Олег Елков/ТАСС
Олег Елков/ТАСС
общество

В России появится госрейтинг ресторанов и торговых центров. Зачем это нужно и как будет работать?

Запуск системы оценки ресторанов и кафе намечен на 2025 год

Минэкономразвития РФ готовит эксперимент по внедрению публичной оценки сферы услуг и общепита. По задумке ведомства, в России уже в 2025 году появится государственный рейтинг кафе, ресторанов и ТЦ. Все оценки для того или иного заведения будут публиковаться в специальном электронном реестре, а сами торговые точки получат информационную наклейку. Редакция «Постньюс» решила выяснить, как нововведение повлияет на сферу общепита, кто будет выставлять баллы ресторанам и что выиграет от этого конечный потребитель. Разбираемся в нашем материале вместе с рестораторами и экспертами.

Как российские власти предлагают оценивать рестораны и торговые центры?

Замминистра экономического развития РФ Алексей Херсонцев в беседе с «Постньюс» отметил, что оценки заведениям будут присваиваться по результатам специальных профилактических визитов инспектора, либо самостоятельно владельцем точки по чек-листу. Оценка будет публиковаться в открытом электронном реестре и в виде наклейки размещаться при входе в здание.

Эта идея не нова — здесь мы ориентируемся на лучшие мировые практики. Такие системы уже применяются в некоторых западных странах, а с 2023 года — и в ОАЭ. Контрольные органы оценивают, насколько объект соответствует установленным критериям, после чего присваивают ему баллы. Для того, чтобы система рейтингования была понятна обывателям, баллы переводятся в доступный формат: звезды, смайлы, буквы.

Алексей Херсонцев, замминистра экономического развития РФ

Замминистра также рассказал, что запуск системы публичных оценок безопасности точек общественного питания и торговых центров в России может начаться уже в следующем году. Однако критерии системы оценивания еще находятся на этапе обсуждения. В отношении каждого типа объекта (точка общепита,  торговые центры и т.д.) планируется разработать методику, по которой результаты проверки будут интерпретироваться в оценку.

Херсонцев добавил, что внедрение системы оценок общепита в РФ направлено на защиту интересов потребителей. По его словам, система будет мотивировать предпринимателей повышать сервис и уровень безопасности в своих заведениях и торговых центрах. С ним согласен и заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Константин Никитин.

Конечно, это повысит уровень доверия со стороны потребителей. Но для бизнеса важно предусмотреть инструменты оспаривания результатов проверок или пересмотра оценки после исправления выявленных инспектором недочетов.

Константин Никитин, заместитель генерального директора Центра стратегических разработок

Стоит отметить, что в РФ уже существует подобная система публичных оценок. С 2021 года «звезды» присваиваются всем без исключения гостиницам. Оценки выставляются аккредитованными организациями, также ведется открытый реестр классифицированных объектов. Воспользоваться им может любой желающий на портале Росаккредитации.

Как система публичных оценок работает в других странах?

В США инспекторы по общественному здравоохранению посещают рестораны, чтобы убедиться в соблюдении санитарных норм. С 1998 года от менеджеров заведений требуют вывешивать на входе наклейку с буквенной оценкой от «А» до «С». Информация отражает результаты последней проверки точки. Исследования показали значительный рост прибыли таких ресторанов. Кроме того, благодаря публичной системе снизилось число госпитализаций клиентов с пищевыми отравлениями.

Аналогичная система действует и в Великобритании. В ее основе — самообследование и дистанционная проверка объекта. В программе публичной оценки заведений участвуют бары и пабы, гостиницы, хостелы, столовые, рестораны, ночные клубы и соцобъекты — детские сады, школы, больницы. Оценки выставляются по шкале от 1 до 5 баллов. Разработкой и внедрением программы с 2008 года занимается Агентство по пищевым стандартам при правительстве Великобритании.

Во Франции владельцам кафе и ресторанов выдают специальные наклейки. Они действуют на протяжении года до следующей проверки. Если ее результаты оценили в один балл, то деятельность точки приостанавливается до устранения недочетов. Исследования доказали, что более 80% предприятий общепита, получивших низкие оценки, предприняли попытки повысить свой рейтинг.

Что думают российские рестораторы о внедрении системы публичных оценок?

В беседе «Постньюс» ресторатор и основатель сети «Мясо&Рыба» Сергей Миронов рассказал, что поддерживает идею Минэкономразвития. «Государственный рейтинг в корне будет отличаться от коммерческого. Он будет составлен по принципам безопасности. Предприниматели выиграют за счет хороших оценок, если пройдут проверку», — говорит Миронов.

Кроме того, по мнению спикера, выработается риск-ориентированный подход — надзорные органы пойдут именно в те заведения, где есть проблемы. За счет данного подхода, добросовестные рестораны избавят от излишних проверок контролирующих ведомств. В конечном счете от этого выиграют обычные потребители, для которых результаты профвизитов станут еще одним подспорьем, чтобы выбрать заведение с качественным сервисом.

В Ассоциации рестораторов Нижегородской области идею введения публичного рейтинга также назвали позитивной. Директор организации Алексей Беляев рассказал «Постньюс», что данный подход по оценке общепита создаст здоровую конкуренцию между ресторанами. «Сейчас потребители ориентируются на отзывы о заведениях, а если будет специальная наклейка у входа в ресторан, то людям станет проще выбрать подходящую точку», — говорит спикер.

Ресторатор добавил, что при составлении рейтинга инспектору необходимо учитывать не только чистоту зала, кухни, вкус и качество блюд, но и показатели честности налогоплательщика. В Ассоциации рестораторов Нижегородской области предлагают включить пункт о выплате белых зарплат, чтобы все видели легальность и прозрачность бизнеса.

Ничего плохого в государственном рейтинге нет. Государство здесь ничем не мешает. Вряд ли это как-то усилит коррупционную составляющую, ведь, помимо этого, есть куча коммерческих рейтингов — там да, можно купить себе место.

Алексей Беляев, директор Ассоциации рестораторов Нижегородской области

Основатель сети мясных ресторанов «The Бык» Мехак Галстян, как и все остальные опрошенные рестораторы, позитивно отреагировал на предложение Минэка.

Это удобно и избавит бизнес от длительных и мучительных проверок от которых мало прока. Формат этот давно себя изжил. Поэтому появление возможности самостоятельно подать заявку на профилактический визит и в формате диалога с экспертом решить проблемы, точно способно улучшить ситуацию в отрасли.

Мехак Галстян, основатель сети мясных ресторанов «The Бык»

Ресторатор рассказал, что данный рейтинг должен стать инструментом добровольного подтверждения статуса ресторана, высокого уровня обслуживания, соблюдения нормативов и правил. Кроме того, Галстян считает, что такая классификация добавит мотивации ресторанам, стать активным соучастником процесса профилактических визитов для получения стикера как дополнительного знака качества и повысит уровень доверия гостей к заведению.

«Информационная наклейка с баллами по результатам проверки инспектора — удобная опция. Ведь далеко не все гости изучают различные рейтинги в сети перед визитом в ресторан. А при виде стикера у входа гость сам примет решение, стоит ли идти отдыхать в данное заведение или нет», — заключил Мехак Галстян.

Павел Деденко