музыка

Кендрик Ламар выпустил альбом GNX. Почему его стоит послушать всем, кроме Дрейка?

Шутка! Дрейку тоже можно слушать, но главное — не сильно копаться в фанатских теориях (а то опять будет обидно)
Scott Garfitt/AP/TASS
Scott Garfitt/AP/TASS

В конце ноября Кендрик Ламар без каких-либо предупреждений выпустил альбом GNX. Почти 45-минутный релиз принца Комптона стал последним крупным перформансом артиста в уходящем году: до этого он успел похоронить амбиции Дрейка как баттл-рэпера, выпустив главный дисс пятилетки — Not Like Us (отсюда и пять номинаций на «Грэмми»). Какой получилась пластинка-сюрприз от Кендрика, на кого в этот раз охотится артист и почему она понравится почти всем, кроме его канадского коллеги-хитмейкера? Разбираемся по порядку.

Почему Кендрик Ламар был обязан выпустить альбом в этом году?

2024-й год для Кендрика Ламара действительно особенный — уже и без этого находящийся в пантеоне хип-хоп богов артист наконец «закрыл» чек-лист уважающего себя рэпера, организовав самый громкий биф последних лет (или даже века). Если вы вдруг находились в вакууме, свободном от поп-культурных новостей, рассказываем максимально коротко и доходчиво, в чем вообще дело: бывшие товарищи и коллеги Ламар и Дрейк попеременно обменивались колкостями в треках, а затем и вовсе переходили на обвинения, потенциально тянущие на уголовное преследование. Так, за этот календарный год Дрейк успел уличить комптонского музыканта в домашнем насилии и заявить, что тому изменяет супруга. До кучи в одном из диссов он назвал Кендрика плохим отцом.

В ответных композициях (мы не следуем четкой хронологии, а лишь тезисно вспоминаем основные тейки авторов) Ламар рассказал, что Дрейк занимается секс-траффикингом и соблазняет подростков. Кроме того, он уверил слушателей, что помимо сына у канадца есть и дочь, которую он тщательно скрывает. В своем магнум опусе Not Like Us Ламар вновь вернулся к теме педофилии и деклассировал оппонента рассуждениями об эксплуатации музыкантов и в целом культуры Атланты с его стороны. Трек стал настолько успешным, что дебютировал на первом месте в Billboard Hot 100 и заслужил сразу пять номинаций на «Грэмми». Еще одной горячей новостью на фоне разбирательств стала стрельба у дома Дрейка, в ходе которой пострадал его охранник. Впрочем, причастность оппонента к этому никто не подтвердил.

Когда рэперы сложили оружие, музыкальные издания и фанаты принялись подводить итоги. Большинство из них отдали победу Ламару, отметив, более жесткий подход, сложную поэтическую структуру и наличие хоть какого-то фактчекинга. Например, The Ringer написал, что «вкиды» Дрейка звучали необоснованно и плохо соотносились с публичным образом противника. В то же время Кендрик, напротив, лишь укреплял и без того шаткое реноме канадца с помощью дополнительных фактов. В общем, Ламар хоть репутацию и подпортил (не забываем, что фан-база у Дрейка тоже весьма мощная), по итогу остался в плюсе. Его прослушивания на стримингах выросли на колоссальные 49%, тогда как Дрейк, также выпускавший новый материал, лишился 5% аудитории. Чтобы громко хлопнуть дверью, «забрать» год и нырнуть с головой в наградной сезон, ему не хватало полноценного релиза.

Что такое GNX и как примечателен релиз?

Новый лонгплей Кендрик представил без прогревов, промо-кампаний и синглов. Все произошло в пятницу, 22 ноября — Ламар выпустил GNX фактически как альбом-сюрприз. Свое название релиз получил в честь редкой модели автомобиля Buick, созданной в коллаборации с McLaren — Buick Regal Grand National Experimental. С одной стороны, такую одержимость машиной можно объяснить тем, что именно на ней отец рэпера забрал новорожденного Кендрика вместе с его мамой из госпиталя в 1987 году (тогда же модель, к слову, и вышла). Но и есть другая теория — пусть и фанатская, но более интересная.

В свое время GNX обогнал Ferrari на дистанции в четверть мили на 0,3 секунды. Итальянский суперкар, в свою очередь, был неотъемлемым элементом во вселенной Дрейка — желтая надувная Ferrari сопровождала его в туре Scorpion, а затем появлялась в клипе Jumbotron Shit Poppin. Наконец, основателя автокомпании Энцо Феррари нередко называли Commendatore или il Drake, сравнивая с мореплавателем и исследователем сэром Фрэнсисом Дрейком. Неудивительно, что таким образом Ламар мог подстегнуть Обри, оставив вновь позади (у Дрейка релизов в этом году не было).

Впрочем, список потенциальных жертв Кей-Дота на Дрейке не заканчивается: на GNX под каток попал Снуп Догг, постивший трек канадца в соцсетях, а также Лил Уэйн (Ламар обошел Уизи, когда его объявили хедлайнером на «Супербоуле» в родном городе Уэйна). Однако, кроме того, что Ламар диссит старших из-за личных обид, он искренне респектует другой рэп-легенде Nas и открыто ссылается на культового Тупака в песне Reincarnated. В общем, хип-хоп-гикам будет в чем покопаться — а в остальном поможет сайт Genius, где энтузиасты уже активно декодят строчки Ламара.

С музыкальной точки зрения Ламар не совершает революцию, но как минимум приятно удивляет: за продюсирование преимущественно отвечал не Mustard (делал биты для нескольких диссов на Дрейка и треки Hey now и Tv off с этого альбома), а Джек Антонофф, активно работавший с Тейлор Свифт, Ланой Дель Рей и другими. Как отмечает The Guardian, возможно, именно он мог сделать релиз более легким и «предназначенным не только для домашнего прослушивания, но и для клубных вечеринок». Среди приглашенных на лонгплей звезд оказались, Roddy Ricch, восемь малоизвестных фрешменов, SZA и мексиканская певица Дейра Баррера, обеспечившая Кендрику народные марьячи-мотивы в Wacced out murals, Reincarnated и Gloria).

В сухом остатке мы имеем компактный, но в хорошем смысле эклектичный релиз, где джазовые мотивы ловко переплетаются с каноничным хип-хопом, латинской народной музыкой, джи-фанком, R&B и другими не самыми очевидными жанрами. Как написал Variety, альбом GNX — это выставка саунд-достижений Западного побережья. Спорить с этим трудно, особенно если послушать его удивительное переосмысление Made Niggaz Пака. И да, Лил Уэйн уже ответил обидчику, попросив «не будить спящего гиганта» и не развязывать новую битву. Кендрик, не слушай его — мы готовы к новому биту в 2026, а пока, пожалуй, еще раз переслушаем GNX.

Никита Прунков