В Госдуме призвали ограничить число опекаемых детей в одной семье. Что об этом известно?
Депутаты Госдумы предложили ограничить число детей, которых одна семья может взять под опеку или попечительство — согласно идее парламентариев, их должно быть не более трех. Авторы инициативы утверждают, опекуны часто берут детей из корыстных побуждений, живут на пособия и должным образом не обеспечивают иждивенцев. Эксперты же считают, что ограничение противоречит конституционному положению о защите детства.
Разбираемся вместе с авторами законопроекта, юристами и экспертами, как новое правило отразится на благополучии детей и институте усыновления в России.
Почему депутаты хотят ввести ограничения на опекунство?
Авторы законопроекта сенатор Айрат Гибатдинов и председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина считают, что главная задача — защитить интересы и жизни детей. По мнению Останиной, опекуны не всегда руководствуются любовью к детям — иногда попечительство сводится лишь к получению выплат ради улучшения своего материального положения.
«Усыновленные дети становятся в равное положение с кровными, следовательно, выплаты на них семья не получает. Исключения — маткапитал, единовременное пособие, а опекуны получают зарплату по уходу за детьми. Зачастую причиной, почему детей не усыновляют, а берут под опеку является именно желание наживы», — рассказала «Постньюс» Останина.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, парламентарии хотят ограничить как количество передаваемых под опеку детей, так и их общую численность в семье. «По новым правилам одномоментно взять под опеку можно будет одного ребенка в год, но не более трех в одну семью. В это число не войдут родные дети опекунов или попечителей. По данным правоохранительных органов, за последние несколько лет не снижается количество преступных деяний, совершаемых по отношению к детям со стороны опекунов или попечителей», — говорится в тексте.
В беседе с «Постньюс» член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов заявил, что ему известны случаи, когда опекуны брали детей в семьи, чтобы использовать их как рабочую силу на своих подсобных хозяйствах. «Я считаю адекватной ту норму, которую мы с моей коллегой Останиной предлагаем. Как отец двоих детей я понимаю, что не всегда есть время уделить внимание им, а что говорить о семьях, где семь или десять детей», — сказал сенатор.
Гибатдинов добавил, что идея инициативы возникла после случая в Ульяновской области, где органы опеки и полиция изъяли из семьи семерых детей. Произошло это из-за того, что 20-летний внук женщины-опекуна проткнул степлером ногу маленькой девочке. Позже выяснилось, что над детьми издевались регулярно. Сейчас фигуранты уголовного дела осуждены, один из них получил реальный тюремный срок.
«Мы детально проработали подход и выделили исключения по количеству детей. Новые правила не будут действовать, если семья захочет взять под опеку, например, пятерых родных братьев и сестер. Было бы несправедливо их разделять. Что касается статистики по преступлениям в отношении детей, взятых под опеку, то я боюсь, что она не отражает истинного положения дел», — объяснил Гибатдинов.
Почему эксперты раскритиковали предложения депутатов?
В беседе с «Постньюс» юрист Центра конституционного правосудия Милана Даова заявила, что ограничение на опеку детей противоречит 38-й статье Конституции РФ. «По смыслу этой статьи, каждый имеет право на семью; дети имеют право на содержание и воспитание, защиту своих прав и интересов, в том числе через установление над ними опеки (попечительства). Ограничительная мера по сокращению количества детей является произвольной и необоснованной: один лишь количественный показатель не может служить объективным критерием», — сказала она.
Юрист отметила, что неблагополучный климат в семье может быть создан и в случае установления опеки над одним ребенком. По мнению Даовой, логика законодателей заведомо предполагает виновность опекунов и корыстность их побуждений. Эксперт отметила, что предлагаемая ограничительная мера неспособна реализовать ту цель, которая перед ней ставится — исключение нарушения прав детей со стороны опекунов.
«Количественное сокращение не приведет автоматически к трансформации корыстных побуждений. Иными словами, средство, выбранное для реализации цели, является в данном случае непригодным. Обязательство государства защищать институты семьи, детства должно выражаться не во вмешательстве в осуществлении права, а в принятии своевременных мер реагирования», — резюмировала эксперт.
Юрист фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Анна Михайлова, в свою очередь, в разговоре с «Постньюс» выразила мнение, что предлагаемые меры окажут лишь минимальное влияние на обозначенные депутатами проблемы.
Жесткое ограничение количества несовершеннолетних подопечных детей в семье фактически ликвидирует очень медленно формирующуюся в России группу действительно профессиональных и ресурсных семей. Именно они умеют и хотят помогать тем детям, оставшимся без попечения родителей, которых весьма неохотно принимают в семьи — подростки, дети с инвалидностью и ментальными расстройствами, девиантным поведением, травмирующим опытом
一 Анна Михайлова, юрист фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»Она отметила, что за последние 10-15 лет таких семей в России стало гораздо больше, причем, по словам эксперта, эту тенденцию можно назвать устойчивой. Чаще всего в них воспитываются по пять-семь детей. Если и сама принимающая семья, и органы опеки и попечительства имеют возможности и необходимые ресурсы для воспитания более чем трех детей, то для чего нужны формальные ограничения, задается справедливым вопросом Михайлова.
«Нельзя отрицать, что преступления против детей в России совершаются, в том числе и со стороны законных представителей (родителей, усыновителей или опекунов). Однако я не встречала каких-либо убедительных данных, согласно которым к уголовной ответственности массово привлекаются именно замещающие родители (усыновители, опекуны), в семьях которых воспитывается более трех детей. К сожалению, авторы не потрудились привести ни одной цифры, хоть как-то иллюстрирующей названные проблемы», — сказала Михайлова.
На мой взгляд, проблема возможного жестокого обращения или пренебрежения интересами детей должна решаться грамотной и эффективной работой со стороны органов опеки и попечительства, сопровождающих и помогающих организаций. Если есть претензии к опекуну, обоснованные жалобы — наблюдайте за семьей более внимательно, выясняйте причины, оказывайте помощь
一 Анна Михайлова, юрист фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»По данным Михайловой, в 2023 году было зафиксировано 709 случаев жестокого обращения с детьми, из них — 79 в отношении детей оставшихся без попечения родителей. Годом ранее таких случаев насчитывалось 788, из них 61 — в отношении детей без попечения родителей. К уголовной ответственности за данные преступления в 2023 году привлекли 22 человека, в 2022 — 18, в 2021 — 84, а в 2020 году фигурантами уголовных дел стали 12 человек. В данном случае в отчеты включаются все формы устройства — усыновление, опека, приемная и патронатная семья.