музыка

Новый неформальный рэп: кто такие Kai Angel и 9mice и как они меняют музыкальную индустрию

На сегодняшний день Viperr — главные антагонисты российского хип-хопа, которые противопоставляют себя маскулинным «пацанским» рэперам
TOASTER/YouTube
TOASTER/YouTube

В середине сентября готический рэп-дуэт Kai Angel и 9mice (объединение Viperr) представил сиквел альбома HEAVY METAL. Авангардные артисты, некогда находившиеся если не в андерграунде, то лишь в плейлистах глубоко погруженных в рэп-контекст слушателей, кажется, обрели массовую славу — ньюскульных новаторов активно хвалят профильные СМИ, а на мировом сайте Genius их треки из нового лонгплея искали наравне с работами главного идейного вдохновителя парней — Playboi Carti.

Как Kai Angel и 9mice перебрались из лагеря фрешмэнов в стан главных хип-хоп трендсеттеров страны, каким образом они адаптируют новый западный звук под российскую рэп-действительность и почему за ними стоит следить, отодвинув в сторону снобизм и пацанские предрассудки? Разбираемся.

Кто такие Kai Angel и 9mice?

27-летний Kai Angel (Дмитрий Ицков) и 23-летний 9mice (Сергей Дмитриев) познакомились в сети в 2022 году, случайно обнаружив, что у них на шеях почти идентичные татуировки angel с удивительно похожим шрифтом. Как рассказывал Kai Angel в подкасте VSRAP, он набил ее в шеффилдском магазине Drop Dead, основанном фронтменом Bring Me The Horizon Оливером Сайксом (за реализацию, к слову, отвечал брат солиста). Пообщавшись, парни поняли, что помимо музыкальных увлечений — от Кена Карсона до Мэрилина Мэнсона, — у них схожие взгляды на визуальную эстетику и высокую моду.

При этом еще до судьбоносного знакомства что Ицков, что Дмитриев в медийной сфере были, так или иначе, заметны. Kai Angel, например, снимал клипы для Boulevard Depo и Saluki, а немного позднее упивался индустриально-декадентским звучанием под ником Zavet (получалось крайне громоздко, беспорядочно и в хорошем смысле перегруженно). Тем временем 9mice еще был Димайсом — сначала он писал незамысловатые треки во Владивостоке, а затем релоцировался в Барселону, где работал моделью и постепенно подступал к, что называется, фэйму. Димайс не стеснялся делать коммерческий трэп с динамичными хуками и бесконечным неймдроппингом брендов.

В общем смысле артистов объединяло несколько вещей — любовь к западной культуре, презрение к российской рэп-сцене (до определенного момента товарищи «Вайперы» котировали исключительно раннего Pharaoh) и страсть к хай-фэшн-атрибутам. Недолго думая, парни с присущим им апломбом сколотили первый совместный релиз под лаконичным, но не совсем правдивым названием Heavy Metal: благодаря нему Россия услышала, как должен звучать «русский рейдж», вдохновленный лейблом Playboi Carti. Новоиспеченные фрешмэны упражнялись во вплетении англицизмов в исключительно формалистские песни, переполненные тяжелым, нередко режущим саундом.

Почему Viperr — главные антагонисты российского хип-хопа?

На все том же подкасте VSRAP «Вайперы» недвусмысленно обозначили свою позицию по русскому рэпу: они — визионеры, остальные — безыдейная калька западных артистов (позднее количество выпадов в сторону коллег будет только нарастать). Как не раз подчеркивали самопровозглашенные новаторы, их «vision на fashion, музыку, lifestyle» схож внутри коллектива, но при этом недосягаем для российских коллег. Kai Angel и 9mice осознанно примерили на себя амплуа рэп-диссидентов, которые собираются планомерно ликвидировать безвкусицу в отечественном хип-хопе.

И в определенном смысле они не слукавили. К 2023 году русский рэп действительно откатился к заводским настройкам: чарты вновь захватил «пацанский» хип-хоп (от аутентичных Alblak 52 и Friendly Thug 52 Ngg до гипермаскулинного Macan и девиантного ICEGERGERT) и даже шансон новой формации (например, «Гио Пика»). Таким образом, все то, что в середине прошлого десятилетия из жанра выкорчевывали кумир дуэта Pharaoh, музыкальный гик Скриптонит, интеллектуал Хаски и еще десятки важных артистов, теперь нивелировалось новым-старым веянием. Короче, больше пацанскости, маскулинности, правильных ценностей.

Kai Angel и 9mice, в свою очередь, с такой расстановкой сил категорически не согласны — это прослеживается как в их неформальных образах (если слушаете Macan — читайте «нефорских»), так и творческом подходе. Артисты живут и записываются в Лос-Анджелесе, редко оглядываются на работы соотечественников и впитывают передовую поп-культуру. Сравнительно недавно они познакомились с Канье Уэстом и тусовались на дне рождении у обожаемого ими Мэнсона. «Вайперы» рассказывали, что легенда тяжелой музыки описал их новый релиз следующим образом: «This shit is hard AF».

Каким получился Heavy Metal 2?

На самом деле, довольно эклектичным — на этот раз «Вайперы» решили поиграть с референсами и разнообразить типично тяжелый звук. В сборнике из 21 трека мы, наконец, слышим не только адаптированный рейдж, но также бразильский фонк, минималистик трэп из 2017-го, почти уютный R&B нулевых, уместный хардкор-панк, джи-фанк, мемфис и даже танцевальную электронику. Kai Angel и 9mice продолжили эпатировать слушателей, вновь не изобретая велосипед: мы встречаем по-перфекционистски сведенные треки, обрамленные жанровыми условностями, но пестрящие привычными тропами — безудержным флексом, чванством и ненавистью к индустрии.

Kai Angel и 9mice, когда-то объявившие себя фанатами раннего нигилистичного творчества Глеба Pharaoh (и, разумеется, релиза Phosphor), выбрали для себя схожую траекторию развития — расти по принципу искусственно созданного сопротивления, несогласия и непонимания мейнстрима. Тем не менее в определенных аспектах они своего маститого наставника переплюнули — в отличие от чертовски неироничного и нередко тонущего в пучине собственного величия Голубина, парни, кажется, попросту глумятся над состоянием рурэпа. К слову, не ответивший взаимной симпатией «Холодный Сименс» от них в итоге тоже получил. «Дай Бог не быть скучным, как Фара, как будто старый», — читает 9mice, передавая привет экс-кумиру.

Музыкальный критик Олег Кармунин, к слову, считает, что Heavy Metal 2 — это и вовсе релиз, «которому снится американское MTV нулевых», написанный людьми, «воспитанными на просмотре чужой вечеринки в бассейне», на которой сами они никогда не были. Сложно не согласиться с тем, что времена нынче несколько другие, а артисты, летающие за океан набираться опыта, — скорее исключение из правил. Нам же искренне кажется, что изменившийся цайтгайст — не помеха для поиска себя и творческой энергии. Heavy Metal 2 — не альбом года, а «Вайперам» еще далеко даже до русских идолов (не берем в расчет Мэнсона и Йе), однако их запредельное стремление изменить хип-хоп, завязав в клинче агрессивных «пацанов новой волны» — вполне похвально.

Никита Прунков