общество

Тунеядство или вынужденная ситуация: кто такие «ни-ни» и почему они бездельничают?

Рассказываем, откуда взялся тренд на ничегонеделание
Christian Lue/Unsplash
Christian Lue/Unsplash

В мире увеличивается число молодых людей, которые ничем не занимаются: ни работают, ни учатся (поэтому их прозвали «ни-ни»). Многие из них живут за счет родителей и пособий от государства. Разбираемся подробнее в причинах безделья зумеров и выясняем, вредит ли такое поведение кому-либо.

Кто такие «ни-ни»?

«Ни-ни» (сокращение от англ. Not in Education, Employment or Training — «не учится, не работает и не проходит профессиональную подготовку») — это молодые люди, преимущественно поколения Z, которые не хотят чего-то достигать и находятся на иждивении у родителей. Позиции представителей течения схожи с идеями хикикомори (хикки), появившимися в Японии в 70-х. Хикки специально исключают себя из социума и могут месяцами не выходить из дома и жить за счет других.

«Ни-ни» или NEET имеют схожий паттерн. Хоть молодые люди и не выбирают полное затворничество, они все равно отстраняются от устоявшейся общественной структуры, отказываясь учиться или работать. При этом «ни-ни» не выбирают такой стиль жизни, чтобы скрыться от людей, а скорее апеллируют к социально-экономическим причинам. Среди них отсутствие работы либо, наоборот, излишняя помощь от государства и недостаток мотивации жить без пособия. Другими факторами выступают психические расстройства и синдромы (СДВГ, БАР, РАС) — настоящие или самодиагностированные.

Вне зависимости от причин большинство «ни-ни» чувствуют себя потерянными и неустроенными. Многие из них думают о суициде или прибегают к употреблению запрещенных веществ. Вместе с этим молодые люди, не практикующиеся в своих навыках и не получающие новые знания, проседают в компетенциях и утрачивают возможность найти работу. Так получается замкнутый круг, из которого очень сложно выбраться.

Какой процент «ни-ни» в мире?

По данным Организации экономического сотрудничества и развития самый большой процент «ни-ни» зафиксирован в Колумбии, Турции и ЮАР. В Колумбии не у дел остается 24,8% молодежи, в Турции — 27,9%, в ЮАР — 42%. При этом в Южно-Африканской Республике в целом очень высокий уровень безработицы (в 2023 году показатель достиг 28%), поэтому отсутствие заработка у молодежи — это больше следствие экономических проблем, чем личный выбор. Меньше всего «ни-ни» (1–3%) насчитали в Нидерландах, Норвегии и Исландии. Безработица в этих странах низкая — около 3%, поэтому найти занятие по душе достаточно легко, и если люди выбирают ничего не делать, это уже больше напоминает сознательное решение.

В прибалтийских странах показатель NEET находится выше 10%: в Эстонии — 10,2%, в Латвии — 12%, в Литве — 13,8%. В СНГ процент сильно разнится от стране к стране: так, в Казахстане это 7,1%, в Азербайджане — 19,8%, а в Армении — 24,4%. В топе худших — Грузия и Узбекистан: у молодых людей нет ни работы, ни учебы в 31 и 42% случаев соответственно. В России же один из самых низких процентов «ни-ни» среди стран СНГ — в 2023 году только 8,7% молодых россиян не работали и не учились.

При этом еще в 2018 году Росстат проанализировал данные и составил портрет типичного отечественного «ни-ни». Это молодой человек из небольшого города или села, который получил всего девять классов образования. Такие подростки попадают в замкнутый круг: не могут найти работу в родном городе, при этом у них не хватает денег на переезд в районный центр или мегаполис. В итоге у них нет мотивации работать за низкую зарплату, но уже нет желания учиться, поскольку момент упущен. При этом отмечается, что поступление в вуз в большом городе и получение высшего образования также не гарантирует трудоустройства в дальнейшем.

Как «ни-ни» влияют на общество?

В Организации Объединенных наций (ООН) всерьез обеспокоены распространением «ни-ни», поэтому организация выделила их проблемы в список приоритетов на будущее. В ООН предлагают интегрировать молодежь в социум, бороться с экономическими проблемами и создавать больше рабочих мест. При этом есть сложность: если не брать в расчет исключительно экономическую подоплеку и наличие подходящих вакансий, зумеры все чаще если и выбирают, то работу не по найму.

Молодежь куда активнее начинает собственный бизнес или ведет блоги, ставя перед собой задачу получать удовольствие от процесса, а только лишь потом зарабатывать деньги (часто такие задумки становятся убыточными). Поэтому зумеры уже изначально исключаются из экономики и становятся неиспользуемым производственным потенциалом: они надолго выпадают из рынка труда — и по причинам «ни-ни» и из-за подхода к работе — а позже не могут легко трудоустроиться и вынуждены конкурировать с соискателями с большим опытом.

Однако куда больший вред «ни-ни» приносят не макроэкономике, а самим себе. Приверженцы NEET на личном уровне с огромной вероятностью потеряют в правах и рискуют страдать от нищеты и социальной изоляции, все больше погрязая в кризисе самоидентификации.