Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
кино

«Побегу из Шоушенка» — 30 лет. Почему это лучшее зрительское кино в истории?

Картина не устаревает с позиции проблематики, визуала, драматических крючков и нарратива. Иногда просмотр «Побега» оказывает терапевтический эффект

30 лет назад, в сентябре 1994 года, состоялась премьера фильма Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка». В свое время тюремная эпопея не получила громких наград и провалилась в прокате, снискав лишь хорошую прессу и похвалу Стивена Кинга (по его новелле «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» режиссер и поставил картину). Впрочем, время расставило все на свои места: сегодня лента возглавляет топ-250 рейтинга IMDb, оставляя позади такие опусы как «Крестный отец» и «Список Шиндлера». По случаю знаменательной даты мы решили разобраться, как на первый взгляд незамысловатая история побега из тюрьмы стала культовой.

Как устроен «Побег из Шоушенка»?

Если вы давненько не пересматривали фильм (или и вовсе его не видели, а Кинга не читали), просто напомним, о чем «Побег из Шоушенка». Главный герой картины — бухгалтер Энди Дюфрейн (Тим Роббинс) — несправедливо обвиняется в убийстве жены и ее любовника, получает два пожизненных и отправляется в одну из самых жестоких тюрем Америки под названием Шоушенк (по сюжету картины она находится в Новой Англии, в штате Мэн). Там он знакомится с пожилым темнокожим мужчиной по имени Рэд (Морган Фримен), промышляющим контрабандой в колонии, — от его лица, к слову, и ведется повествования картины.

На протяжении двух часов зритель наблюдает за тем, как невинный Дюфрейн медленно, но верно обустраивает свой быт в тюрьме: благодаря банковскому бэкграунду он сотрудничает с руководством Шоушенка, обзаводится связями и даже получает право построить собственную библиотеку (на это у него уходит 20 лет). Однако ключевым для Энди становится дружба с Рэдом — именно он достает мужчине геологический молоток и плакаты с любимыми актрисами Ритой Хейворт и Рэкел Уэлч. Без них, как, кстати, и без Библии (ее Энди дарит местный надзиратель), у героя не получится вырваться на свободу.

Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Идею «Побега из Шоушенка» сложно назвать новаторской — как минимум в 1950-х Хичкок представил культовый нуарный триллер «Не тот человек», а в конце 70-х Алан Паркер снял проникновенную и крайне натуралистичную тюремную драму «Полуночный экспресс». Экранизация одного из редких немистических рассказов Кинга на их фоне выглядит как откровенно поп-культурное произведение со всеми свойственными ему атрибутами: более-менее известными актерами, библейским символизмом, закадровым голосом и триумфальным хэппи-эндом. Впрочем, так нам кажется сейчас: в 1994-м году, когда на экраны вышел более мелодраматичный «Форрест Гамп» и постмодернистский эталон «Криминальное чтиво», «Шоушенк» на их фоне был старомодной белой вороной.

Почему фильм Дарабонта все еще актуален?

«Побег из Шоушенка» в сравнении с конкурентами того наградного сезона был картиной в полной мере дихотомической: надзиратели в нем предстали абсолютным злом, а сидельцы, несмотря на внушительные сроки, — сгустком положительной энергии (авторы намеренно не раскрывают детали преступления того же Рэда, зато несколько раз награждают героя ироничной фразой: «Мы здесь все невиновны, ты разве не знаешь?») Фрэнк Дарабонт, для которого «Шоушенк» стала первой не хоррор-лентой в карьере, не планировал радикальный эксперимент и, напротив, создавал линейное и понятное кино о борце с обстоятельствами.

Центральный герой, мученик Энди, становится воплощением надежды, а исход картины, как и требуется, удовлетворяет запрос рядового зрителя: справедливость торжествует, Дюфрейн вырывается из оков, а свирепые работники тюрьмы получают по заслугам. Лейтмотивом становится и тема искупления — ее идеально иллюстрирует трансформирующийся на протяжении сюжета герой Фримана. Отдельного внимания заслуживает богатый, но считывающийся художественный символизм: птицы олицетворяют свободу; библия и молоток — веру и сопротивление; постеры кинозвезд — мир за пределами тюрьмы (помните ведь, что они прикрывают?)

Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

Помимо искупления, преображения, просвещения и смирения, картина обладает дополнительным смысловым слоем — здесь, в том числе, исследуется поиск внутренней свободы. Гнетущие стены Шоушенка, как выясняется, сковывают только тех, кто этой самой свободы не ищет: Дюфрейн же, за счет упорства и несгибаемой веры к ней непременно придет. Картина Дарабонта оказывается философской, но не сложноустроенной мелодрамой для всех: синефилов и обычных зрителей, стариков и подростков. Размеренный темп и не самые актуальные тропы не смогли обеспечить ленте успех в год выхода: все изменилось, когда «Побег» просочился в телевизоры людей по всему миру.

«Побег из Шоушенка» — лучший (зрительский) фильм в истории?

Удивительным образом лента Дарабонта стала хитом, наконец отбив все затраты. Ежегодно ее тысячи раз крутили по ТВ, а люди оголтело скупали VHS и DVD, лишь усиливая «эффект Шоушенка», — вероятно, зрителям не хватало внежанровой работы о дружбе, силе воли и человечности. Ко всему прочему фильм умело балансирует между мейнстримным и умеренно авторским кино. Дарабонт ловко перескакивает с комедийного тона на драматический, не боясь внедрять и элементы тюремного триллера.

Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»
Кадр из фильма «Побег из Шоушенка»

«Побег из Шоушенка» не устаревает с позиции универсальной проблематики, визуального качества, драматических крючков и динамичного нарратива — внушительный хронометраж в почти два с половиной часа здесь вполне уместен. И хоть в среде пользователей более или менее насмотренных (и к тому же — снобистски настроенных) называть любимой кинолентой опус Фрэнка Дарабонта считается моветоном, мы уверены, что порой пересматривать «Побег» в терапевтических целях просто необходимо. Иногда ведь даже самым отъявленным кинолюбителям всем не хватает чего-то понятного и духоподъемного.

Никита Прунков