общество

Есть коннект: россияне смогут пользоваться Wi-Fi в самолетах, поездах и на кораблях

По мнению экспертов, затраты на реализацию проекта оцениваются в миллиарды рублей
Christophe Gateau/dpa/picture-alliance
Christophe Gateau/dpa/picture-alliance

Низкоорбитальную спутниковую группировку широкополосной передачи данных планируют создать в России. Это обеспечит высокоскоростной доступ в интернет в самолетах, поездах и кораблях. Такую возможность планируют рассмотреть на заседании Госкомиссии в конце года, сообщает Минцифры. Разбираемся, почему при высоком уровне цифровизации транспорт в РФ не обеспечен интернетом, насколько реализуем проект и что думают эксперты.

Реально ли обеспечить доступ к Wi-Fi в самолетах и поездах?

Сейчас проработкой этого вопроса занимаются Минцифры и Минтранс. Исходя из ответа замминистра цифрового развития Дмитрия Угнивенко главе думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярославу Нилову (письмо есть в распоряжении «Постньюс»), Госкомиссия по радиочастотам планирует рассмотреть вопрос об обеспечении интернетом в IV квартале 2024 года. Речь идет о радиочастотах Ku- и Ka-диапазонов (первый из них использует полосу от 12 до 18 ГГц, а второй — 26,5 до 40 ГГц).

«Принятие данного решения позволит осуществлять высокоскоростной доступ к сети Интернет на подвижных объектах, включая воздушные, морские и речные суда, наземный транспорт на всей территории РФ. К созданию низкоорбитальной спутниковой группировки передачи данных привлекут ООО “Бюро 1440”. В настоящий момент компания заключила соглашения о сотрудничестве с  ОАО “РЖД” и ПАО “Аэрофлот”», — говорится в письме.

В беседе с «Постньюс» Нилов отметил, что у зарубежных авиакомпаний на борту уже давно есть доступ к интернету. «Я сам часто летаю по работе, и интернет на борту необходим всем. Я направил запросы в компетентные ведомства по этому вопросу. Ответы вселяют надежду, что дело сдвинется с мертвой точки, и надеюсь, что главный авиаперевозчик страны “Аэрофлот” первым предоставит возможность пользоваться Wi-Fi на борту», — сказал депутат.

А вот в письме от Минтранса парламентарию сообщили, что возможность внедрения интернета на транспорте в РФ крайне сложна с технической точки зрения. Ведомство ссылается на санкционное давление на авиационную отрасль России. «В настоящее время возможность внедрения беспроводного доступа к сети интернет на бортах воздушных судов иностранного и российского производства, эксплуатируемых авиакомпаниями, отсутствует», — говорится в ответе Минтранса на запрос Нилова.

В ведомстве добавили, что предоставление такой услуги на борту воздушного судна сопряжено с установкой сложной и дорогостоящей системы спутниковой связи. Также для доступа в интернет потребуется договор с провайдером спутниковой связи, однако эти услуги в сфере авиации в основном предоставляются зарубежными провайдерами из недружественных государств.

Я считаю, что Wi-Fi в транспорте необходим. Все это элементарный комфорт. Мы привыкли проводить совещания в дороге, встречи, подписывать документы электронной подписью, давать интервью по пути. Получается где-то сеть есть как в “Сапсане”, а на другом транспорте нет и развивается все это медленно. Проблема в том, что с решениями мы запаздываем, нужно идти в ногу со временем

Ярослав Нилов, глава думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов

Что касается железнодорожного транспорта, то в Минтрансе пояснили, что ОАО «РЖД» проводит большую работу по улучшению качества мобильной связи и интернета в поездах на территории РФ и в международном сообщении со странами СНГ и дальнего зарубежья. Кроме того, национальный перевозчик самостоятельно разрабатывает несколько проектов по обеспечению пассажиров качественной связью в поездках.

«Однако на данном этапе технологического развития подобные проекты являются очень дорогостоящими и масштабными, требующими согласованных действий со стороны холдинга РЖД, сотовых операторов и государственных органов», — уточняется в письме замглавы Минтранса Дмитрия Баканова.

По мнению Ярослава Нилова, качество интернета на борту российского транспорта необходимо улучшать. Депутат привел в пример скоростной поезд «Сапсан», сеть Wi-Fi там есть, но местами очень плохо ловит. «Нужно обеспечить качественным покрытием все поезда и конечно же автомобильные трассы. Например, на международном направлении Москва — Минск едешь по трассе, и телефон не везде ловит, это недопустимо», — сказал Нилов.

Когда же появится Wi-Fi на транспорте в России?

По информации Минцифры, низкоорбитальная спутниковая группировка должна быть развернута в 2025-2030 годах. Планируется запуск 292 спутников, которые обеспечат устойчивое покрытие связи на территории всей страны. И даже после этого никто конкретных сроков назвать не может. «Этот вопрос к нашим собственникам — РЖД, авиакомпаниям и компетентным ведомствам, занимающимся проработкой данного вопроса. Работа уже ведется и это хорошо», — сказал Нилов.

Член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Евгений Марченко заявил «Постньюс», что Минтрансу необходимо проработать вопрос наличия интернета в транспорте, так, чтобы это не угрожало безопасности. «Главное, чтобы наличие Wi-Fi не мешало работе приборов в самолетах. Не зря же пилоты просят выключать все электронные приборы на борту. Что касается поездов, то в некоторых составах номинально есть интернет, но практически к нему подключиться невозможно», — добавил Марченко.

Спикер отметил, что интернет на борту самолета или в поезде — прежде всего просто удобная опция. По мнению Марченко, без этого можно спокойно жить. «Что касается технических возможностей, то они у нас есть, на мой взгляд это не требует каких-то больших затрат. Если запускать спутники, то да, нужно посчитать во сколько это обойдется и взвесить все за и против. Но, если сети Wi-Fi не будет в транспорте, то я как человек смогу это пережить», — отметил парламентарий.

Что думают эксперты?

Директор и партнер компании «ИТ-Резерв», эксперт по кибербезопасности Павел Мясоедов рассказал «Постньюс», что для запуска сети Wi-Fi на транспорте по всей территории РФ необходимо усилить группировку спутников и запустить дополнительные летательные аппараты. «Это необходимо для того, чтобы покрытие связи было стабильным и без пробелов. Собираются запустить по некоторым данным 200-300 спутников, но у Starlink их несколько тысяч. Поэтому вопрос стоит чисто финансовый», — сказал спикер.

По мнению Мясоедова, вложения в проект оцениваются от сотни миллиардов до триллиона рублей в зависимости от количества необходимых спутников связи. Спикер отметил, что тратить такие суммы на покрытие Wi-Fi, например, отдаленных территорий, где проживает несколько десятков тысяч человек, нецелесообразно. Все упирается в экономическую составляющую, сказал Мясоедов.

«Технологии для запуска спутников у нас есть, не в этом проблема. В Европе не везде стабильно работает интернет и не в каждом поезде он есть. Но там, где есть связь, нужно понимать, что расстояние и масштабы гораздо меньше, нежели в России. Москва и область по площади больше Швейцарии, но интернет в Подмосковье ловит хорошо», — резюмировал Мясоедов.

Павел Деденко