Минпромторг назвал курьеров угрозой для экономики России. Так ли это?
Представитель Минпромторга РФ заявил, что курьеры чуть ли не рушат экономику страны. По мнению чиновника, россияне стали реже ходить по магазинам, а маркетплейсы переманили в свои ряды 1,5 млн человек из важных секторов экономики. Разбираемся вместе с экспертами, так ли это (или проблема все-таки в низких зарплатах).
Почему курьеров называют угрозой российской экономике?
Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов заявил, что растущая популярность маркетплейсов создает для экономики страны серьезные проблемы из-за возросшего числа курьеров (их порядка 1,5 млн) и упаковщиков товаров (их 500 тыс.). По словам Кузнецова, сервисы доставки переманили к себе огромное количество трудовых ресурсов и это нанесло урон другим сферам экономики. «Фактически эти силы оттягиваются из рентабельных пока еще секторов экономики, либо тех секторов, которые могут расти», — цитирует чиновника РБК.
Кузнецов добавил, что серьезный дефицит кадров сейчас наблюдается в промышленности, но люди идут работать курьерами. Заработная плата курьера в Москве составляет 120-150 тыс. руб., а это больше, чем зарплата университетского профессора, отметил он. По словам Кузнецова, если не вмешаться в ситуацию, рентабельные сегменты российской экономики станут нерентабельными из-за оттока трудовых ресурсов.
По мнению Кузнецова, ситуацию усугубляет тот факт, что сервисы доставки активно нанимают самозанятых, а они имеют налоговые льготы, из-за этого бюджет теряет значительные налоговые отчисления. «Поэтому не стоит так просто отмахиваться от вопроса тех же самозанятых. Это вопрос не просто несправедливости, а того, что влечет последствия в целом для экономики», — сказал представитель Минпромторга.
Экономист Василий Колташов, комментируя слова Кузнецова, сказал «Постньюс», что все дело в зарплатах. По его мнению, курьерами идут работать из-за денег. «Если бы на заводе столько платили, то, наверное, люди пошли бы туда. Плюс в доставке работает большое число курьеров, они тоже гонятся за деньгами. Появление железной дороги тоже в свое время убило экономику — люди разводили лошадей и мулов для перевозки грузов. Сколько конюхов и погонщиков осталось без работы?» — привел примеры экономист.
Россияне стали меньше ходить по магазинам?
По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, в России насчитывается около 500 тыс. курьеров. Он добавил, что доставкой пользуются в основном в крупных городах, в регионах же 80% заказов покупатели забирают из ПВЗ, в отделениях «Почты России» или в самих магазинах. «При этом сама по себе возможность получить товары с доставкой — это возможность правильно использовать свое время, посвятить его семье, работе, своему здоровью или решению каких-либо иных задач», — пояснил «Постньюс» Соколов.
Доля онлайн-торговли в РФ в общем объеме розничных продаж составила 14,9% по итогам первых девяти месяцев 2024 года. В непродовольственной рознице на интернет-торговлю приходится 24,3% от общего оборота, а продовольственный сегмент составил лишь 5,4% от общих продаж продуктов, привел данные президент АКИТ.
Основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский в беседе с «Постньюс» заявил, что катастрофических провалов по посещаемости магазинов в ТЦ не наблюдается. «Что касается посещаемости, оценить соотношение становится все труднее, так как сегодня уже нет онлайн- или офлайн-сегментов в чистом виде. Оба во многом используют одни и те же технологии, основываются на вполне физической недвижимости (для интернет-торговли это склады, дарксторы, ПВЗ). Торговля, представленная в ТЦ, продолжает обеспечивать порядка 24 % всего розничного товарооборота страны», — отметил эксперт.
Почему в Минпромторге назвали сервисы доставок убыточными?
Что касается убыточности сервисов доставки, то этот показатель, по мнению Соколова, зависит от многих факторов — в том числе от модели выхода на рынок и текущей стратегии компании. «У нас действительно есть сервисы, которые убыточны. И это связано прежде всего с тем, что отрасль интернет-торговли находится в стадии огромных инвестиций на развитие соответствующей логистической инфраструктуры. Чтобы быть представленным в каком-либо регионе, туда надо проложить логистический путь. Фактически сейчас привлечение новых клиентов в регионах стоит примерно в 20 раз дороже, чем в Москве», — пояснил спикер.
Соколов отметил, что благодаря инвестициям рост интернет-торговли идет именно за счет развития регионов, жители которых получили доступ к огромному ассортименту товаров. Сейчас в регионах аккумулируется 76% всех онлайн-продаж, а на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург приходится всего 24%. «Компании интернет-торговли сейчас проходят тот же путь, что и традиционные розничные сети в свое время. Появление розницы в регионе всегда связано с инфраструктурными вложениями. При этом важно понимать, что сам ландшафт рынка ритейла сильно изменился», — сказал президент АКИТ.
Кроме того, по словам спикера, у всех давно есть как традиционные розничные магазины, так и каналы онлайн-продаж. Кроме интернет-магазина под собственным брендом, ритейлеры размещают предложения и на маркетплейсах, потому что это особый сегмент интернет-торговли, по сути — отдельный рынок, где нужно обеспечить свое присутствие, иначе это сделают конкуренты, заключил Соколов.