ЕС хочет себе аналог ЦРУ: зачем Евросоюзу понадобилась собственная разведка?
Агентство Bloomberg узнало о намерениях ЕС создать свою общую разведывательную структуру, которая будет помогать в дипмиссиях и осуществлять операции за рубежом. Вопрос о едином разведоргане поднимали и после войны в Югославии, когда кооперация европейской разведки происходила через сеть американских центров LOCE. Озаботившись вопросом автономной разведки, в ЕС организовали несколько организаций, работающих на общее благо, но в урезанном формате. Вопросы координации и доверия «союзникам» вызывают у стран-участниц Евросоюза скепсис, пока председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обеспокоена растущей мощью России и намерена экспансионными методами расширить возможности ЕС для создания европейского аналога ЦРУ.
Разбираемся, в чем претензии главы ЕК к работе существующей разведки и какие проблемы может принести ЕС объединенная структура.
Зачем Евросоюзу понадобилась собственная разведка?
В Европейском союзе нет специальной разведывательной структуры, подобной ЦРУ в США. Вместо этого союз полагается на работы таких органов, как Разведывательный и ситуационный центр ЕС (EU INTCEN), который уполномочен анализировать уже полученные данные, но не имеет возможности их собирать. Другие агентства — Европол и Frontex — также участвуют в разведполитике ЕС, но в получении доступа к конфиденциальной информации в основном зависят от внутренних структур государств-членов.
Теперь, по информации Bloomberg, экс-президент Финляндии Саули Ниинистё подготовил предложения по новой разведывательной структуре. В марте фон дер Ляйен обращалась к Ниинистё с просьбой написать доклад о повышении оборонной готовности Европы. В документе призывается создать полноценный разведывательный орган для «противостояния внешним угрозам» и реагированию на шпионаж в пределах собственных границ. Ведь из-за того, что у ЕС пока нет собственной разведки, европейские чиновники могут использовать только общедоступные источники и получать информацию напрямую от стран-участниц, что ограничивает возможности. В новой структуре собираются отойти от работы национальных агентств с помощью расширения полномочий EU INTCEN, который сможет получать разведданные с помощью диппредставительств ЕС.
Глава ЕК считает, что ЕС должен обеспечивать себя сам. «Безопасность должна быть приоритетом деятельности Еврокомиссии, — отмечала она в письме экс-премьеру Эстонии Кае Каллас. — Европа должна обеспечить себя средствами для защиты и сдерживания потенциальных противников. Необходимо совместно координировать создание настоящего союза Европы по вопросам оборонного сотрудничества». При этом фон дер Ляйен на прошлой неделе призвала соседние с Россией страны к «эффективным соответствующим мерам», которые можно принять для защиты границ. Как она добавила, этот вопрос сейчас обсуждается.
Вопрос о создании централизованной разведки ЕС возник не впервые. О необходимости наднациональных объединенных органов и сил разведки Европейского союза заговорили еще при подписании Маастрихтского договора в 1992 году. Но наиболее активно вопросы формирования единой разведывательной политики и структур, которые бы способствовали реализации принимаемых ЕС на себя обязательств в военной области, начали обсуждаться только в конце прошлого века.
Во франко-британской декларации 1998 года по европейской безопасности отмечалось, что «союз должен иметь возможность проводить своевременный и релевантный анализ ситуации, данных разведки и обладать способностью на их основе осуществлять стратегическое планирование и применять вооруженные силы». Опыт войны в Югославии в 1999 году, когда сбор и анализ информации проводились силами разведки США через сеть центров LOCE, поставил руководство ЕС перед задачей переломить американоцентричную тенденцию и обеспечить взаимодействие военных информационных систем. Нельзя сказать, что ЕС отказывается принимать разведывательную информацию от этой страны. Но если в НАТО Соединенные Штаты выступают основным поставщиком информации, то Евросоюз хочет иметь свои независимые и достоверные источники.
Как ЕС сейчас координирует разведку между странами?
Сейчас в Евросоюзе в основном полагаются на EU INTCEN и периодически координируют свои действия через Бернский клуб — форум для руководителей разведывательных служб стран ЕС, но в отличие от других институтов он действует независимо от ЕС, не формирует штаб и не вправе требовать данные от внутренних органов стран-участниц.
Фактически ни одно агентство ЕС не имеет собственного потенциала для сбора данных, за исключением открытых источников и специфической деятельности Frontex, помогающей в охране государственных границ, что делает ЕС зависимым от стран-членов в получении информации. Ограничительным моментом часто играет разрыв между спросом ЕС и предложением участниц союза, поскольку информация может поступать либо поздно, либо в расплывчатом варианте, что влияет на процесс принятия решений.
В различных информационных докладах предполагают, что сотрудничество стран в области разведки может быть подорвана недоверием к тому, что их «партнеры» могут сделать с секретной информацией и воспользоваться ей в своих корыстных целях, например, поделиться с третьей стороной. Каждый будет выполнять разведывательные функции в приоритете своих интересов и лишь затем может делиться результатами с другими структурами ЕС, что в итоге оказалось характерно для работы Европола и Frontex. Так, например, страны Балтии опасаются, что укрепление ЕС в области разведки может подорвать их двустороннее сотрудничество с США.
Какие проблемы единая разведка вызовет в ЕС?
ЕС рассчитывает централизировать разведывательные управление и, соответственно, оптимизировать процессы усилий без ориентации на открытые источники, чем грешат INTSEC и Frontex сейчас. Таким образом планируется обезопасить союз от вмешательства на транснациональном уровне. Но есть вероятность, что каждая страна будет опасаться повышенного риска утечки конфиденциальной информации под угрозой иностранного проникновения и поэтому ограничивать обмен данными, а опыт более глубокого сотрудничества расценивать как подрыв приоритета национального контроля.
Вместе с тем ЕС ограничивают и правовые барьеры. Bloomberg предупреждает, что инициаторы встретятся с опасениями со стороны тех, кто традиционно выступает против евробюрократии в новых дополнительных наднациональных структурах. По данным агентства, предложение о создании новой разведывательной службы ЕС «вызовет споры и нежелание национальных служб безопасности делиться секретной информацией и источниками с другими странами и институтами ЕС». Bloomberg напомнил, что неоднократные призывы чиновников и законодателей ЕС расширить обмен данными между странами ЕС, в том числе после террористических атак в Париже в 2015 году и Брюсселе в 2016-м, успеха не имели. И в нынешней ситуации дополнительно потребуется создание правовой базы для регулирования работы разведструктуры, которая должна уважать национальные законы и интересы во имя избежания нарушения суверенитета отдельных государств, но при этом может пошатнуть баланс между мандатами всего ЕС.
По этой причине, как информируют источники Bloomberg, помимо создания нового разведывательного органа предлагается внести изменения в правовую базу для борьбы со шпионажем и незаконной подпольной деятельностью в странах Евросоюза. Ожидается также подготовка плана инвестиций в безопасность, который объединит различные инструменты финансирования в ЕС и на национальных уровнях. Это позволит направить часть бюджета союза на безопасность и оборону. При этом государства ЕС для этого должны будут выделить на это определенный процент ВВП, сообщили источники. Ожидается, что доклад опубликуют уже на следующей неделе.