«Ленинград» возвращается с новой вокалисткой — Инстасамкой. Почему это худшая идея Шнурова?
В конце октября интернет-СМИ облетела новость из Зазеркалья — Инстасамка стала новой солисткой группы «Ленинград». И если поначалу к инсайду отнеслись с недоверием, то вскоре (буквально через час после появления инфоповода) официальный представитель артистки подтвердил слух. «Мы сейчас на стадии финализации переговоров», — заявил исполнительный директор певицы Максим Столяров. Когда интерес общественности был достаточно подогрет, на YouTube-канале «Ленинград» опубликовали короткий тизер совместного трека под названием «За деньги нет».
В «Постньюс» ознакомились с выпущенным материалом (скажем прямо, на это ушло чуть меньше минуты), покопались в прошлом Шнурова и его карьерных траекториях и вынесли вердикт — кажется, это не та коллаборация, которую мы заслужили. Сейчас объясним почему.
Как менялись Шнуров и «Ленинград» (рассказываем коротко)
Начало столетия для группы «Ленинград» было турбулентным: с одной стороны, бесконечные корпоративы и народные хиты (WWW, «Мне бы в небо» и др.), с другой — отмены концертов из-за госконтроля и повсеместная критика из-за эпатажного репертуара и поведения фронтмена. Впрочем, как всем известно, трудности не помешали группировке обрести статус культовой — не зря ведь слушатели проводили параллель между «Ленинградом» и протестным роком 70-80-х (дескать, «Выборы! Выборы! Кандидаты — [нехорошие люди]» — это что-то в духе Джонни Роттена из Sex Pistols).
2010-е были ровнее: несмотря на то, что незадолго до этого бэнд на какое-то время распался, а вокалистки менялись с завидной регулярностью, Шнуров понял, как ему легитимизировать себя в мейнстриме (и заодно стать стадионным артистом). Прежде всего, на передний план вышел он сам — причем Шнур трансформировался из панка в майке-алкашке в подтянутого мужчину средних лет с зубами за $250 тыс. С легкой руки тогдашней жены Матильды (и, по-видимому, парочки стилистов), вчерашний сальный мужичок превратился в героя бомонда.
При этом важно отметить, что прежним идеалам Шнур почти не изменял — он все также мог напиться в прямом эфире в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ), публично поругаться с давним оппонентом Юрием Шевчуком и выкинуть что-нибудь эдакое на концерте (например, намеренно избегать правила крупных площадок о запрете на использование ненормативной лексики). Впрочем, феномен Шнура и «Ленинграда» 2010-х заключался не только в визуальных изменениях и походах на хайповые интервью, но и в залихватских бэнгерах.
Шнуров держал руку на пульсе, но в один момент перестал удивлять
Ключевые хиты группы — «Экспонат», «В Питере — пить», «ЧПХ», «Жу-жу», «Кабриолет» и «Вояж» — пришлись аккурат на середину и концовку прошлой декады. Повальное восхищение русского люда этим, откровенно говоря, немодным, но хулиганским творчеством можно объяснить следующими причинами. Прежде всего, Шнуров, как мастер слова и человек, не обделенный не только поэтическим, но и маркетинговым талантом, прекрасно понимал важность такого инструмента, как YouTube — отсюда прорывные клипы, поставленные Ильей Найшуллером. Прибавьте к эстетскому визуалу заедающую мелодию и высмеивание пороков общества (от увлечения ЗОЖ до одержимости модой и банальной зависти).
Возвращаясь к работе со словом, нельзя не сказать, что Шнур всегда балансировал на грани: для интеллигенции у него оставался еле дышащий дух сопротивления (ну и любопытные речевые обороты), а для менее притязательной публики — забавная частушечно-матерная форма. В общем, это была музыка для всех — слушать ее было легко, запоминать тоже, а подпевать уж тем более. Вполне логично, что многие критики и обычные люди на полном серьезе считают детище Шнурова культурным кодом русского человека — ярким, громким, остроумным и, конечно, довольно взбалмошным. Раскрепостив слушателей и их лексику, а также размыв грани морали, Шнуров смог совершить своего рода революцию — объединить сложное с простым, высокое с низким.
В 2019 году драматург Евгений Гришковец выразил непопулярное мнение насчет своего экс-приятеля Шнура: по его мнению, некогда «неуправляемый рок-н-рольный благородный разбойник» мутировал в «циничного бизнесмена», который хоть и хорошо знает свою публику, но на деле «презирает ее». Сложно сказать, насколько проницательным был Гришковец, однако Шнур новой формации и третьего карьерного десятилетия вновь сбросил кожу. На смену колоритным пиджакам пришли строгие костюмы-тройки, а бунтарству — должность генерального продюсера телеканала RTVi. И, да, еще Шнуров в очередной раз женился и подзабил на свой «Ленинград» (зато чуть позднее представил менее успешную «Зою»).
Что ждать от коллаборации с Инстасамкой?
Справедливости ради, последние несколько лет на Шнурова с его «Ленинградом» особо запроса и не было: возможно, потому что прежняя контркультурность автора в состоянии накаленной политической ситуации попросту неуместна, да и вряд ли возможна (пародия блогера Satyr пусть и гипертрофированно, но предельно точно описывает гибкость взглядов Шнурова, его осторожность и нежелание хоть как-то музыкально эволюционировать). Но невзирая на едкий панч Сатира, Шнур все же «не порвался и не лопнул от количества купюр».
Шнуров еще в период пиковой формы если и не держал под контролем российский шоубиз, то по-капитански за ним наблюдал, параллельно отслеживая тренды: так, в далеком 2017-м он умудрился обаять молодого, нигилистично настроенного и еще не впавшего в «миллионно-долларовую депрессию» рэпера Pharaoh. В свое время они умудрились совершить справедливый cross-promotion, обменявшись аудиторией и записав пару совместных треков — таким образом, первокурсницы, рвавшие на себе худи Thrasher, познакомились с сайд-проектом Шнура — группой «Рубль». Фара же получил финальный доступ в высший свет и до кучи респект старших коллег по цеху.
Но года, как известно, бегут неумолимо, а юных и сверхпопулярных артистов, способных конгениально Pharaoh замэтчиться со Шнуром, сейчас не так уж и много. Самому Сергею рэперам предложить особо нечего, да и с кем из них он действительно смог бы зазвучать? Флагманы вроде Bushido Zho, Big Baby Tape или Macan слишком далеки от стиля главного поп-дебошира страны. Можно, разумеется, ткнуть пальцем в околорокеров типа «Три дня дождя» или «Пошлой Молли» — но будет ли этот шаг визионерским или хоть мало-мальски смелым? Тем удивительнее, что в качестве камбэка лидер «Ленинград» выбрал Инстасамку.
Провокативность девушки закончилась еще в прошлом году: остепенившись, экс-бунтарка Даша сосредоточилась на незамысловатых поп-треках, фотосессиях и работе с брендами. Можно подумать, что ее путь перекликается со шнуровским, но, вероятнее всего, эта взаимосвязь вряд им поможет — что фронтмен «Ленинграда», что Инстасамка чаще становятся жертвами хейтспича и в основном генерируют отрицательные инфоповоды. По-вокальному Дарья заменить условную Алису Вокс, очевидно, не сможет, поэтому все, что остается ей — быть ироничной. Другой вопрос: а смешно ли кому-то от строчки: «Увидел я ее [лицо] — такое и за деньги нет»?