кино

Александр Щеряков: «Короткий метр — абсолютно рабочий билет в индустрию»

Генпродюсер Фестиваля уличного кино рассказал, как придумал смотр и масштабировал его на всю страну
Александр Щеряков/Личный архив
Александр Щеряков/Личный архив

С начала лета до середины осени по всей России проходит Фестиваль уличного кино. Главная фишка смотра — включенность зрителей, именно они выбирают победителя, который получит 1 млн руб. Мы поговорили с генеральным продюсером фестиваля Александром Щеряковым и узнали, с чего все начиналось, зачем вообще смотреть короткометражки, а заодно спросили, какие классные картины в этом формате достойны всеобщего внимания.

— Расскажите, как вообще вам пришла в голову идея сделать фестиваль по всей России. С чего все началось?

— Мы никогда не были связаны с кино по-настоящему. Просто в один момент стало интересно запустить некоммерческий проект, который мог бы быть больше, чем мы и наша команда. В качестве авантюры в 2014-м мы с супругой решили открыть летний кинотеатр во Владивостоке. Мы выбрали очень красивое пространство с видом на море, которое просто простаивало.

Ни с кем толком не договорившись, мы повесили белый баннер, поставили домашний проектор и колонки и начали крутить кино для всех желающих — «Форреста Гампа» и какие-то советские фильмы. Нам хотелось просто посмотреть, насколько это может быть интересно горожанам. Оказалось, очень интересно, и мы начали собирать аншлаги. Им скорее были важны не сами фильмы, а форма подачи — все вместе под звездным небом смотрят классику.

На нас стали выходить организаторы со всей страны и спрашивать, как у нас получился такой классный летний кинотеатр. Мы за короткое время стали большими профессионалами в том, как, как это делается: договорились с администрацией, правообладателями, нашли спонсоров и превратились в хорошо организованный проект. Тогда мы подумали, что этой механикой можно делиться и с другими городами, и за полдня придумали фестиваль.

Его идея была очень простой: мы садимся в машину, едем из Владивостока до Москвы через все крупные города и устраиваем массовые показы под открытым небом в организованном нами же летнем кинотеатре. Дальше такой кинотеатр продолжает существовать самостоятельно. Получилось, что так мы растиражировали свой метод и вместе с этим запустили глобальный проект.

— А почему вы решили показывать именно короткометражки?

— Мы решили оттолкнуться от формы: один вечер, два часа, много людей. Что показывать? Выбор остановился на короткометражках — их сразу можно было показать с десяток. За это время зрители сначала наблюдают за интересным экшеном, потом 10 минут смеются над комедией, а следом плачут. Получаются такие американские горки с точки зрения эмоции.

А еще если за вечер показываешь сразу большое количество картин, то можно добавить элемент соревнования и предложить зрителям самим выбрать лучший фильм. Поэтому на нашем фестивале все желающие вот уже 11 лет подряд голосуют за лучшие работы светом фонариков, телефонов, лампочками…

— А как все переросло в такой большой проект?

— Когда мы поехали первый раз по России и добрались до Москвы, то увидели, что эта формула рабочая. Поэтому в следующем году отправились в еще более масштабное путешествие — от Владивостока до Лиссабона. Но мы немного устали ездить и задумались, как можно было бы организовать фестиваль без наших физических перемещений.

По итогу идею мы упаковали в «социальную франшизу» по образу и подобию «Тотального диктанта» или «Бессмертного полка», которые выросли из низовой инициативы в большой проект. Теперь каждый желающий может с нами связаться и организовать в своем городе Фестиваль уличного кино.

Благодаря смене формата география проекта выросла кратно. Например, этим летом наши показы прошли в 1456 городах и населенных пунктах страны. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наших партнеров, поддержавших нас в этом сезоне.

— Как происходит конкурсный отбор короткометражек для участия в Фестивале уличного кино? Сколько заявок присылается?

Последние несколько лет к нам ежегодно приходит от 700 до 1000 заявок. К отбору мы подключаем экспертов из разных киношкол, практикующих молодых режиссеров и так далее. Заявки делятся на несколько групп, которые отправляются экспертам. По итогу работы, которые набирают нужное количество баллов уходят на экспертизу — мне и нашим попечителям.

— А вообще короткометражки — это разве популярный жанр? Как «заманить» зрителя на фестиваль короткого метра?

— Это наша проблема, с которой мы сталкивались первые несколько лет. Мы поначалу соблазняли зрителями разными активностями вокруг фестиваля — лекциями, гастрономией, музыкой, йогой. Зрители приходили на пикниковый фестиваль, проходящий под открытым небом, с большим количеством разных историй и к вечеру, заодно, оставались на фильмы. Сейчас зритель уже привык к короткому метру и просто приходит на него. К тому же механика с голосованием работает: людям важно самим выбрать того, кто получит главный приз в миллион рублей.

— А в целом, что в думаете о короткометражках, их стоит популяризировать?

— Несколько лет назад казалось, что короткий метр сам по себе станет трендовым из-за бума TikTok и клипового мышления. Но этого не случилось: мы видим, что длинные формы набирают популярность, те же же сериальные истории не сбавляют обороты. Но короткий метр тоже по-своему популярный, например, некоторые коротыши собирают миллионы просмотров на видеохостингах и в целом у жанра есть свои фанаты. Поэтому может и стоит оставить все как есть.

— Короткометражки — это отдельное произведение или репетиция для режиссера перед полным метром?

— Конечно, короткий метр — это абсолютно рабочий билет в индустрию. Некоторые говорят: «Я бы снимал классное кино, но я не живу в Москве, у меня нет папы-продюсера, меня никто не поддерживает». Но я вижу, как ребята из ниоткуда, иногда без образования и вообще какой-либо техники и денег снимают короткие метры, врываются в индустрию и становятся большими режиссерами.

При этом короткий метр может быть сам по себе. Это история, которая за 10 минут проходит перед зрителем и заставляет его, например, заплакать. Это совершенно новый способ переживания, это такая концентрированная энергия, которая вообще не всякому автору подвластна. Поэтому если есть лишние 10 минут, например, в очереди или такси, которые нужно куда-то потратить, то короткий метр — это отличный вариант.

Другое дело, где его искать? Если вы будете вбивать в поиск на YouTube, то скорее всего вам не понравится то, что там вылезет. Если бы была какая-то площадка, куда можно было бы зайти и точно знать, что там отличные фильмы — это было бы здорово. Другой вопрос, что такая площадка не может существовать по экономическим вопросам, потому что не будет отбивать свои бизнес-задачи.

— В России много хороших режиссеров, которые снимают короткие метры?

— По факту мы имеем 5-10 классных коротышей в год, не больше. Выпускники киношкол ежегодно массово штампуют короткий метр — при выпуске студенты должны снять свое кино. Но беда в том, что они делают классно с технической точки зрения, но часто им сказать нечего: ты смотришь работу выпускника и такой «ну окей, ладно» и едешь дальше. Нужно понимать важную вещь: прежде чем идти учиться снимать кино, делать подкасты или писать книги, нужно насобирать полный рюкзак историй и прожить какую-то концентрированную жизнь. А то многие идут учиться на режиссера, а рассказать им и нечего.

— А у вас есть топ короткометражек, с которых стоит начать ознакомление с жанром?

— Да, у меня есть целый список. Например, это «Интервью» Ивана Соснина. Соснин — это удивительный молодой автор из Екатеринбурга, который учился на металлурга, потом плюнул на металлургию и начал делать кино так, как умеет. В итоге он снял отличную короткометражку «Интервью» с Алексеем Серебряковым — фильм я рекомендую абсолютно каждому человек на свете.

Еще один коротыш — это «Подвиг» Ивана Петухова. Фильм удивителен тем, что снят в формате screenlife (от англ. screen life — жизнь на экране) с Алексеем Аграновичем. Это удивительный пример того, как можно снять кино в одной локации без какой-либо техники и только за счет сильной истории и классных актеров. Еще нравится «Играй для каждого», тоже Петухова. Это очень тонкая, глубокая и хорошая работа.

«Показалось» Байбулата Батуллина — фильм про огромную жопу, которая возникла во дворе дома. Это классное социальное высказывание, которое мы показывали по всей стране. Огромное количество горожан, включая мэров, искренне смеялись над историей. Байбулат, к слову, не только замечательный режиссер, но и чувак из мема «А я думала сова».

Еще одна отличная короткометражка — это «Как разжечь потухший огонь» Сергея Филатова. Совершенно удивительный режиссер, который из раза в раз умудряется снимать классные жанровые комедии. А «Как разжечь потухший огонь», наверное, его главная работа.

Очень классное и остроумное высказывание «Как с Максимом х(пип)ня случилась» Виталия Дудника с Константином Хабенским в главной роли. Еще «Взятка» Алексея Харитонова с Сергеем Буруновым — это остроумная комедия без лишней глубины, просто хорошая жанровая работа, которая закономерно собирала огромное количество зрителей на нашем фестивале. Потом ее выложили на YouTube, и она там набрала какое-то бешеное количество миллионов просмотров.

Мария Самарина