Слэй или кринж: каковы зумеры на работе и почему их могут неохотно трудоустраивать?
В последние годы рынок труда активно пополняется зумерами — представителями поколения Z, которые родились в 1997-2012 годах. Они выросли исключительно в цифровой эре, а некоторые особенности их поведения и профессиональные качества давно обросли стереотипами и превратились в мемы. Одни считают молодых сотрудников поверхностными, другие называют лентяями, а третьи обвиняют в излишней чувствительности к происходящему. Разбираемся, кто же такие зумеры — ранимые лентяи или целеустремленные бунтари? Как на них реагируют работодатели, рекрутеры и представители других поколений — в материале «Постньюс».
Какие требования выдвигают зумеры при трудоустройстве?
Этот вопрос «Постньюс» адресовал HR-эксперту и основателю школы развития карьеры Гарри Мурадяну. По его мнению, зумерам (в отличие от тех же миллениалов, которые ориентированы на стабильность, предсказуемость и карьерный рост) нужно совсем другое. «Они хотят офис большой, красивый, кофе и чай с печеньками, интересные задачи и ДМС. График работы они просят в основном удаленный. А вообще большая часть зумеров сейчас не любит работать. Руководители реагируют на таких со скепсисом, думая, что они какие-то глупые ребята», — сказал эксперт.
По словам Мурадяна, из-за высокого дефицита кадров работодатели вынуждены набирать молодых специалистов. Спикер отметил, что в некоторых компаниях даже действуют программы интеграции молодых сотрудников и институт наставничества. Эти инструменты разработаны специально для работников 18-24 лет, чтобы они могли проще влиться в коллектив.
«Зумеры недисциплинированны, просто могут не выйти на работу сказав, что “не в ресурсе”, и остаться спать дома. Это проблема массовая, поколенческая. Много примеров, когда сотрудники-зумеры просто уходили домой в обед. Вот когда ты дал лопатой по голове и выкинул за дверь в грязную лужу, тогда никто с работы пропадать не будет», — высказал мнение эксперт.
В пресс-службе HeadHunter рассказали «Постньюс», что поколенческий фактор заметно повлиял на поведение соискателей. «Миллениалы отдают предпочтение стабильности, деньгам и понятному карьерному треку, в то время как зумеры не привязываются и не боятся потерять место. Вместе с этим зумерам свойственны склонность к уходу от проблем, гостингу и гедонизму. Также нормой у них считается условное “тихое увольнение”, когда делаешь вид, что работаешь, находишься на удаленке и при этом ходишь по собеседованиям в поисках лучшего места», — рассказали в компании.
По данным HeadHunter, для зумеров необходимо стремление к балансу между работой и личной жизнью. Поэтому молодые соискатели отдают предпочтение гибкому графику как ключевому фактору при выборе работы. Важным для них становится так называемая слеш-карьера, то есть сочетание разных видов деятельности. Это связано с тем, что многим из них сложно сосредоточиться на одном виде работы из-за клипового мышления, поэтому им нужно разнообразие задач, сообщили в пресс-службе.
Из-за ожидания гибкого или частичного графика зумерам приходится претендовать на менее престижные должности. Работодатели неохотно, но идут им навстречу, но в основном готовы предложить таким соискателям лишь работу продавцом-консультантом, кассиром, курьером, водителем, упаковщиком, реже — оператором call-центра, официантом, бариста и уборщиком.
Как на зумеров реагируют работодатели?
По мнению психолога, эксперта в сфере манипуляций Сергея Максимова, работодатели вынуждены набирать сотрудников-зумеров по естественным причинам — старшее поколение уже покидает рынок труда, и компаниям нужно оперативно восполнить дефицит кадров. «И здесь компании сталкиваются с проблемой. Зумеров сложно найти и еще сложнее убедить прийти на работу. Им же важны кофе и печеньки, капсулы для сна в офисе и различные бонусы. Традиционный бизнес к этому еще не готов, лишь немногие компании готовы перестраиваться, но это долгий процесс», — заявил спикер.
Максимов отметил, что зумеры не признают классическую иерархию, у них нет авторитетов, они чувствуют себя центром вселенной. Такие сотрудники предпочитают менторов, наставников, либо кураторов вместо начальников и директоров. Из-за этого компании стараются выстроить иллюзию горизонтального управления. «За счет клипового мышления зумеры стали всесторонне недоразвитыми личностями. Знают все лишь по вершкам, и тут включается эффект Даннинга-Крюгера, который гласит (очень грубо сейчас скажу): дурак не понимает, что он дурак, потому что он дурак. У них присутствует иллюзия осведомленности, и если ее разбить, зумеру становится больно, и он уходит», — сказал эксперт.
Клинический психолог, автор Telegram-канала «Психолог пишет» Дарья Яушева рассказала «Постньюс», что для некоторых работодателей зумеры не самые удобные сотрудники. «Во многом это выражается в высоких запросах, они не приемлют жесткой иерархии, требуют гибкий график или удаленный формат работы. Кроме того, зумеры легко прощаются с работой, если их что-то не устраивает. Конечно же, в компаниях опасаются таких сотрудников. Многие организации вынуждены пересматривать подходы к мотивации и корпоративной культуре чтобы работать с зумерами», — сказала Яушева.
Кроме того, психолог отметила еще одну сложность в коммуникации с молодыми сотрудниками: зумеры стремятся к дружеским отношениям с начальством, а это усложняет соблюдение границ. Зумерам легче работать в небольших компаниях, где минимален иерархический барьер, а в корпорациях, где требуется соблюдение строгой корпоративной этики и начальник отделен перегородкой, им сложнее, добавила Яушева.
Как зумеры уживаются в коллективе с представителями других поколений?
По мнению Гарри Мурадяна, зумеры вызывают массовое раздражение в коллективе — в частности, из-за новомодных словечек в их речи. «Межпоколенческая проблема была всегда, но раньше этот вопрос быстро решался, сглаживался. Но сейчас пошел дикий треш. Вот они приходят на работу и выдвигают какие-то свои требования, из-за этого возникает масса конфликтных ситуаций», — добавил эксперт.
Когнитивно-поведенческий терапевт и кризисный психолог Екатерина Версалева отметила одну из главных проблем зумеров — клиповое мышление. Представителям этого поколения, по мнению психолога, необходимы постоянно меняющаяся обстановка и интерес к работе.
«Зумеры хотят понимать, зачем они выполняют эту работу, какие ценности несет компания. Миллениалы и бумеры ходят на работу, потому что так надо, нужны деньги, у них есть обязательства перед семьей, а у зумеров другая механика, для них мир устроен по-другому. Соответственно, коллеги других поколений не понимают зумеров», — сказала психолог.
Кроме того, психолог Яушева различия в поведении поколений связывает с той средой, в которой воспитывался тот или иной представитель. Зумеры, например, росли в условиях постоянного доступа к информации и цифровой среде, что сделало их более терпимыми к неопределенности, но менее склонными к долгосрочному планированию.
«Зумеры часто ищут гибкость и видимый результат, тогда как беби-бумеры привыкли к линейной карьерной траектории. Для миллениалов важен баланс, а для поколения X — автономия и личное пространство. У разных поколений свои стили коммуникации: старшие предпочитают звонки и личные встречи, зумеры — чаты и мессенджеры», — сказала Яушева.
По мнению эксперта, следующее поколение — альфа — будет еще более сложным для восприятия. Это представители с чертами СДВГ (речь не идет о диагнозе — прим. ред.), им присущи расфокусировка и сложности в концентрации внимания, но есть и свои плюсы — способность к быстрой переключаемости и энергичности. Психолог считает, что с выходом на рынок труда представителей поколения альфа бизнес ждет еще большая автоматизация.