кино

«Нас мало — юных, окрыленных»: о чем фильм «Королевство»?

Драма о взрослении с реальными выпускниками детдомов в главных ролях получила приз на прошлогоднем фестивале «Маяк»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»

3 октября в прокат вышел фильм «Королевство» о подростках из детдома, захвативших арендованный коттедж. Картина получила приз за лучший дебют на прошлогоднем кинофестивале «Маяк». Мы посмотрели ленту и рассказываем, каким получился фильм.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата выхода: 3 октября
Страна производства: Россия
Режиссер: Татьяна Рахманова
Автор сценария: Татьяна Рахманова
В ролях: Игорь Филиппов, Иван Решетняк, Дарья Каширифна, Полина Гурьянова, Даниил Стриганов, Алексей Нилов, Елизавета Лобачева, Андрей Ильин, Станислав Шадчин и др.
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 25 минут

О чем фильм «Королевство»?

Подростки решают эффектно отметить выпуск из «батора» (от слова «инкубатор») — детского дома. Для этого на деньги, которые им положены от государства, они снимают элитный коттедж с бассейном (но почему-то пустым), камином и бессчетным количеством комнат. В доме ребята закатывают тусовку и отрываются.

Но совсем скоро время аренды заканчивается, а вместе с ним и праздник. Ребятам пора сворачиваться и отправляться во взрослую, чужую и непонятную жизнь. Делать этого им совсем не хочется, поэтому выпускники сквотят коттедж и устраивают в нем свое собственное королевство с бесконечной тусовкой.

Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»
Кадр из фильма «Королевство»

Чем примечателен фильм?

Безусловно, это авторское кино, поэтому не стесняйтесь проводить параллели с «Королевством» Ларса фон Триера. И там, и там режиссеры рассуждают, каково быть замкнутым в четырех стенах — физически и ментально. В «Королевстве» Рахмановой герои не в состоянии жить обычную жизнь — строить планы, искать работу, покупать квартиру и даже просто объяснять свои желания — не только из-за отсутствия навыка, но потому что они усвоили и приняли свою ненужность для остального мира. Поэтому единственное, что герои могут, — это быть вместе, а остальное пусть горит огнем.

Поначалу при наблюдении за вечеринкой кажется, что все на своих местах: громкая музыка, алкоголь, первые попытки прикоснуться к чему-то запретному (герои заказывают двух стриптизерш). Все вроде бы логично: как еще отдыхать подросткам? Но постепенно в кадр начинает просачиваться все больше жестокости и злости, которая перерастает в аморальщину и противозаконность. Истеричность и напряженность возрастает — от слез до смеха буквально пара секунд.

Но героям веришь — их столь яркие эмоции не кажутся наигранными или неуместными. Персонажи ведут себя соответственно не только буйному пубертату, но и условиям, в которых выросли. Даже если в них закладывали хорошее, доброе и вечное на уроках, это не значит, что они видели любовь и развили ее в себе. Весь мир для них — это декорации, в которых непонятно, как жить и отличать реальность от вымысла. Оттого даже самые страшные события их не пугают.

Какой итог?

«Королевство» получилось очень противоречивой картиной. С одной стороны, она поднимает остросоциальные темы и по посылу может дать фору любой чернухе. С другой — фильм снят в таких ярких и красочных тонах и без какого-либо надрыва, что иногда кажется легкой мелодрамой. Поэтому неудивительно, что в «Королевстве» соседствуют стихотворение Владимира Набокова «Нас мало — юных, окрыленных» и житие святого Серафима Саровского с травлей настоящего кролика и малолетней дочкой стриптизерши, которая помогает одеваться маме после развратных танцев.

Отдельно в глаза бросается игра актеров. Если до просмотра картины не изучать историю ее создания, то все равно легко поймать себя на мысли, что герои выглядят очень убедительно. Так и есть: практически все актеры, кроме Ивана Решетняка и Дарьи Кашириной, — настоящие воспитанники детских домов, для которых съемки в фильме — дебют. Поэтому они не понаслышке знают, о чем рассказывают, и отлично передают хаотичность детдомовского настроения.

Операторская работа тоже достойна всяческих похвал: камера, как прилипшая, следит за героями и показывает все их достоинства и недостатки. Крупным планом мы увидим все: пот на лбу, кровь, акне на коже, неровные зубы, яркие макияж, испуганные или наоборот счастливые глаза. Такая полупортретная съемка стирает все границы между зрителем и персонажами и помогает лучше рассмотреть героев.

Но и без недостатков в фильме не обошлось. Дебют как режиссера, так и актеров все-таки дает о себе знать. В «Королевстве» видится много сумбура, рваности и местами недосказанности в плохом смысле слова (например, неожиданное появление персонажа никак не объясняется, а кто он такой, можно узнать лишь из титров). Но подобную подачу можно объяснить и темой: не может же быть фильм о детдомовцах, оказавшихся на краю пропасти, ладным и размеренным?

Мария Самарина