны решать профильные ведомства, например Минтранс. Нам непонятно, что такое повторное нарушение воздушного законодательства», — рассказала депутат Госдумы Наталья Костенко.

Как на предложение отреагировали в авиаотрасли?

Редакция «Постньюс» связалась с компанией MegaExtreme, которая сотрудничает с ведущими аэродромами РФ и организовывает экскурсионные полеты в Москве и ряде других регионов. В беседе с нашим изданием там пояснили, что введение сертификата эксплуатанта необходимо, но при этом его получение может быть осложнено рядом препятствий.

«Мы считаем, что сертификат должен быть. От этого документа напрямую зависит безопасность перелетов. Но есть проблема в его получении из-за коррупционной составляющей. Нам бы хотелось, чтобы все было прозрачно и понятно. Вообще, в нашей сфере необходима господдержка. Прежде чем что-то взять, нужно сначала дать», — сообщили в пресс-службе организации.

Там пояснили, что, как правило, сертификат эксплуатанта могут себе позволить лишь крупные игроки рынка. Если его сделают необходимым и для маленьких аэроклубов, то, по мнению авиаторов, это серьезно ударит по бизнесу. «Крупные компании окупают все за счет большого количества заказов. Получить лицензию пилота на маленький самолет стоит около 1 млн руб., авиационное топливо тоже стоит денег. Если обяжут всех иметь сертификат, то маленькие аэроклубы просто исчезнут», — сказал представитель MegaExtreme.

Стоит ли ждать закрытия аэроклубов и подорожания услуг?

Представитель одного из аэроклубаов в разговоре с «Постньюс» выразил мнение, что сертификат эксплуатанта для малой авиации избыточен и требует дополнительного штата сотрудников для обслуживания техники. «Для аэроклубов, где работают три-пять человек, это нововведение станет неподъемным. Понадобятся дополнительные деньги на закупку оборудования по обслуживанию самолетов и досмотру пассажиров. Это неподъемные суммы просто. Конечно, это вызовет удорожание услуг», — сказал собеседник.

Все опрошенные «Постньюс» представители аэроклубов заявили, что выступают за введение сертификата эксплуатанта. Авиаторы считают, что его необходимо адаптировать под характеристики малой авиации и соответственно сократить перечень требований, а также расходы на получение данного документа. По самым скромным подсчетам, содержание небольшого аэроклуба из нескольких единиц техники обходится предпринимателям в 10 млн руб. в год.

У депутата Ярослава Нилова иная позиция на этот счет. Парламентарий заявил «Постньюс», если сертификат обходится аэроклубу дорого, то тогда не нужно такие услуги оказывать вообще.  «У нас безопасность сейчас на первом месте. Мы предлагаем бороться с нарушениями исходя из последствий. Если владельцы аэроклубов, считают, что они прилагают все усилия к обеспечению безопасности полетов, то пусть выходят, поднимают вопрос, обращаются к сенаторам и комитетам, а не молчат», — подчеркнул Нилов.

Эксперты отрасли заявили, что владельцы аэроклубов и так обслуживаются в официальных сервисных центрах. Предприниматели предлагают альтернативный вариант решения проблемы — завести реестр по обслуживанию судов. Там пассажир самостоятельно сможет проверить, когда самолет прошел техническое обслуживание.

Павел Деденко