«Победить и выстоять»: почему Южная Осетия, Абхазия и Приднестровье не стали частью России?
Тесно переплетенные судьбы непризнанных республик на постсоветском пространстве вызывают множество разговоров об очередном территориальном расширении России. Южная Осетия хочет воссоединиться со своими северными соотечественниками, Абхазия яро против каких-либо аналогий и воспоминаний о грузинском прошлом, Приднестровье просит помощи у Москвы, оставаясь в заложниках своей географии. Но чего же ждет Россия и чем отличаются эти республики от прошедших через непризнанность ДНР и ЛНР? Разбираемся в нашем материале.
Почему Абхазия не собирается в состав России?
Добрососедская республика Абхазия, отколовшаяся от Грузии в результате борьбы за независимость на заре 1990-х, хоть и поддерживает стремление Южной Осетии войти в состав России, но при этом отказывается последовать за ней по этому пути. Несмотря на то, что многим россиянам путь республик кажется тесно переплетенным и фактически идентичным, правящие круги в Сухуме с началом военных действий на Украине все чаще стали напоминать — сохранение суверенитета — это главная задача Абхазии. Оппозиция призывает стремиться в Союзное государство.
В начале СВО президент Абхазии Аслан Бжания развеял спекуляции на тему того, что Абхазия может последовать по пути интеграции в состав Российской Федерации. 31 марта 2022 года он отметил, что его суверенная независимая республика будет строить отношения с «братской союзнической Россией» на основе заключенного в 2014 году договора. Согласно ему, страны проводят скоординированную внешнюю политику, создают общее пространство в оборонной и социально-экономической сфере и условия для участия Абхазии в интеграционных процессах на пространстве бывшего СССР. В парламенте Россию назвали стратегическим партнером, «родным и близким государством».
К вопросу вернулись в начале 2023 года, когда президент Абхазии приехал с визитом в Москву, что побудило сообщения в местных СМИ о возможном вхождении республики в состав России. На это отреагировали абхазские НКО, выступившие с заявлением, в котором отметили, что формат действующих отношений с Россией «полностью устраивает все стороны и не нуждается в каких-либо изменениях». Управление по связям со СМИ администрации президента Абхазии призвало местных жителей не обращать внимания на ложные сообщения о возможном вхождении республики в состав России.
Считаем, что формат действующих отношений с признавшими нас странами, в первую очередь с РФ, полностью устраивает все стороны и не нуждается в каких бы то ни было изменениях. Все спекуляции на тему о вхождении Абхазии в состав РФ, в том числе высказывания некоторых официальных лиц считаем безответственными и наносящими вред нашим взаимоотношениям. Независимый статус нашего государства определен в Конституции и не может быть предметом обсуждения.
一 Заявление общественных организаций и деятелей Абхазии от 19 февраля 2023 года «Независимый статус нашего государства не подлежит обсуждению»В заявлении также отмечалось, что в Сухуми с благодарностью восприняли решение РФ и ряда других стран признать Абхазию независимым государством. Согласно документу, за последние 15 лет республика выстроила «взаимовыгодные отношения с великим северным соседом», подписала более 90 договоров и соглашений в экономической, военно-политической и гуманитарной сферах. Россия оказала Абхазии финансовую помощь, взамен республика предоставила ей территорию для обеспечения общей безопасности.
Тем не менее авторы документа подтвердили строгую позицию Сухуми в территориальном вопросе. «У Абхазии есть своя политическая повестка, которую страна намерена выполнять самостоятельно», — заключил документ.
Почему Абхазия так зависима от РФ?
В феврале 2024 года официальный представитель МИД России Мария Захарова в отчете об отношениях с Абхазией упомянула, что российские власти в 2023 году продолжали помогать «абхазским друзьям в государственном строительстве, обеспечении безопасности, социально-экономическом развитии». Денежного выражения этого содействия Захарова не называла.
В то же время в августе 2023 года тогдашний министр иностранных дел Абхазии Инал Ардзинба заявил, что с момента признания Россией независимости республики, то есть за 15 лет, Москва предоставила около 110 млрд руб. финансовой помощи. Из них, по словам Ардзинбы, порядка 30 млрд руб. — это инвестиционная программа, так называемые бюджетные инвестиции. В середине августа 2024-го заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач говорил, что на тот момент с участием российских инвесторов в Абхазии реализовывались инвестпроекты на сумму более 17 млрд руб.
Как считает заведующий сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, даже на основании открытых данных можно сделать вывод о серьезной финансовой и экономической зависимости Абхазии от России — фактически единственной из крупных стран, кто признал на международной арене независимость Сухуми. Москва, по словам Притчина, не только выступает финансовым донором и основным торговым партнером, но еще и обеспечивает функционирование абхазских и своих вооруженных сил в республике.
«То есть Россия и гарант суверенитета, и основной спонсор. Сложность заключается в том, что Абхазия даже в таких, казалось бы, совершенно зависимых и уязвимых отношениях, умудряется быть максимально негибкой в отношении России», — отмечает он.
Одним из самых ярких свидетельств этой негибкости эксперт называет то, что российским инвесторам и гражданам из-за противодействия части местных элит и общества невозможно получить легальную возможность владеть недвижимостью в Абхазии. «Так абхазы закрывают и защищают свой рынок. Тем не менее, с учетом наших союзнических отношений, это выглядит несколько странно», — констатирует Притчин.
Как абхазские политики относятся к России?
В беседе с «Постньюс» экс-советник президента Абхазии Амиран Лагвилава объясняет: в Абхазии существует внутриполитическая борьба, которая враждебно воспринимается российскими политиками. «Это естественно, но это никоим образом не отражается на отношении к России, — утверждает он. — Вектор у всех один. Есть Россия, с которой Абхазия дружит, торгует, работает».
Домыслы — чушь. Абхазия выбрала свой путь уже давно, подписала с Российской Федерацией массу межгосударственных соглашений — о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве. На сегодняшний день Абхазия — союзное независимое государство, сосед Российской Федерации.
一 Амиран Лагвилава, экс-советник президента АбхазииЗаведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов уверен, что Абхазия действительно вполне довольна сложившейся ситуацией. «Абхазская политическая элита настроена на то, чтобы развиваться в самостоятельном формате при политико-экономической поддержке России, и на этом точка», — считает эксперт.
Между тем лидер абхазской оппозиции и председатель Абхазского народного движения Адгур Ардзинба прямо высказывается за присоединение Сухума в будущем к формату Союзного государства России и Белоруссии. «На мой взгляд, в среднесрочной перспективе Абхазия должна стремиться к присоединению к договору «О создании союзного государства» между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 1999 года. Тем более, что по многим целям, указанным во второй статье этого договора, Россия с Абхазией добилась куда большей динамики и продвижения, нежели с Республикой Беларусь», — говорит он.
В ноябре 2020 года Аслан Бжания и президент России Владимир Путин утвердили программу «формирования общего социального и экономического пространства» между Россией и Абхазии путем «гармонизации законодательства» последней, которая была рассчитана на два-три года. Впоследствии власти Абхазии обещали внести поправки в свое законодательство, чтобы отменить «ненужное» администрирование и дать преференции российским инвесторам.
Однако элитарные круги республики так привыкли к помощи России, что не ценят ее, заявляет в беседе с «Постньюс» политолог Григорий Миронов. По словам эксперта, политические деятели удовлетворены положением Абхазии: «республика получает от Москвы деньги и практически ничего не отдает взамен». Он указал на периодически проскальзывающую «русофобию» в Абхазии на фоне проблем с российскими туристами или бизнесом, что вызывает вопросы у Москвы. «Абхазы не поддержали в достаточной мере СВО. Согласитесь, для союзника это странное поведение», — поясняет Миронов.
Москве это так надоело, что Россия с 1 сентября 2024 года остановила социальные выплаты бюджетникам Абхазии. По словам главы МИД Абхазии Сергея Шамбы, таким образом российское государство начало вводить санкции в связи с невыполнением Абхазией определенных обязательств. «Речь шла о том, что невыполнение нами обязательств может повлечь за собой определенные санкции, они уже начали осуществляться с 1 сентября. Будет остановлено социальное финансирование, которое касается врачей, учителей, силовых структур и прочих», — рассказал дипломат.
Он возложил ответственность за ситуацию на власти республики и призвал вновь наладить отношения с Россией. «Очевидно, что за последнее время у наших союзников накопилось много недовольства. Взаимоотношения значительно изменились. Это не то, что было в начале», — отметил Шамба.
Чем ситуация в Южной Осетии отличается от Абхазии?
Пути развития Южной Осетии и Абхазии многим россиянам кажутся тесно переплетенными из-за трагических событий на их территориях, — в первую очередь, войн против Грузии в начале 1990-х и в 2008 годах. После последней Россия одновременно и признала независимость двух республик. По словам эксперта ИМЭМО РАН по Кавказу Вадима Муханова, соблазн на основе этих исторических фактов проводить параллели между республиками не может привести к правильным выводам.
«Ведь все остальные вещи, — этнический состав, клановая история, все политические, гуманитарные и культурные вещи достаточно серьезно различаются. Это разные народы с разным целеполаганием. В отличие от Южной Осетии и осетинского населения, население Абхазии не моноэтнично. Никто там никогда не декларировал, что цель их борьбы — присоединиться к России, это главное отличие от Южной Осетии», — объясняет он.
Южная Осетия ориентирована на интеграцию с российской Северной Осетией, так как в этих республиках проживает один народ. «Никто не предполагал в советские времена возникновение межгосударственных конфликтов. Но после 1991 года ситуация кардинально изменилась. Осетинский народ мы можем назвать разделенным, это ярчайший пример. А у абхазского этноса и других проживающих в Абхазии никогда не было желания войти в состав России», — отмечает эксперт ИМЭМО РАН.
Почему Южная Осетия хочет в Россию, но не может?
Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии 26 августа 2008 после вторжения грузинских войск в Южную Осетию и разрушения части ее столицы — Цхинвала. Россия после пяти дней боев вытеснила грузинских военных из региона. Многие жители Южной Осетии приняли российское гражданство.
Цхинвал неоднократно готовился организовать референдум по вопросу присоединения к России. Последней была попытка летом 2022 года. О его необходимости заявлял президент республики Анатолий Бибилов. «В принципе в конституции Республики Южная Осетия все предельно четко расписано. Нам, конечно, надо спросить мнение народа, то есть сделать так, чтобы народ высказал свое отношение к тому, чтобы войти в состав России», — сказал он в начале 2022 года.
Вопрос о возможном вхождении Южной Осетии в состав России поднимался и весной 2024 года. Тогда председатель парламента республики Алан Алборов заявил, что этот вопрос обсуждается в тесной координации с Москвой. «Все эти вопросы мы обсуждаем с учетом наших двусторонних отношений и договоров», — сказал он. Но официальных санкций на проведение референдума со стороны Москвы так и не последовало.
Сам глава Южной Осетии назвал объединение в рамках России вековой мечтой и главной стратегической целью осетинского народа. По его словам, в случае вхождения Южной Осетии в состав РФ она могла бы стать единым субъектом с Северной Осетией. Более того, он назвал объединение Осетии необходимым.
Аналогичное мнение высказал и президент Фонда содействия развитию Абхазии Виталий Лабахуа. По его словам, осетинский народ много поколений вынашивает мечту объединиться со своими северными соотечественниками. Выживание осетинской нации, ее сохранение, процветание и развитие «возможно только в рамках России», считает эксперт. Он также отметил, что Южная Осетия уже не раз выражала такой интерес, но до сих пор не осуществляла юридически значимых действий, направленных на это.
Автор YouTube-канала Rajdian Алик Пухаев в разговоре с «Постньюс» усомнился в вероятности вхождения в состав России осетинской республики на текущих условиях. По мнению блогера, реализация этого процесса может обеспечить республике политические гарантии и территориальную целостность, но, как указывает он, Южная Осетия «и так является частью экономического и политического пространства России». «Вхождение в состав России вряд ли принесет какие-то ощутимые преимущества, поскольку мы уже и так де-факто являемся составной частью политического и экономического пространства России», — констатирует блогер.
На сегодняшний день между Москвой и Цхинвалом подписано более 100 соглашений. «Можно выделить двустороннее соглашение в сфере безопасности, в соответствии с которым у Южной Осетии и России общий контур обороны и безопасности. Нападение на РЮО означает нападение на РФ. Россия не раз доказывала, что является надежным гарантом мира и стабильности в Южной Осетии», — подчеркивал глава МИД Южной Осетии Ахсар Джиоев.
В этом году жители Южной Осетии принимали участие в прошедших выборах президента России: за Владимира Путина отдали голоса 97% избирателей. Ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что считает незаконной организацию голосования в выборах президента России в Южной Осетии и Абхазии, а также в новых субъектах РФ. Однако глава МИД Южной Осетии Ахсар Джиоев отверг эти обвинения: «Жители Южной Осетии как граждане России осуществили свое избирательное право на выборах президента РФ».
Как заявил Алик Пухаев, вопрос о вхождении Южной Осетии в состав России регулярно поднимается на внутриполитическом поприще, но используется политиками для «зарабатывания баллов» среди населения. В том числе на это указывает то, что Россия не торопится с официальными заявлениями по статусу республики. «Референдум в 2022 году не был согласован с Москвой, — утверждает Пухаев. — В Осетии понимают, что Россия четко дала понять, что видит Южную Осетию как независимое государство».
Сейчас среди населения бытуют довольно апатичные настроения. Более 30 лет у нас независимость, но теперь, когда стоит вопрос экономического развития республики, ничего не происходит. Несмотря на российские инвестиции в экономику, ситуация в регионе остается депрессивной: молодые люди переезжают в Северную Осетию, по сути, в Россию.
一 Алик Пухаев, блогер, автор YouTube-канала о политике Южной Осетии RajdianКак пророссийская политика Грузии мешает Южной Осетии?
Грузинские власти сегодня ведут политику на сближение с российским государством. Может, официальное восстановление дипломатических отношений между государствами пока не ставится на острие повестки, страны вернулись к тесному торговому сотрудничеству, а также обоюдно сняли ограничения на передвижение своих граждан по территории государств. Пока Россия молчит в ответ на добрые намерения Южной Осетии, Грузия переходит от лояльности Москвы к выстраиванию отношений со своими бывшими республиками.
Правящая коалиция в Грузии — партия «Грузинская мечта» — заявила о стремлениях вернуться к диалогу с осетинским народом. Основатель партии Бидзина Иванишвили в ходе предвыборного митинга огласил: «Братоубийственное противостояние, навязанное врагами Тбилиси, завершится обоюдным прощением и примирением».
В разговоре с «Постньюс» эксперт КГ «Полилог» и политконсультант Руслан Андреев заявил, что текущий независимый статус Абхазии и Южной Осетии выгоден России. Он считает, что это связано с психологией российского руководства. «Она заключается в реагировании на внешнеполитические вызовы, которые могут неожиданно появляться на повестке дня, — говорит эксперт. — Поэтому Абхазия и Южная Осетия остаются предметом торга. Это возможность давления на грузинскую сторону, возможность поиска компромисса с грузинской стороной. Если же этого статуса не будет, то и предметов торга и факторов влияния становится гораздо меньше».
По словам эксперта, присоединение значительно ухудшило бы российско-грузинские отношения, которые «только начали нормализовываться». Грузия изменила политический вектор, отошла от проукраинского курса и теперь направлена на полную независимость от Запада, подтверждая слова действиями, считает Андреев.
Отказ в ультиматуме от США по вопросу о принятии закона об иноагентах. Далее закон о запрете пропаганды ЛГБТ. Они отказались от западного курса в политике, который рассчитан на то, чтобы страна отказывалась от какой-то части суверенитета. И после этого грузинские политики заявили о необходимости извинений перед абхазами и осетинами за войну 2008 года. Правительство Грузии на правильном пути. Пути нормализации отношений с Абхазией, с Осетией и с Россией. Поэтому в такой момент было бы не выгодно рассматривать возможности присоединения к России этих республик.
一 Эксперт КГ «Полилог», политконсультант Руслан АндреевЧто Россия будет делать с Приднестровьем?
Приднестровье — регион в Восточной Европе, который располагается в пределах границ Молдавии. Однако уже больше 30 лет территория является непризнанным государством. Все страны — члены ООН, включая Россию, официально считают ее частью Молдавии. Признают ее только два других государства с аналогичным спорным статусом — Южная Осетия и Республика Абхазия.
Еще в 1989 году верховный совет Молдавской ССР провозгласил молдавский язык единственным официальным языком, а русский получил статус языка межнационального общения. Это привело к конфликтам с русскоговорящей частью населения, а 2 сентября 1990 года, по результатам референдума, в Приднестровье объявили о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики.
Независимость республики тоже стоила крови. Как и в случае с Абхазией и Южной Осетией, Приднестровье в первые постсоветские годы пришлось бороться за свой статус. В 1990-м Кишинев направил в ПМР отряды милиции. Против митингующих в Дубоссарах тогда применили огнестрельное оружие. На протяжение 1991 и 1992 годов вооруженные столкновения и попытки Кишинева вернуть контроль над регионом продолжались.
Так или иначе в 1992 году конфликт удалось приостановить, и в регион был введен российский миротворческий контингент. Однако статус-кво не мог полностью устраивать ни одну из сторон конфликта — Приднестровье с тех пор так и остается в статусе непризнанной республики, а власти Молдавии так и не смогли вернуть его под свой контроль.
В 2006 году власти непризнанной Приднестровской Молдавской Республики провели референдум о присоединении к Российской Федерации и объявили, что более 97% жителей проголосовали за. С просьбами к России принять республику в свой состав они, правда, официально пока не обращались. Зато в 2014 году власти Приднестровья обратились к президенту России с просьбой о признании независимости, но эта просьба не была удовлетворена.
В разговоре с «Постньюс» бывший замминистра иностранных дел Приднестровья Игорь Шорников рассказал, что за период своего существования Тирасполь использовал любую возможность, чтобы приблизиться к цели интеграции с Россией. «Решение всенародного референдума — прямое руководство к действию для властей», — заявил он. Однако, обстоятельства не складывались в пользу республики. «Тирасполь оказывался в изоляции и даже в период торжества глобализации не смог преодолеть фактор непризнанности и межгосударственных границ», — указал Шорников.
В течение двух последних лет, на фоне начавшейся на Украине специальной военной операции, украинские и европейские власти были больше обеспокоены ситуацией в Приднестровье. Ситуация усложняется тем, что на территории Приднестровья находятся российские военные, а теперь — и тем, что непризнанная республика открыто попросила помощи у России. В ПМР объясняют свою просьбу обострившимся молдавским давлением на экономику республики.
Глава МИД непризнанной республики Виталий Игнатьев в интервью российским СМИ уточнил, что Приднестровье рассчитывает в первую очередь на дипломатическую поддержку России, являющейся одним из посредников в переговорах формата «5+2». В МИД России сказали , что «защита интересов жителей непризнанной Приднестровской Молдавской Республики — один из приоритетов России».
Экс-замминистр иностранных дел ПМР Шорников напомнил, что на данный момент в Приднестровье проживает более 220 тыс. граждан Российской Федерации, учитывая, что все население республики составляет около 400 тыс. человек. Следовательно получается, что каждый второй житель является российским гражданином.
Должна ли Россия защищать своих граждан и соотечественников? Вопрос, конечно, риторический. Россия — великая держава, и любые посягательства на человеческие права ее граждан должны пресекаться всеми имеющимися у страны средствами — если понадобится, то и военными.
一 Игорь Шорников, бывший замминистра иностранных дел ПМРПолитик, признавая факт, что Москва придерживалась в приднестровском вопросе позиции территориальной целостности Молдавии, не отказываясь от этого подхода и сейчас, указал на то, что нынешняя интенция России в отношении Молдавии иссякла. «Как показывают три десятка лет российской дипломатической активности на молдавско-приднестровском направлении, у России есть интересы в регионе, но нет притязаний на него», — заявил он.
Главная заинтересованность России — обеспечить права, благополучие и безопасность своих граждан, которые проживают здесь. Может так статься, что иного надежного способа для этого, кроме как включить Приднестровье в состав Российской Федерации, не останется.
一 Игорь Шорников, бывший замминистра иностранных дел ПМРГлавный редактор портала «Евразия.Эксперт» и политолог Александр Носович в разговоре с «Постньюс» отметил, что приднестровским вопросом сегодня занимаются те же люди, что и 20 лет назад. «Тогда готовился к подписанию так называемый меморандум Дмитрия Козака», — напомнил эксперт. Это документ 2003 года, в соответствии с которым Приднестровье под гарантией Москвы и Запада возвращалось в состав Молдавии на условиях широкой автономии, а Молдавия превращалась в федерацию с автономными правами у Приднестровья и Гагаузии.
«Когда этот документ лежал на столах, готовый к подписанию, — вспоминает Носович. — Американцы выставили президенту Молдавии Владимиру Воронину ультиматум: если он не хочет стать врагом Америки, меморандум подписывать нельзя». Приднестровский вопрос был сорван «буквально в минуте» от его урегулирования, утверждает эксперт. Дмитрий Козак при этом по-прежнему работает в администрации президента и отвечает за ближнее зарубежье РФ.
План Козака как считался, так и считается лучшим вариантом и для Молдавии, и для Приднестровья, и для России.
一 Александр Носович, политолог, главный редактор портала «Евразия.Эксперт»