экономика

Минпромторг назвал курьеров угрозой для экономики России. Так ли это?

По словам представителя ведомства, россияне перестали ходить по магазинам и перешли на заказы онлайн
Владимир Гердо/ТАСС
Владимир Гердо/ТАСС

Представитель Минпромторга РФ заявил, что курьеры чуть ли не рушат экономику страны. По мнению чиновника, россияне стали реже ходить по магазинам, а маркетплейсы переманили в свои ряды 1,5 млн человек из важных секторов экономики. Разбираемся вместе с экспертами, так ли это (или проблема все-таки в низких зарплатах).

Почему курьеров называют угрозой российской экономике?

Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов заявил, что растущая популярность маркетплейсов создает для экономики страны серьезные проблемы из-за возросшего числа курьеров (их порядка 1,5 млн) и упаковщиков товаров (их 500 тыс.). По словам Кузнецова, сервисы доставки переманили к себе огромное количество трудовых ресурсов и это нанесло урон другим сферам экономики. «Фактически эти силы оттягиваются из рентабельных пока еще секторов экономики, либо тех секторов, которые могут расти», — цитирует чиновника РБК.

Кузнецов добавил, что серьезный дефицит кадров сейчас наблюдается в промышленности, но люди идут работать курьерами. Заработная плата курьера в Москве составляет 120-150 тыс. руб., а это больше, чем зарплата университетского профессора, отметил он. По словам Кузнецова, если не вмешаться в ситуацию, рентабельные сегменты российской экономики станут нерентабельными из-за оттока трудовых ресурсов.

По мнению Кузнецова, ситуацию усугубляет тот факт, что сервисы доставки активно нанимают самозанятых, а они имеют налоговые льготы, из-за этого бюджет теряет значительные налоговые отчисления. «Поэтому не стоит так просто отмахиваться от вопроса тех же самозанятых. Это вопрос не просто несправедливости, а того, что влечет последствия в целом для экономики», — сказал представитель Минпромторга.

Экономист Василий Колташов, комментируя слова Кузнецова, сказал «Постньюс», что все дело в зарплатах. По его мнению, курьерами идут работать из-за денег. «Если бы на заводе столько платили, то, наверное, люди пошли бы туда. Плюс в доставке работает большое число курьеров, они тоже гонятся за деньгами. Появление железной дороги тоже в свое время убило экономику — люди разводили лошадей и мулов для перевозки грузов. Сколько конюхов и погонщиков осталось без работы?» — привел примеры экономист.

Россияне стали меньше ходить по магазинам?

По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, в России насчитывается около 500 тыс. курьеров. Он добавил, что доставкой пользуются в основном в крупных городах, в регионах же 80% заказов покупатели забирают из ПВЗ, в отделениях «Почты России» или в самих магазинах. «При этом сама по себе возможность получить товары с доставкой — это возможность правильно использовать свое время, посвятить его семье, работе, своему здоровью или решению каких-либо иных задач», — пояснил «Постньюс» Соколов.

Доля онлайн-торговли в РФ в общем объеме розничных продаж составила 14,9% по итогам первых девяти месяцев 2024 года. В непродовольственной рознице на интернет-торговлю приходится 24,3% от общего оборота, а продовольственный сегмент составил лишь 5,4% от общих продаж продуктов, привел данные президент АКИТ.

Основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский в беседе с «Постньюс» заявил, что катастрофических провалов по посещаемости магазинов в ТЦ не наблюдается. «Что касается посещаемости, оценить соотношение становится все труднее, так как сегодня уже нет онлайн- или офлайн-сегментов в чистом виде. Оба во многом используют одни и те же технологии, основываются на вполне физической недвижимости (для интернет-торговли это склады, дарксторы, ПВЗ). Торговля, представленная в ТЦ, продолжает обеспечивать порядка 24 % всего розничного товарооборота страны», — отметил эксперт.

Почему в Минпромторге назвали сервисы доставок убыточными?

Что касается убыточности сервисов доставки, то этот показатель, по мнению Соколова, зависит от многих факторов — в том числе от модели выхода на рынок и текущей стратегии компании. «У нас действительно есть сервисы, которые убыточны. И это связано прежде всего с тем, что отрасль интернет-торговли находится в стадии огромных инвестиций на развитие соответствующей логистической инфраструктуры. Чтобы быть представленным в каком-либо регионе, туда надо проложить логистический путь. Фактически сейчас привлечение новых клиентов в регионах стоит примерно в 20 раз дороже, чем в Москве», — пояснил спикер.

Соколов отметил, что благодаря инвестициям рост интернет-торговли идет именно за счет развития регионов, жители которых получили доступ к огромному ассортименту товаров. Сейчас в регионах аккумулируется 76% всех онлайн-продаж, а на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург приходится всего 24%. «Компании интернет-торговли сейчас проходят тот же путь, что и традиционные розничные сети в свое время. Появление розницы в регионе всегда связано с инфраструктурными вложениями. При этом важно понимать, что сам ландшафт рынка ритейла сильно изменился», — сказал президент АКИТ.

Кроме того, по словам спикера, у всех давно есть как традиционные розничные магазины, так и каналы онлайн-продаж. Кроме интернет-магазина под собственным брендом, ритейлеры размещают предложения и на маркетплейсах, потому что это особый сегмент интернет-торговли, по сути — отдельный рынок, где нужно обеспечить свое присутствие, иначе это сделают конкуренты, заключил Соколов.

Павел Деденко