Пилоты обвинили «Победу» в преступной экономии топлива. Авиакомпания и правда так делает?
Российскую авиацию продолжают сотрясать громкие скандалы связанные с крупнейшими перевозчиками. В конце августа пилот лоукостера «Победа» анонимно пожаловался в Росавиацию на преступные действия руководства летной службы авиакомпании. Причина — пилотов заставляют летать с минимальным количеством топлива из-за его экономии. Жалоба пилота вызвала огромный общественный резонанс, ведь сотрудник авиакомпании заявил, что нехватка горючего напрямую угрожает безопасности пассажиров.
В скором времени пресс-служба «Победы» выпустила официальное заявление, в котором назвала все приведенные данные фейком. Разбираемся вместе с пилотами, специалистами по летной безопасности и экспертами авиаотрасли, какая из сторон права, к чему может привести экономия на топливе и почему эта ситуация возникла в столь сложное для российской авиации время.
В чем авиаперевозчика обвинил пилот «Победы»?
О страхе не дотянуть до полосы из-за экономии топлива в «Победе» анонимно заявил один из пилотов авиакомпании. Летчик пожаловался на руководство летной службы и назвал их действия преступными. По словам пилота, начальство требует летать с минимальным количеством горючего на борту, а это, в свою очередь, снизило уровень безопасности полетов в угоду экономическим показателям авиакомпании.
«Иногда на стоянке аэропорта вылета после заправки появляется сообщение о нехватке или использовании резервного топлива (using reserve fuel). Оно требуется для ухода на запасной аэродром, при этом руководство рассчитывает на прямой маршрут, но такое бывает нечасто. В летнее время очень актуален обход гроз и опасных метеоявлений, а многие командиры боятся запросить на обход дополнительное топливо. На пилотов оказывается жесткий прессинг за любой лишний расход горючего», — написал в своей жалобе пилот «Победы».
Кроме того, летчик обратил внимание надзорных ведомств, что в случае появления предупредительных сигналов системы их заставляют проверять все точки в бортовом компьютере. Но расчет топлива делают специально по самым коротким схемам, которые никогда не используются. По словам пилота, если ввести в компьютер стандартную схему, то горючего уже не хватит.
«По регламенту, КВС имеет право заправить топливо по своему усмотрению и никто не имеет права влиять на это решение. Но это не так. Эти пункты созданы лишь для видимости проверяющих органов. Начальство требует объяснения в случае внесения изменений (добавлено топливо или дополнительный запасной аэродром из-за плохой погоды). За регулярное внесение изменений или невыполнение рекомендаций (летать строго по расчетам), вызывают в офис и проводят корректирующие мероприятия с пристрастием», — указал в своей жалобе летчик.
По его словам, из-за таких экзекуций многие коллеги предпочитают просто молчать. Те пилоты, которых не устраивает политика перевозчика, увольняются. Оставшиеся пилоты летают с повышенным уровнем стресса из-за экономии на горючем. «Любой режим “Ковер” вынудит экипажи заявить MayDay Fuel [сигнал бедствия], ведь топлива остается буквально на 30 минут. А куда посадить столько самолетов одновременно? Лично я испытал на себе такое, благо дали возможность посадки с другим курсом в аэропорту», — указал в жалобе сотрудник «Победы».
Летчик отметил, что в тот момент аэропорт назначения в Москве был закрыт, Ярославль и Калуга тоже. А брать запасным аэродромом Нижний Новгород из-за экономии нельзя, так как он самый дорогой по взлету и посадке. Также сотрудник «Победы» пожаловался на невозможность из-за санкций загрузить данные о фактическом ветре во время полета. Пилот обратил внимание, что из-за этого в большинстве случаев растет расход топлива.
В авиакомпании «Победа» на обвинения пилота отреагировали молниеносно, выпустив официальное заявление. «Информация о том, что «Победа» ставит под угрозу безопасность полетов на самолете экономией топлива, не соответствуют действительности и является очередным фейком», — говорится в сообщении авиаперевозчика.
Кроме того, в компании отметили, что топливное планирование осуществляется строго в соответствии с Федеральными авиационными правилами и официально опубликованными маршрутами. Помимо этого, регулярно проводится контроль расхода топлива.
К притензиям пилота серьезно отнеслись в Росавиации и Ространснадзоре. Оба ведомства организовали проверку лоукостера. «Росавиация совместно с Ространснадзором выясняют обстоятельства, связанные с подходами авиакомпании “Победа” к планированию топлива на рейсах лоукостера. Прошла встреча специалистов агентства и службы с представителями перевозчика», — рассказали в пресс-службе.
Какие факты об экономии топлива привел летчик «Победы»?
Telegram-канал «Авиаторщина» в доказательство опубликовал фотографию экрана бортового компьютера, где говорится, что после внесения необходимых координат маршрута система предупредила пилота о нехватке топлива. «Постньюс» связался с пилотом «Аэрофлота» Василием (имя изменено), который подтвердил данные на опубликованном фото.
«На тот маршрут, что машине забили, она считает недостаток в 300 кг топлива. Если в баках такой остаток, то необходимо срочно сесть на запасном аэродроме. До аэропорта назначения лететь нельзя. Но и на запасном могут случится непредвиденные обстоятельства, например, полоса заблокирована или погода резко ухудшилась», — говорит действующий пилот.
Летчик добавил, что по документам руководство делает все законно, но дает несуществующую схему захода на посадку. Потом «смотрит по статистике расход топлива и подгоняет по бумагам». «Другое дело, что у нас очереди на посадку и воздушное пространство закрывают, чего раньше почти никогда не было», — добавляет Василий.
Бывший пилот Boeing 737-800 авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов в беседе с «Постньюс» пояснил, как и из каких параметров рассчитывается заправка самолета. Прежде всего это расход топлива на полет от аэропорта вылета до аэропорта назначения. Сверх этого заливается резервное горючее для ухода на запасной аэродром, но не менее чем на час полета. Далее учитывается аэронавигационный запас топлива — он составляет 3% от общей заправки.
«Это необходимо на случай изменения погодных условий по маршруту — обход гроз, сильный ветер или изменение курса маршрута в процессе рейса. Также нужен запас топлива на руление самолета по аэродрому. Заправку горючим составляет специальный аэронавигационный отдел авиакомпании. Перед рейсом этот план со всеми расчетами получает командир. Он же имеет право на окончательное принятие решения о заправке. Командир — последняя инстанция, которая решает, сколько топлива заправить на рейс», — добавил Кочемасов.
Спикер отмечает, что никто не заправит самолет меньшим количеством топлива, чем необходимо для выполнения рейса. «Есть рейсы, когда топливо действительно “танкируют” — заливают как можно больше, но это делается в тех случаях, когда заправка на обратную дорогу обойдется намного дороже, чем в своем аэропорту — разница в цене тонны керосина, например, в Москве и в Норильске», — поясняет бывший летчик «Победы».
Специалист по заправке бортов «Победы» в аэропорту Шереметьево на условиях анонимности в разговоре с «Постньюс» рассказал, что самолеты лоукостера регулярно возвращаются на аэродром с большим остатком горючего в баках. «Заправляю их “Боинги”, и они постоянно прилетают с остатками в 3 т в крыльевых. А заправляются они вечно под 17 т на дальние рейсы и не менее 11-12 т — на ближние», — рассказал работник перронной службы.
При этом сотрудник добавил, что из 20 рейсов, только на одном может быть остаток в 1,6-1,8 т горючего с двух баков. «Если что, “Победа” летает еще из Внуково. О них говорить не могу, не знаю просто, что там. Может быть, жалобу о нехватке топлива подал пилот оттуда», — добавил специалист по заправке судов.
«Постньюс» попытался связаться с пилотами авиакомпании «Победа», но никто из них не согласился прокомментировать ситуацию. Все летчики отвечали одной и той же фразой и аргументировали свой отказ тем, что «не уполномочены давать какие-либо комментарии в прессе, особенно от лица компании», и рекомендовали обратиться в пресс-службу авиакомпании, которая также не ответила на наш запрос.
Как на заявления пилота «Победы» отреагировала авиационная отрасль?
Бывший командир воздушного судна с 36-летним стажем, специалист по авиационной безопасности полетов Александр Романов в беседе с «Постньюс» назвал экономию топлива возмутительным прецедентом, ведь это напрямую касается безопасности пассажиров. «К сожалению, в нашей действительности экономика оказалась превыше безопасности. Решение о том, сколько заправлять самолет, лежит на командире, но сейчас ими пытаются командовать какие-то менеджеры», — заявил Романов.
Спикер отметил, что к жалобе пилота «Победы» необходимо отнестись с максимальной серьезностью. По словам Романова, были случаи, когда самолет садился в аэропорту и фиксировалась нехватка топлива для ухода на запасной аэродром. А это очень серьезное нарушение. «Это произвол и меркантильный подход руководства авиакомпании. При этом они себе выписывают очень хорошие премиальные», — добавил эксперт.
Заслуженный пилот СССР, академик Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике Жорж Шишкин заявил, что никто не имеет права влиять на решение пилота о заправке горючим. «Уверяю вас, никто не возьмет на себя ответственность выпустить самолет, если экипаж рассчитал топливо и выявил его недостаток. Если в полете произошли изменения маршрута и командир понимает, что ему недостаточно горючего, то он вправе сесть на любой аэродром для дозаправки», — рассказал Шишкин в беседе с «Постньюс».
Летчик добавил, что в авиации еще с середины прошлого века существует понятие: «если у тебя в полете не хватило топлива — ничто не может быть твоим оправданием». «Кто бы что ни говорил, но за топливо на борту отвечает исключительно командир судна — не менеджер. Других правил не существует. Экипаж вправе отказаться от выполнения полета, если руководство их не обеспечивает нужным объемом топлива», — резюмировал Жорж Шишкин.
Президент шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов рассказал «Постньюс» о примере излишней экономии в «Аэрофлоте». «Несколько лет назад был такой прикол: компания взвешивала всех бортпроводников и считала расход топлива. Причем коснулось это почему-то в первую очередь девушек. Стюардессы боролись с такой дискриминацией и даже выиграли суд», — сказал представитель профсоюза.
По словам спикера, проблема заключается в неэффективности менеджмента перевозчиков — раньше авиакомпаниями руководили летчики, а теперь экономисты. «Сейчас на пилотов оказывается колоссальное давление. Кто-то ведется и заправляет по минимуму, кто-то сопротивляется и сталкивается с прессингом. У нас сплошные нарушения в авиации. Активистов вообще увольняют, поэтому все молчат», — добавил Дельдюжов.
В то же время бывший летчик «Победы» Алексей Кочемасов, проработавший в авиакомпании почти восемь лет, обвинил пожаловавшегося пилота в непрофессионализме. «Вишенка на торте — человек, написавший письмо в Росавиацию о якобы нарушениях с заправкой самолетов, который выступил анонимом. Человек рассуждает о премиях руководящего состава, будто он работник бухгалтерии и видел расчетные листки руководителей. На мой взгляд, это либо фейк, либо написавший подобный «опус» человек крайне непрофессионален», — заявил летчик.
Как обстоят дела с экономией топлива в заграничных авиакомпаниях?
С данным вопросом редакция «Постньюс» обратилась к командиру Airbus A330 авиакомпании Saudi Arabian Airlines Александру Ковалю. «Несколько лет назад на подлете к аэропорту Дубая во время грозы, четыре борта Emirates объявили сигнал Fuel Emergency. Это значит планируемый остаток топлива при посадке меньше чем на 30 минут. Им тоже там лишнего заливать не дают. Экономят везде. Вопрос только в том, насколько конкретные менеджеры и начальники адекватны по отношению к рискам», — сказал летчик.
Коваль добавил, что, скорее всего, у летчика «Победы» просто сдали нервы и ему надоело считать литры горючего в полете. Пилот считает, что поэтому он и обратился в надзорные ведомства с оглаской проблемы. «Запас прочности у авиационной системы РФ большой, но не бесконечный. Когда отрыв от фирменного обслуживания, контрафактные запчасти, уставшие экипажи и вообще экономия на всем наберут критическую массу, тогда все это выльется в рост авиаинцидентов и происшествий. Процесс уже пошел», — отметил спикер.
Специалист по авиационной безопасности полетов Александр Романов пояснил, что работал 3,5 года в авиакомпании Air India и исключительно сам принимал решение о заправке своего судна. «Там командир наоборот больше берет запасного топлива. Часто бывали просто невыносимые погодные условия и большой запас горючего жизненно необходим. Иногда грозовой фронт надо обойти, а это отклонение от курса на сотни километров. Руководство уделяло этому внимание», — сказал Романов.
«Когда-то я работал в “Аэрофлоте” и за перелив 100 кг топлива уже приходилось писать объяснительные. Это чисто наши российские реалии. Сейчас все держится только за счет профессионализма наших пилотов. Пассажирам могу сказать одно — пока у штурвала наши летчики, летать будет безопасно. У них большой запас прочности», — заключил Романов.