видеоигры

Покупку видеоигры S.T.A.L.K.E.R. 2 могут запретить в России: что известно?

В Госдуме считают, что студия-разработчик финансово поддерживает ВСУ
Михаил Терещенко/ТАСС
Михаил Терещенко/ТАСС

Зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил, что популярный шутер S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl могут запретить в России. Все из-за того, что украинская студия-разработчик GSC Game World донатит ВСУ, но есть вопросы и к содержанию продукта. Разбираемся, возможно ли такое развитие событий вообще, скажется ли оно на потребителях и что думают эксперты.

За что S.T.A.L.K.E.R. 2 могут запретить в России?

«Я считаю, что S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl имеет все шансы оказаться официально запрещенной на территории России. Не думаю, правда, что это произойдет на основании лишь того факта, что разработчики видеоигры поддерживают ВСУ», — сказал «Постньюс» Горелкин.

По мнению парламентария, в игровом контенте могут обнаружить противоправную информацию: признаки экстремизма, оправдания терроризма и разжигания межнациональной розни. «Если это выяснится, то будут приняты самые суровые меры. В этом случае ответственность может ждать и тех, кто будет признан причастным к распространению данной информации», — добавил спикер.

Горелкин отметил, что сейчас на стороне украинских «игроделов» выступают западные издатели, а российские разработчики оказались «заперты» на внутреннем рынке. Депутат назвал такую ситуацию «большим вызовом для нашего государства» и добавил, что в России необходимо разработать гибкие меры поддержки отечественного игропрома. «Эти меры не должны ограничиваться прямым финансированием (как в случае со “Смутой”), а позволят привлечь инвесторов из большого отечественного бизнеса. Например, это можно реализовать через формат целевого фонда», — сказал Горелкин.

Первый зампред думского комитета по информполитике Александр Ющенко поделился с «Постньюс», что сам не воспринимает компьютерные игры. По мнению депутата, даже если в S.T.A.L.K.E.R. 2 нет экстремистского контента, разработчик платит налоги на территории Украины, соответственно, часть средств идет на поддержку ВСУ.

«Я не могу утверждать, будет или не будет игра продаваться на территории РФ. Продукция может официально не продаваться, но ходить направо и налево. Речь идет о том, чтобы найти рычаги и повлиять, чтобы, например, литература и экстремистский контент не распространялись в России. Задача государства — оградить своих граждан от такой продукции. Если игру будут проверять на экстремизм, то сделают это исходя из законодательных актов», — добавил Ющенко.

Релиз шутера намечен на 20 ноября. На игру открыт предзаказ, но купить ее в России официально невозможно. После начала специальной военной операции компания-разработчик перестала продавать свои продукты в РФ,  отказалась от русской озвучки и начала активно помогать украинским военным.

Что думают представители игровой индустрии и эксперты?

Независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко заявил «Постньюс», что студия-разработчик «выстрелила себе в ногу». «Разработчики игры S.T.A.L.K.E.R. 2 в какой-то момент вошли не в ту дверь. Надо понимать, что этот шутер отсылает нас ко всему советскому наследию, аудитория игры как раз 80% из стран бывшего СНГ. Люди ностальгируют бродя по “ржавому совку”. А войти в нужную дверь уже не могут, она закрыта изнутри. Так или иначе их продукт будет доступен в РФ. Как учил нас зампредседателя Совбеза Дмитрий Анатольевич Медведев: не можете скачать, тогда соприте, бояться уже нечего», — сказал спикер.

Эксперт по кибербезопасности, директор и партнер компании «ИТ-Резерв» Павел Мясоедов рассказал «Постньюс», что S.T.A.L.K.E.R. 2 можно запретить, если мы считаем себя «страной победившего права», иначе это все просто двойные стандарты.

«Тотальный запрет со стороны студии очень маловероятен. Как показывает опыт, им сильно нужны российские деньги, и они ими не гнушаются. В РФ они будут искать методы монетизации. Если органы исполнительной власти РФ наложат ограничения на продукт, например, из-за экстремизма, то это означает, что мы защищаем свои интересы, как и Украина защищает свои, вводя запрет на распространение игры у нас. Опыт показывает, что сильно ограничить приобретение продукта можно, а вот запретить его совсем — нет», — считает специалист.

Что грозит российским игрокам в случае запрета S.T.A.L.K.E.R. 2?

Юрист по уголовному праву Павел Ларионов в разговоре с «Постньюс» указал на риски приобретения шутера. «Покупка игры и следующий за ней перевод денег студии GSC Game World может быть квалифицирован как косвенное спонсирование ВСУ, а значит — государственная измена (ст. 275 УК РФ) или другие схожие преступления. Этот риск скорее формальный, ведь финансирование все же происходит не напрямую, а через студию, а назначение платежа — не помощь вооруженным силам другого государства, а оплата за предоставление доступа к игровому контенту», — сказал спикер.

Эксперт добавил, что правоохранительные органы могут по-своему толковать данную уголовно-правовую норму и приравнять покупку игры к преступлению. По мнению Ларионова, нужно помнить и о риске экстремизма: если в продукте обнаружится запрещенный контент, то те, кто распространяет игру, могут быть привлечены к административной или даже уголовной ответственности. Юрист считает, что этот риск не коснется покупателей игры. Ответственность понесут те, кто ее распространяет через соответствующие площадки, поэтому обычным игрокам вряд ли что-то угрожает, выразил мнение Ларионов.

«Загрузка нелицензионной копии гарантированно снимает риск спонсирования ВСУ. Но, даже если игра нелицензионная, ее дистрибуция может влечь ответственность за распространение экстремистских и иных неправомерных материалов. Что касается предыдущих частей игры, если они были приобретены до того, как студия начала передавать деньги ВСУ, то уголовная ответственность за покупку геймерам не грозит. Однако, если игрок приобрел эти игры уже после того, как было официально объявлено о намерении передать часть дохода украинской армии, то первый риск, связанный с финансированием вооруженных формирований иностранного государства, вполне сохраняется», — заключил специалист.

Павел Деденко