общество

В России могут разрешить онлайн-продажу алкоголя по биометрии. Как это будет работать?

По мнению экспертов, легализация нужна, чтобы сократить число контрафакта
Станислав Красильников/ТАСС
Станислав Красильников/ТАСС

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) направила письмо (имеется в распоряжении «Постньюс») главе Минцифры Максуту Шадаеву с предложением разрешить онлайн-торговлю алкоголем с прохождением идентификации через биометрию. АКИТ утверждает, что в интернете процветает нелегальная торговля спиртными напитками, а доля контрафакта достигла 53%. Разбираемся вместе с авторами инициативы, как вернуть онлайн-продажу алкоголя, почему отпускать товар предлагают по биометрии и что об этом думают эксперты.

Как будет работать механизм продажи алкоголя по биометрии?

В АКИТ рассказали «Постньюс», что единая биометрическая система (ЕБС) позволяет достоверно подтвердить возраст покупателя спиртного, время и место продажи. По мнению организации, этого достаточно, чтобы выстроить государственный контроль по доставке алкоголя. При разработке алгоритма по онлайн-продаже в АКИТ опираются на зарубежный опыт.

«Такая же правовая база сформирована в Китае, где она уже доказала свою эффективность: курьер приходит к покупателю, фотографирует его, и, если система выдает в обратной связи, что человек совершеннолетний, ему отдают алкоголь и происходит списание денег с карты. Если покупатель не достиг совершеннолетия заказ забирают обратно в магазин», — пояснили в Ассоциации компаний интернет-торговли.

Возникает справедливый вопрос: почему покупатель не может приобрести алкоголь онлайн и показать паспорт курьеру? Ведь на кассе любого магазина, если у продавца возникают сомнения, он вправе попросить документ, подтверждающий возраст. Зачем фотографировать покупателя и ждать отклика системы? На этот вопрос «Постньюс» в АКИТ ответить не смогли. Но пояснили, что при использовании биометрии нет риска утечки персональных данных.

В организации добавили, что популярность онлайн-сервисов давно сформировала привычку у миллионов россиян покупать продукты с доставкой. При этом, по данным ВЦИОМ, 79% жителей страны не знают о законодательном запрете на продажу алкоголя через интернет. «Это единственная категория в продуктовом ритейле, которая запрещена к продаже онлайн. Сейчас доставку алкоголя занял теневой сектор, его оборот составит более 100 млрд руб. по итогам 2024 года, а 53% доставляемого спиртного является контрафактом», — сообщили в АКИТ.

В поисковой системе «Яндекс» число запросов по ключевым словам «Алкоголь с доставкой» ежегодно растет более чем на 50%. Увеличивающийся спрос на услугу породил масштабную проблему нелегального оборота алкогольной продукции в интернете. По данным НИФИ Минфина России, оборот достиг 30 млрд руб. в год (по информации АКИТ — 50 млрд руб.) и имеет опасную тенденцию к ускоренному росту.

По сведениям организации, для продажи алкоголя через интернет необходимо будет адаптировать систему ЕГАИС, с помощью которой отслеживается вся торговля спиртным в России. Кроме того, введение контроля за интернет-продажей позволит занять рынок легальным игрокам: продуктовым магазинам, алкомаркетам и винодельческим компаниям.

Что думают о предложении АКИТ эксперты и депутаты?

Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов в беседе с «Постньюс» заявил, что не поддерживает предложение АКИТ по продаже алкоголя онлайн. По его мнению, дети могут воспользоваться биометрией взрослых и получить доступ к спиртному.

«Продажа через интернет повысит спрос на алкоголь и приведет к созданию всевозможных ухищрений, чтобы заполучить напитки. Если мы говорим о достижении национальных целей по борьбе с алкоголизмом, то к вопросу интернет-торговли алкоголем нужно подходить аккуратно», — заявил Нилов.

Председатель Национального антикоррупционного комитета РФ Кирилл Кабанов в разговоре с «Постньюс» выступил против сбора биометрии при онлайн-покупке алкоголя. Спикер считает, что такое решение, скорее всего, пролоббировано цифровыми компаниями, и неясно, в чьи руки в итоге попадут данные граждан.

«Я считаю, что алкоголь должен продаваться в специализированных магазинах, послабления излишни. У нас нет необходимости торговать в интернете алкоголем. Вот сейчас мы разрешим торговать онлайн, а дальше они попросят продавать спиртное по ночам, и что будет с безопасностью? Мне кажется, надо думать о контрафакте и бороться именно с этой угрозой, у нас не такое большое население в стране осталось», — сказал Кабанов.

Стоит ли бояться утечек данных при покупке алкоголя по биометрии?

Эксперт по кибербезопасности компании «Интеллектуальный Резерв» Павел Мясоедов рассказал «Постньюс», что биометрия является самым надежным способом идентификации, в том числе и возраста покупателя, если речь идет об онлайн-покупке спиртного.

«Подделать бумажный документ можно, а обмануть биометрию не получится. Время и место продажи по биометрии они будут фиксировать для статистических целей, поэтому бояться не стоит. Я понимаю, что многих смущает опыт Китая, где курьер фотографирует покупателя, ну в таком случае не покупайте тогда онлайн, езжайте в тайгу, как старообрядцы, и живите там без камер», — сказал Мясоедов.

Спикер добавил, что для заказа алкоголя через интернет сбор персональных данных в полном объеме не нужен. Будет лишь использоваться специальная ссылка или окно — запрос данных с «Госуслуг». Это не означает, что магазин завладеет вашими данными. Продавец просто получит информацию о возрасте.

Как обстоят дела с онлайн-продажей спиртного за границей?

В большинстве европейских стран купить алкоголь онлайн не составляет труда. Например, в Греции, Черногории, Боснии и Герцеговине достаточно лишь одним кликом подтвердить на сайте или в приложении, что вам исполнилось 18 лет. Дело в том, что в европейских странах очень жесткий закон о персональных данных, и маркетплейсы не имеют права их собирать. Далее покупатель может просмотреть интересующий ассортимент и сделать заказ. Аналогичная ситуация наблюдается и в Грузии.

Руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз заявил «Постньюс», что в Европе более 20% алкоголя продается онлайн, а в России все упирается в контроль этой сферы. «Мы остались практически единственной страной, которая не продает онлайн алкогольные напитки. Вот сейчас биометрию придумали, ведь это инновации, которые у нас любят, только не знают, куда их приткнуть. Можно было бы просто курьеру показать паспорт или через “Госуслуги”», — рассказал спикер.

Дробиз добавил, что из-за ограничений проигрывают маленькие российские винодельни. Они не могут продавать свою продукцию в крупных сетях из-за малых объемов, поэтому онлайн-продажа стала бы для них спасательным кругом. Кроме того, отмена ограничений увеличит объем продаж на маркетплейсах: люди будут покупать алкоголь, и, соответственно, вырастут продажи продуктов.

«Во всем мире интернет-торговля алкоголем процветает, но мы в РФ легких путей не ищем. Если у нас появится данная услуга, то ей будет пользоваться средний класс, а это 20% населения страны. Сейчас любой алкоголь продается в интернете, но нелегально. А так мы бы все это узаконили и получали налоги с продаж. У нас гигантский теневой сектор в интернете, поэтому в случае легализации это не способствует увеличению потребления спиртного, как думают депутаты», — сказал Вадим Дробиз.

Запрет на продажу алкоголя через интернет в России ввели еще в 2007 году. Тогда мера была вполне оправданной из-за отсутствия необходимого механизма контроля за оборотом спиртного и неразвитости рынка онлайн-торговли. Однако сейчас этот запрет фактически действует только для добросовестных участников рынка, а нелегальные продавцы легко обходят ограничения вопреки ежедневным блокировкам сайтов с нелегальной продукцией.

Ждать ли разрешения на продажу табака онлайн?

Исполнительный директор ассоциации «Совет по вопросам развития табачной промышленности» Эдуард Воронцов на этот вопрос ответил крайне осторожно и уклончиво. Спикер пояснил, что для начала необходимо выстроить механизм продажи так, чтобы товар не попал в руки несовершеннолетним.

«Если государство сочтет, что предпринимательство в стране должно развиваться, мы этой возможностью воспользуемся. Естественно, должна быть система идентификации возраста при покупке сигарет. АКИТ предлагает биометрию, посмотрим, как это будет работать, но мне не совсем понятно, в перспективе можно оплачивать и радужной оболочкой глаза», — сказал Воронцов.

В самой Ассоциации компаний интернет-торговли на запрос «Постньюс» об идее продажи сигарет онлайн ответили так: «Нас табак не интересует — наша задача максимально сократить нелегальный рынок доставки алкогольной продукции, заместить его легальными игроками при введении контролируемой государством онлайн-продаже алкоголя».

«Я уверен, что продажу табака онлайн у нас в стране никто рассматривать не будет. За пачкой сигарет можно спокойно сходить в магазин, а алкоголь — это другое дело. Но Минздрав всегда выступает против онлайн-продаж спиртного и табака. Ведомству надо пиариться на этой истории», — заключил руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Павел Деденко