JOHANNA GERON/REUTERS POOL/TASS
JOHANNA GERON/REUTERS POOL/TASS
власть

«Краевой придаток глухой провинции»: как Евросоюз оставил Молдавию без права выбора

Евроинтеграция Молдавии нелегитимна, пока существует Приднестровье

Молдавия — очень маленькая страна, которая часто была вынуждена балансировать между геополитическими объединениями. С 1990-х противостояние проевропейского и пророссийского векторов в стране всегда протекало в более или менее остром формате, пока Молдавия жила мечтой о европейском будущем с оглядкой на пример других постсоветских республик. Но получить должное внимание удалось только с началом военных действий на Украине.

Территориальные споры, экономический упадок и энергетическая зависимость от России вызывали вопросы у Еврокомиссии и сделали президента Майю Санду зависимой от единственной цели — попасть в Евросоюз. Разбираемся, как Молдавия пошла ва-банк и почему она понадобилась Европе только сейчас.

Как Молдавия шла к ЕС?

Процесс сближения Молдавии с Евросоюзом был запущен параллельно потеплению отношений с Россией в середине 1990-х, когда республика договорилась с ЕС о сотрудничестве в ключевых сферах. Затем крупное расширение Евросоюза в 2004 году дало Молдавии надежду стать следующей страной в очереди на вступление: в 2005-м был подписан индивидуальный план действий с Европейским союзом в рамках Европейской политики соседства. Но годы шли, и пока политики ЕС отдавали предпочтение странам Балтии и Балкан, «молдавский мост между Западом и Востоком» сохранялся, а сама Молдавия продолжала пребывать в подвешенном состоянии на наследии бедных 1990-х с разрушенной промышленностью, растущей безработицей и нереализованными проевропейскими обещаниями.

Толчком для пересмотра статуса отношений с Молдавией для ЕС стало начало военных действий на Украине. Уже в июне 2022 года страна получила статус кандидата, а в декабре 2023 года Европейский совет решил начать переговоры о вступлении этой страны в ЕС. О референдуме по вопросу внесения поправок в Конституцию Молдавии стало известно 18 апреля 2024 года.

О каких поправках в Конституцию говорит ЕС?

По итогам референдума в Конституцию будут внесены две составляющие. Первая относится к преамбуле документа, где предлагается «закрепить европейскую идентичность народа Республики Молдова» и необратимость европейского пути страны, а интеграция объявляется стратегической целью. Вторая составляющая представляет собой новую главу Конституции «Интеграция в Европейский союз». Она предусматривает, что присоединение Молдавии к учредительным договорам ЕС будет регулироваться юридическими актами, которые будут иметь приоритет над противоречащими положениями внутренних законов Молдовы.

«У Молдавии ничего не останется своего, — заявил «Постньюс» политтехнолог, автор методик по наблюдению за выборами Алексей Кочетков. — Есть пакет изменений, который подразумевается сам собой при вступлении в ЕС». Старт грядущим изменениям был дан еще в ноябре 2023 года, когда Еврокомиссия выпустила отчет, в котором оценила прогресс Молдавии по так называемым девяти шагам на пути в ЕС, среди которых энергетическая безопасность, реформа избирательного законодательства, укрепление демократии, экономические реформы и интеграция в единый рынок Евросоюза.

Кочетков считает, что с интеграцией в европейский рынок Молдавию ожидает участь Болгарии, которая «полностью лишилась промышленности» и получила «колоссальный урон для агросектора». Как вспоминает эксперт, развитая сельхозпромышленность превратилась в «огромные поля, битое стекло и какие-то остатки каркасов». По мнению политтехнолога, Молдавия имеет перспективы стать «краевым придатком глухой европейской провинции» — Румынии.

В западной прессе объясняют столь долгий путь к евроинтеграции особенным «демократическим характером» процесса сближения Молдавии с ЕС. Если в случае расширения в 2004 году референдум о вступлении в ЕС проводился уже после подписания договора о присоединении, то Санду предложила сперва спросить жителей. По ее словам, этот процесс поможет выяснить уровень одобрения работы политиков страны по сближению с ЕС от жителей. Адресованный гражданам Молдавии в бюллетенях вопрос звучал так: «Поддерживаете ли вы внесение изменений в Конституцию с целью вступления Республики Молдова в Европейский союз?»

Санду сфальсифицировала референдум ради ЕС?

Еще в 2016 году партия Санду — «Действие и солидарность» — обещала построить европейскую Молдавию не на словах, а на деле, развивать стратегическое партнерство с США, обеспечить «нормальные и неконфликтные» отношения с Россией, чтобы «геополитика стала инструментом улучшения жизни граждан». И снова всплывает тот самый «мост», классическая предвыборная программа для здравого избирателя в Молдавии, но, как показало время, не ведущая к Востоку. Геополитика действительно сыграла на руку проевропейским амбициям Санду, позволила сымитировать форс-мажор в отношениях с РФ и постепенно выдавить пророссийскую оппозицию.

После 24 февраля 2022 года правительство сильно сместилось от центра политического поля вправо. Маловероятно, что Санду собирается к нему вернуться. Ее избирательная кампания строится на геополитических заявлениях в духе «ЕС даст Молдавии процветание, безопасность и защиту, а Россия — это проблемы и угроза». «Я абсолютно уверена, что все граждане Республики Молдова в первую очередь хотят мира, а ЕС означает мирный проект», — заявила она на пресс-конференции 18 марта. И здесь далеко не случайна дата проведения выборов президента одновременно с референдумом о евроинтеграции.

Мнимая свобода: как в Молдавии за ночь «накрутили» голоса за евроинтеграцию?
Мнимая свобода: как в Молдавии за ночь «накрутили» голоса за евроинтеграцию?

«Постньюс» ранее разобрал таинственное стечение обстоятельств при подсчете голосов на минувшем референдуме о евроинтеграции Молдавии. Президент сделала ставку на заграничную диаспору в Европе и США, в то время как 500 тыс. молдаван в России право голоса сократили до минимума. Тем временем в Евросоюзе проще всего было создать условия для потенциальной «победы». «Там как хотят, так и ворочаются, — говорит Кочетков про заграничные избирательные участки. — Можно нагнать количество зарегистрированных избирателей и потом просто напихать бюллетени в урну столько, сколько “вам” необходимо».

Алексей Кочетков, политтехнолог, автор методик по наблюдению за выборами.

Этот цирк устраивался именно для того, чтобы просто формально закрепить то, что уже давно было решено — “вот смотрите, демократия как всегда победила”

一 Алексей Кочетков, политтехнолог, автор методик по наблюдению за выборами.

Почему Румыния так ждет Молдавию в ЕС?

Не менее трети граждан Молдавии имеют второй паспорт — румынский. По данным Министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы (MFAEI), число молдавских граждан, проживающих за рубежом, колеблется в пределах 1,11-1,25 млн человек, при этом 47% из них проживают в Европейском союзе. При этом за 2010-е румынское гражданство получили 1 027 091 граждан Молдавии, что составляет более 39,5% населения. В их числе и нынешние кандидаты в президенты — Майя Санду и Александр Стояногло.

Экс-замминистра иностранных дел Приднестровья Игорь Шорников в беседе с «Постньюс» сказал, что жители Молдавии пользуются румынским паспортом как «проездным билетом по Евросоюзу». По молдавскому паспорту их пребывание на территории Евросоюза ограничено 90 днями. «Соответственно, если они там устраиваются куда-то работать, они полностью бесправны, и им раз в 90 дней надо выезжать из Евросоюза, — говорит он. — Поэтому миллионы молдаван обзавелись румынскими паспортами. Просто для удобства передвижения».

В свою очередь президент Румынии Клайс Йоханнес одним из первых европейских лидеров поздравил «народ Молдавии с победой» на референдуме, приветствовав голосование в пользу евроинтеграции республики, президента Майи Санду и демократических ценностей. При этом в румынском обществе продолжает жить память о «Великой Румынии», частью которой в начале XX века была Молдавия. Но Пакт Молотова-Риббентропа 1939 года по разделу зон влияния в Восточной Европе между Советским Союзом и Германией вынудил Румынию через год отдать коммунистам Северную Буковину и Бессарабию.

В апреле премьер-министр Румынии Марчел Чолаку поддержал «объединение Молдавии и Румынии» и уверовал в то, что «это произойдет внутри ЕС» и актуализирует вопрос о румынизации Молдавии. Политики Румынии в целом считают ее территорию частью своей страны и продвигают идею объединения с молчаливого согласия молдавского правительства.

Молдавская приверженность соседу выражается и в государственном флаге, идентичном румынскому, и в гимне, начинающемся словами «Пробудись, румын!». Государственность молодого национального образования называлась первым молдавским президентом Мирчей Снегуром «сугубо временным явлением», за которым наступит единение с Румынией.

Так, вопрос румынской интеграции вернулся в марте 2023 года: из Конституции Молдавии пропало понятие «молдавский язык», Санду переименовала его в румынский. Тогда она заявила, что считает десятилетиями существовавшее разделение молдавского и румынского языков и народов искусственным и выгодным третьим силам.

Майя Санду, президент Республики Молдавия.

Те, кто десятилетиями подряд твердил нам, что мы, граждане Республики Молдова, говорим на “молдавском” языке, а не на румынском, преследовали только одно: разделить нас. И это потому, что, как только вы разделили нацию, вам легче ее подчинить и контролировать. Разделенный народ — это не единая сила, способная защитить себя. Те, кто пытался нас разделить, беспокоились не о лингвистике, а о том, как удержать Молдавии в вечной национальной ссоре

一 Майя Санду, президент Республики Молдавия.

До недавнего времени объединение с Румынией рассматривалось многими молдаванами через призму возможного вступления в ЕС. Этим фактором манипулировали и румынские сторонники поглощения Молдавии. Например, экс-президент Трэян Бэсеску призывал молдаван войти в ЕС кратчайшим путем, то есть через Румынию.

Что будет с Приднестровьем?

Часто ЕС требует от некоторых кандидатов уладить территориальные споры. Так, например, страны Западных Балкан — Черногория и Сербия — должны не только привести свои законы в соответствие с принципами «демократии и правового государства», но и выполнить дополнительные требования: решить территориальные споры с Хорватией и, в случае Сербии, урегулировать разногласия с Косово. Сербия не признает независимость республики, считая ее частью своей территории. ЕС не хочет создавать себе новые проблемы в этом регионе — в 2013 году он дал членство Хорватии при условии, что она решит спор о морской границе со Словенией. Хорватия пообещала уладить конфликт через международный арбитраж, но в итоге отказалась исполнять решение суда и вышла из процесса. Вопрос, согласится ли Молдавия признавать Приднестровье в качестве независимого государства или поглотить его насильным путем ради ЕС?

Ранее Санду заявила, что к 2030 году страна должна быть полностью готова вступить в ЕС. Более того — в блок, по ее мнению, также войдет Приднестровье. Политолог Александр Асафов в разговоре с «Постньюс» сказал, что вопрос фактора Приднестровья в молдавской евроинтеграции полностью лежит на Евросоюзе. «Мы видим, что существует экспансионистская модель из-за политических целей, — говорит он. — Брюссель определяет, можно или нельзя». По мнению эксперта, после завершения электоральных процедур Молдавия окажет давление на Приднестровье. «Это как пиратский кодекс: только пираты определяют, как он работает», — утверждает Асафов.

Тем временем ЕС, по утверждениям политтехнолога Кочеткова, не имеет юридического права включать в свой состав Молдавию из-за территориальных споров. «Конечно, кому это когда-либо мешало в Европе, — рассуждает эксперт. — Но Приднестровье имеет подвешенный статус, и его вопрос попытаются решить каким-то варварским способом».

Иван Коновалов