Исповедальность и рефлексия в музыкальном хаосе: каким получился новый альбом Tyler, The Creator?
В понедельник, 28 октября, один из самых авангардных хип-хоп артистов поколения Tyler, The Creator представил первую за три года пластинку — Chromakopia. В треклист релиза попали 14 композиций — в том числе совместные работы с Лил Уэйном, Childish Gambino, Glorilla, Sexyy Red, Дэниэлом Сизаром, ScHoolboy Q и другими. Мы послушали долгожданный лонгплей Тайлера (далее будем использовать транслит) и теперь спешим рассказать, каким он получился. Спойлер: нам понравилось.
Почему Tyler, The Creator три года ничего не выпускал?
Свой предыдущий, шестой по счету, студийный альбом — Call Me If You Get Lost — Тайлер выпустил в 2021 году. Его вполне справедливо хвалили критики — в том числе за плавный возврат к корням и уход от исключительно поп-звучания в сторону рэпа. При этом CMIYGL можно по праву считать выставкой достижений (или даже арсенальным хвастовством) артиста: релиз не был жанрово скован — напротив, он представлял собой изящную смесь хип-хопа, джаза, синти-попа и соула. И хоть строгой концепции у пластинки не было, поклонники оценили отсылки к Шарлю Бодлеру (альтер-эго рэпера в альбоме — Тайлер Бодлер), беспорядочный нарратив и уникальные в своем разнообразии аранжировки.
К тому же еще до релиза Тайлер подготовил масштабную промо-кампанию, в рамках которой он и загадочные билборды по Америке развесил, и секретным номером телефона с фанатами поделился — при звонке они могли услышать отрывок будущего трека. Однако маркетинг — не главное оружие Тайлера: куда важнее оказался кинематографический подход к визуальной части альбома (все же музыка Тайлера идеально работает в связке с видеоработами, которые он режиссирует лично). Не стоит забывать, что Тайлер — известный почитатель творчества Уэса Андерсона, а потому в клипах JUGGERNAUT, A BOY IS A GUNU*, SIDE STREET и WUSYANAME вы наверняка заметите оммаж «Отелю Гранд Будапешт» или «Королевству полной луны».
Впрочем, после почти оглушительного успеха Call Me If You Get Lost Тайлер взял паузу на три года (ранее музыкант молчал не больше двух лет) — за это время он выпустил делюкс-версию релиза, дополнив основной диск семью треками. Во время творческого отпуска Тайлер успел сделать капсульную коллекцию одежды для Louis Vuitton по просьбе Фаррелла Уильямса и сняться в фильме Джоша Сафди (поставил «Хорошее время» и «Неограненные алмазы» вместе с братом Бенни) «Марти Суприм» с Тимоти Шаламе. В этом году Тайлер в качестве музыканта был немного активнее — отметился в саундтреке к байопику Фаррелла Уильямса «По кусочкам» и фитанул с Maxo Kream (записал песню Cracc Era).
Чем примечателен новый релиз?
Вообще альбом Тайлера ждали в первом квартале 2025 года. Во-первых, прогрев будущей работы артист начал только в октябре. Во-вторых, на странице The Creator в «Википедии», а также на сайте Genius появилась соответствующая дата и его официальное название Chromakopia. К слову, довольно странный на первый взгляд нейминг оказался вдохновлен детской книгой Нортона Джестера «Мило и волшебная будка» (главный герой, дирижер Хрома Великий, управляет оркестром, который раскрашивает серую действительность). В итоге же Тайлер решил не томить — так, он спешно выпустил три сингла и клипа в поддержку альбома, а в нерелизный понедельник дропнул и саму пластинку.
Подобное нарушение правил — большинство артистов выпускаются с четверга на пятницу — рэпер объяснил тем, что не хочет «лишать сна слушателей» и даст им возможность «послушать релиз на свежую голову». На презентации Тайлер сказал, что этот лонгплей стал своего рода рефлексией, исследованием его кризиса 30+ лет: «Я родился и вырос в Лос-Анджелесе, в Инглвуде, Хоторн. Изначально альбом задумывался про мое взросление в этих местах. Но потом я начал вспоминать, что в детстве говорила мне мама. И теперь, когда мне 33, я такой: “Черт, так вот что она имела в виду! Я больше не тот, кем был в 20 лет. Все взрослеют”».
Также рэпер отметил, что пока его сверстники заводят потомство, он, по-видимому, деторождения побаивается и прячется от взросления в музыке. «У кого-то дети, семьи, а у меня вот новый Ferrari. Честно говоря, со временем это начинает казаться странным. Я набираю вес, у меня седеет грудь. Жизнь течет как она есть, и мне просто захотелось написать обо всем этом и мыслях, которые приходят, когда я один», — откровенничал рэп-визионер. Забегая вперед скажем, что в этой работе автор действительно много рассуждает: о семье, родителях, обратной стороне успеха (а точнее пустоте, которая нередко поджидает за ним).
Почему Chromakopia достойна внимания?
С точки зрения саунд-дизайна новый альбом — еще один экспонат в коллекцию эталонных рэп-релизов Тайлера. Многослойность звука прослеживается с первой и до 53-й минуты: в том же Noid музыкант вместе с дочерью Уилла Смита Уиллоу использует тяжелые приемчики в духе Black Sabbath (неслучайно же название трека — это сокращение от Paranoid), ныряет с головой в неосоул и, как и всегда, саботирует классическую структуру «куплет-припев-бридж-припев». В Judge Judy мы слышим элементы джаза или архаичного R&B 1980-х. А в другие композиции Тайлер и вовсе вплетает фанк, босанову и элементы военных песен.
В сравнении с предыдущими альбомами Chromakopia кажется еще более хаотичной, запутанной и лишенной какой-либо жанровой идентичности. Однако это не делает ни Тайлера, ни его лирического героя уязвимым — более того, эклектичность только подчеркивает внутреннее распутье автора. В сюжетах песен Тайлер встречается с отцом, с которым не был знаком, сам находится на пороге родительства в …Hey Jane (тем более жутко звучит название следующей песни — i Killed You), размышляет о корнях и одиночестве, дает слово своей матери (ее наставления звучат в начале некоторых композиций). Тайлер грациозно документирует психологические переживания, и получается у него более чем занимательно. К прослушиванию рекомендуется даже без осмысления.