Ответственность курьеров на электросамокатах предлагают застраховать перед пешеходами. Что известно?
Депутаты Госдумы предлагают обязать курьеров страховать ответственность перед пешеходами. Новая мера распространится на доставщиков заказов на электросамокатах и электровелосипедах. По мнению авторов соответствующего законопроекта, механизм позволит обезопасить пешеходов от наезда курьеров, которые быстро передвигаются по тротуарам и сбивают людей. Кроме того, парламентарии планируют обязать маркетплейсы работать только с теми курьерами, у которых есть страховка. Разбираемся, как вероятное новшество может повлиять на сферу доставки, ждать ли роста цен на товары и повысится ли безопасность самих пешеходов.
Для чего нужна новая страховка?
Автором законопроекта выступил председатель думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Документ уже внесли в ГД. Как стало известно, речь идет о поправках в закон о торговле. Депутаты рассмотрят их в первом чтении уже в ноябре. Парламентарии хотят обязать курьеров страховать свою гражданскую ответственность, а представителей онлайн-торговли — заставить работать с теми доставщиками, у которых есть договор страхования.
«Доход курьера зависит от количества доставок. Курьеры, стараясь как можно быстрее доставить заказ на электросамокатах, велосипедах с моторчиком, скутерах и других СИМ, становятся серьезным источником повышенной опасности для пешеходов. Курьеры, нарушая правила дорожного движения, часто мчатся с большой скоростью по пешеходной части дороги, сбивают пешеходов, нанося серьезный ущерб их здоровью», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
По мнению инициатора законопроекта, у любого курьера должен быть полис добровольного страхования гражданской ответственности — даже если человек работает пешим доставщиком. «Нередки случаи, когда курьеры сбивают пешеходов и врезаются в автомобили и наносят вред здоровью и имуществу. Да, они не отказываются возместить ущерб, но зачастую они иностранные граждане с небольшим доходом, и в рамках судебных процедур все это взыскивается достаточно долго. Речь идет о том, чтобы подключить страховщиков к этой теме», — рассказал «Постньюс» Нилов.
В Минпромторге и Минцифры заявили, что курьеры несут ответственность перед пешеходами в рамках Гражданского кодекса, а новый подход к проблеме лишь вызовет подорожание товаров и услуг. «Я считаю, надо руководствоваться прежде всего интересами наших граждан. Ведь пешеходы и автомобилисты тоже страдают из-за всех этих инцидентов с курьерами. Если курьер работает на машине, то в этом случае страховка не нужна, ведь авто уже застраховано», — говорит Нилов.
Что думают представители сферы торговли и эксперты?
В пресс-службе «Яндекса» сообщили «Постньюс», что все сервисы компании предоставляют программы страхования доставщиков. Они действуют автоматически для всех курьеров во время осуществления доставки посылок. «Компания уже инвестировала в них более 52 млн руб. Например, если доставщик получит травму, он может сообщить об этом нашей службе поддержки, а затем с ним свяжется страховая компания. Максимальная сумма выплаты по базовой страховке — 2 млн руб.», — рассказали в «Яндексе».
Кроме того, там заверили, что в некоторых сервисах страховка распространяется и на третьих лиц, например, если доставщик случайно заденет велосипедом чужую машину и повредит. «В случае какого-либо инцидента с курьером, пострадавший может обратиться к нам в поддержку, рассказав детали ситуации, уточнив номер сумки курьера. Мы поможем связать пострадавшую сторону со страховой компанией, которая сделает выплаты. Также рекомендуется обращаться в полицию — мы сотрудничаем с правоохранительными органами в подобных случаях», — пояснили в пресс-службе «Яндекса».
Председатель Президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев рассказал «Постньюс», что инициатива Нилова выглядит избыточной, а также нецелесообразной для торговли и требует дополнительной проработки. «Страхование ответственности в сфере услуг доставки не должно быть предметом закона о торговле — доставка товаров не имеет отношения к торговой деятельности, а относится к сфере услуг», — пояснил эксперт.
Караваев добавил, что обязательства граждан по возмещению ущерба от причинения вреда здоровью, в том числе при выполнении рабочих задач, уже исчерпывающим образом урегулированы Гражданским кодексом РФ. «Законопроект предлагает возложить на торговлю обязанность контролировать, чтобы операторы доставки обязывали курьеров страховать гражданскую ответственность, что нецелесообразно и невыполнимо для торговых организаций», — отметил спикер.
Кроме того, по мнению Караваева, инициатива создает дискриминационные условия для пеших курьеров, которых, согласно логике документа, придется либо совсем не нанимать, либо обязывать покупать страховой полис. «Мы поддерживаем усилия, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере услуг доставки, но не таким способом», — заключил он.
Вызовет ли новая мера повышение стоимости услуг и товаров?
Глава АКИТ Артем Соколов в беседе с «Постньюс» подчеркнул, что в законопроекте отсутствуют оценка и расчеты влияния реализации требования на IT-отрасль и потребителей. «Очевидно, что обязательное страхование потребует дополнительных существенных расходов, которые неизбежно будут заложены в стоимость услуг агрегаторов информации, а в конечном итоге — в стоимость услуг и товаров», — отметил эксперт.
По мнению Соколова, формулировки закона вызывают много вопросов, и пока неясно, что делать с пешими курьерами, которых большинство. «Без договора страхования гражданской ответственности их нельзя будет брать на работу, но и получить такой договор они не смогут — нет даже такого термина ни в сфере страхования, ни в Гражданском кодексе РФ», — сказал глава АКИТ.
Спикер напомнил, что ответственность за наезд на пешехода несет виновник происшествия, и эти отношения уже урегулированы ст. 1064 ГК или ст. 264 УК РФ. «Поэтому, на наш взгляд, законопроект носит дискриминационный характер: если и вводить такую новую ответственность перед пешеходами, то это нужно делать для всех владельцев средств индивидуальной мобильности, безотносительно их рода занятий, что по понятным причинам также абсурдно», — заключил Соколов.