INSTASAMKA/YouTube
INSTASAMKA/YouTube
музыка

Любит наш народ всякое: каким получился мини-альбом группы «Ленинград» и Инстасамки?

В некоторых моментах не таким уж и ужасным, хотя это заслуга исключительно певицы и ее мужа

В ночь с 7 на 8 ноября группа «Ленинград» во главе с бессменным лидером Сергеем Шнуровым выпустила совместный EP с Инстасамкой — «Бумеры и зумеры». В 17-минутный релиз попали шесть треков, среди которых предварительно нет ни одного полноценного хита. Чем примечательна эта удивительная по степени безумия коллаборация, почему Даша Зотеева — наименьшее из зол в этом дуэте, и неужели мы оказались правы, окрестив «визионерскую» идею Шнурова провалом? Разбираемся во всем по порядку.

Как артисты продвигали «Бумеров и зумеров»?

О том, что Шнур решил вернуться из творческого ретрита, стало известно в конце октября. Тогда Telegram-канал Mash выпустил инсайд о потенциальном сотрудничестве группировки «Ленинград» с Инстасамкой, а в тот же день слух подтвердил исполнительный директор артистки. К слову, не прошло и 24 часов, как хитмейкеры дропнули на YouTube коротенький отрывок из предстоящей композиции, — это было ироничное переосмысление главного бэнгера Даши «За деньги да», трансформировавшееся с подачи Шнурова в «За деньги нет».

С маркетинговой точки зрения анонс релиза выглядел довольно блекло: музыкантам не удалось достаточно подогреть интерес аудитории, наспех выпустив тизер будущего трека (отсюда и скромные 460 тыс. просмотров на YouTube). По-видимому, пиарщики сделали ставку на эффект неожиданности, веря в масштаб основных действующих лиц. Впрочем, ни о каком альбоме-сюрпризе и речи идти не могло — уж больно самонадеянно выглядит такая стратегия для опальных героев Сети, которые в последнее время генерируют не самые позитивные инфоповоды.

Именно поэтому в преддверии выпуска «VK Музыка», при поддержке которой альбом и был записан, взяла дело в свои руки: так, на центральных улицах столицы появились масштабные билборды с обложкой «Зумеров и бумеров», стилизованной под «Матрицу» Вачовски. Когда же настал день икс — выбора красной или синей таблетки, если угодно, — информационного бума не случилось. Большинство слушателей сошлись на том, что совместный EP если и напоминает культовую научно-фантастическую франшизу, то скорее ее финальную часть — тусклую, вымученную и необязательную.

Почему проект Шнурова и Инстасамки не получился?

Ранее мы рассказывали про тернистый, но крайне успешный путь Шнурова к олимпу российского шоу-биза и вместе с тем пришли к прозаичному выводу: актуальный Шнур отнюдь не актуален и вряд ли может чем-то удивить. Основная причина — нежелание рисковать, экспериментировать и как-либо провоцировать публику. Например, на рубеже столетий лидер «Ленинграда» недолго занимался электропоп-сайд-проектом «Диоды» — сегодня в это трудно поверить, но вокалисткой в нем была Земфира (признана иноагентом в РФ). Возможно, вы вспомните строчки: «Без компьютера соси. А по-английски он — PC».

Сравнительно недавно — лет так шесть назад — Шнур и вовсе заигрывал с элитным российским ньюскулом. Он оказался на альбоме рэпера Pharaoh, где вместе со своей группой «Рубль» подарил протеже панк-инструментал и даже отметился забавным, пусть и уверенным хип-хоп камео. Настал 2024 год, социокультурный ландшафт изменился, а эпатировать Шнуру чем-то все еще нужно — тем более после длительного простоя и ряда не самых громких вылазок вместе с «Зоей». Так, собственно говоря, и появились «Бумеры и зумеры», только лишь в нейминге кричащие о конфликте поколений и потенциально вычурном звуковом эклектизме.

Короткометражный 17-минутный EP, спродюсированный от и до мужем Инстасамки Олегом Еропкиным (он же Moneyken) и Шнуровым, с первых мгновений дает понять, что ничего путного его прослушивание не сулит. Вступительный трек «Хорошо» отсылает слушателя к «Народному Техно» подольской группы «Ван Моо», а в момент припева вокал Самки отдает компьютеризированной Глюк’Ozой — к сожалению, оба референса кажутся абсолютно неуместными. Второй и, пожалуй, единственный трек, отдаленно напоминающий каноничный «Ленинград», — «За деньги нет» — ненадолго возвращает в нужную фолк-шансоновую атмосферу.

В третьей и четвертой песнях («Имба» и «Ай лав ю») расстановка сил меняется: теперь уже Шнуров заходит на территорию Инстасамки, на время окунаясь в пусть и несложную, но вполне энергичную природу электронного звучания. Впрочем, самой примечательной частью релиза оказывается почти патриотичный трек «Русские вперед» (оригинальная пунктуация сохранена), где саунд-продюсер Moneyken делает то, что умеет не хуже, чем писать заедающие хуки Даше, — апроприирует идеи западных коллег. В итоге рейдж-манифест откровенно ссылается на Carnival Канье Уэста. Звучит неплохо, хотя вайб, конечно, заокеанский.

И какой итог? Слушать?

Релиз Шнура и Самки звучит разрозненно, что подчеркивает сильно выбивающееся из общей картины поп-панк-аутро («Рок»), где музыкант вновь разбрасывается однообразными матерными куплетами и рефлексией на тему того, что он «стар», а вот Даша «теперь Rock Star». В «Бумерах и зумерах», словом, вообще много неизящных мыслей от некогда тонкого, умеющего находить болевые точки слушателей Шнурова. Под слоем топорной постиронии и горделивого равнодушия ко всему Шнур, кажется, не оставил ничего.

Справедливости ради, хочется встать на защиту Даши Инстасамки, которой в ближайшие месяцы придется вместе с менеджерами разгребать тысячи гневных писем от свихнувшихся фанатов Шнура, уверенных, что причина его неудач кроется в сотрудничестве с ней. Инстасамка не прыгнула выше головы, но и своим присутствием очень средние песни Шнура не испортила. Где могла — была модной, где могла — пела, где могла — посылала всех к черту. Шнуров, в свою очередь, лишь подтвердил тот факт, что исписался. Или же это давнишний трюизм?

Никита Прунков