Рендер храмового комплекса в Афганском парке/spasipark.org
Рендер храмового комплекса в Афганском парке/spasipark.org
общество

«Не богоугодное дело»: почему москвичи выступают против строительства храма и при чем тут ветераны?

Храмовый комплекс с воскресной школой, церковными лавками и автостоянкой хотят возвести посреди парка на Зеленом проспекте

В московском районе Перово есть Афганский парк — такое название он получил благодаря мемориалу воинам-афганцам. Небольшой сквер расположен на Зеленом проспекте прямо у метро «Перово» и очень любим местными жителями, поскольку в ближайшей округе других зеленых зон практически нет. Однако в конце октября территорию парка оградили и стали готовить к застройке — в самом его центре хотят возвести храм. Местные жители выступают против строительства и жалуются на нарушения, в то время как власти, кажется, уже приняли окончательное решение и не хотят идти на контакт.

Мы поговорили с жителями Перово и соседнего Новогиреево, представителями Российского Союза ветеранов Афганистана и депутатами Госдумы и попытались выяснить, почему за долгие годы конфликта вокруг парка никто так и не смог найти компромиссное решение. Разбираемся.

Что за Афганский парк и кто предложил в нем построить храм?

Парк на Зеленом проспекте появился в первой половине 1970-х — согласно Генеральному плану развития Москвы от 1971 года, он должен был находиться в непосредственной близости от управы и центрального универсама Перовского района. В 1979 году рядом с ним открылась станция метро, а в 1992-м композиционное оформление территории дополнил памятник погибшим воинам-афганцам «Оставшимся без погребения». Он стал одним из первых посвященных Афганистану мемориалов на постсоветском пространстве и первым в Москве.

Открыли памятник по инициативе перовского клуба инвалидов и ветеранов войны «Долг» — одной из старейших афганских организаций России. Позднее, в 2006 году, рядом со «Скорбящими матерями», как еще называют мемориал, поставили монумент «Воинам-москвичам, погибшим в Афганистане» с именами 351 советского солдата. После этого центральная площадь сквера приобрела завершенный вид, и за ним окончательно закрепилось неофициальное название «Афганский парк».

Однако в 2011 году столичные власти приняли программу строительства православных храмов, также известную как «Программа-200» или «200 храмов», и в список первых 77 адресов, переданных под застройку, попал и парк на Зеленом проспекте. Согласно проекту, который составило управление градостроительной политики Москвы совместно с РПЦ, под церковный комплекс выделили 4,19 из 7,5 га общей площади парка, из которых 0,33 га планируют застроить. Там появится храм священномученика Игнатия Богоносца на несколько сотен прихожан, колокольня, воскресная школа, церковные лавки, конференц-зал, трапезная, административное крыло и автомобильная парковка.

Рендер храмового комплекса в Афганском парке/hram-gireevo.ru
Рендер храмового комплекса в Афганском парке/hram-gireevo.ru
Рендер храмового комплекса в Афганском парке/hram-gireevo.ru
Рендер храмового комплекса в Афганском парке/hram-gireevo.ru
Рендер храмового комплекса в Афганском парке/hram-gireevo.ru
Рендер храмового комплекса в Афганском парке/hram-gireevo.ru
План храмового комплекса в Афганском парке/hram-gireevo.ru
План храмового комплекса в Афганском парке/hram-gireevo.ru

Такие планы категорически не понравились жителям близлежащих кварталов, с которыми проект никак не согласовали — слушания по нему прошли незамеченными, и, как считают активисты, местных о них просто не уведомили. При этом, как рассказала в разговоре с «Постньюс» жительница Новогиреево по имени Елена, изначально под строительство храма предлагалось два места, однако, судя по документам, альтернативный вариант никто даже не собирался рассматривать.

«Их проводили вроде как по двум адресам, но протокола слушаний и каких-то оповещений по второму адресу нет. Мы сейчас пытаемся их получить, но их нам никто не предоставил за все это время», — сказала она. С 2012 года местные активисты отстаивали парк всеми законными средствами — писали обращения, собирали подписи, добивались встречи с городскими властями и представителями РПЦ и даже запустили собственный сайт, но не добились никаких существенных результатов. Каждый раз строительство лишь замораживали, и в 2024 году противостояние в очередной раз возобновилось.

На что жалуются местные активисты?

Жители Перово и Новогиреево, с которыми поговорил «Постньюс», утверждают, что проект строительства храмового комплекса в парке на Зеленом проспекте изначально был выдвинут с множественными нарушениями. «Мы подавали заявление в Генеральную прокуратуру, и в нем было нарушений где-то листов на восемь. Основное — что проводили слушания, о которых никого в должной мере не уведомили», — рассказала Елена, отметив, что Генпрокуратура никаких действий не предприняла.

Кроме того, по словам женщины, власти расширили площадь застройки по проекту без каких-либо дополнительных слушаний, правовых оснований и уведомлений. «Площадь 0,33 га — это есть во всех ответах, во всех ведомствах это подтверждают. Но когда мы запросили выписку из ЕГРН, там почему-то промелькнула цифра 0,3591 га. С большим трудом мы нашли протоколы ГЗК, которые нам не показывали, и там действительно указано, что отчуждается участок 0,3591 га, но не написано, на каком основании», — рассказала она.

Также Елена отметила, что изначально Афганский парк не был зарегистрирован в кадастре как единый участок, но из него в обход всех норм выделили территорию под застройку. «Его должны были как минимум полностью отмежевать и зарегистрировать — этого тоже не было сделано», — сказала она. В настоящее время выделенная территория находится в ведении Московского патриархата, и это тоже создает неудобства — из-за такого «двоевластия» часть парка остается неухоженной.

Около года назад делали благоустройство парка, и тот участок, где собираются строить, под него не подпал, потому что он принадлежит патриархату. Даже деревья высадить нельзя, потому что это не собственность города, а частная территория. РПЦ не выполняет никаких обязательств по уходу за ней — там просто ничего не делается.

Елена, жительница Новогиреево

Соседство парковой зоны с церковной территорией связывают и с другими неудобствами. Так, например, местная жительница по имени Надежда в беседе с «Постньюс» выразила сомнение в продуманности логистической составляющей проекта. «Церковные требы же надо осуществлять — венчание, отпевание. В парк при этом можно заехать только со стороны Зеленого проспекта, а выделили только 10 парковочных мест. Представьте, что будет отпевание, гроб завезут, а родственники, получается, должны будут оставить машины около метро? И все эти процессии будут шествовать к храму. Это же огромнейшая нагрузка», — объяснила она.

Также женщина выразила беспокойство, что играющие и шумящие рядом с храмом и воскресной школой дети будут мешать священнослужителям — из-за этого в парке неминуемо будут происходить конфликты, уверена она. Чтобы исключить такие недоразумения и снизить нагрузку на парк, перовские активисты предлагают перенести храмовый комплекс на другое место, при этом они подчеркивают, что речь идет именно о переносе, а не отмене строительства.

Говорят, если мы выступаем против строительства храма — значит, мы все безбожники. Нас обвиняют, что мы против воинов СВО, что чуть ли не навальнисты. То есть идет такой вот поток грязи.

Надежда, жительница Перово

Аналогичное мнение выразила и Елена. «Там очень большой храм, а парк маленький. Зачем на крохотную территорию пытаться впихнуть огромное сооружение? Найти хорошее место, там где он действительно будет необходим, можно прямо поблизости», — отметила она. Однако, по словам женщины, городские и муниципальные власти не хотят идти на контакт и искать компромиссы.

Что думают о ситуации вокруг парка в Союзе ветеранов Афганистана?

Вопрос о сохранении или переобустройстве парка на Зеленом проспекте не мог остаться без внимания ветеранских организаций, поскольку он считается знаковым мемориальным комплексом Афганской войны. В руководстве Российского Союза ветеранов Афганистана — самом крупном объединении своего рода — мнения по этому поводу разделились. Так, ее глава, бывший сенатор и полковник ВДВ в отставке Франц Клинцевич, в разговоре с «Постньюс» выступил в поддержку строительства храма и резко раскритиковал его противников.

Там есть некая группа товарищей местных, которые непонятно по каким причинам противостоят, не хотят. А там все разумно продумано, власти и района, и округа проект поддержали, там продуманная стратегия, создан красивый план, все согласовано с патриархом, найдены деньги. И уже в следующем году мы выйдем на то, что храм будет стоять. Вот такая вот картина.

Франц Клинцевич, председатель Российского Союза ветеранов Афганистана

По словам Клинцевича, храмовый комплекс задуман как памятник, посвященный ветеранам боевых действий, где будут проводиться поминальные мероприятия. Он уверен, что «парк от этого только выиграет», а вокруг памятника погибшим советским солдатам «создастся абсолютно другая атмосфера». Отвечая на вопрос о неудобствах, про которые говорят местные жители, Клинцевич заявил, что единственное, что может помешать людям — это строительные работы, которые рано или поздно закончатся. «А когда храм уже будет стоять, жители просто будут благодарны и все поймут», — подчеркнул он.

Мнение людей, конечно, надо слушать, но сейчас оно зачастую бывает и сформировано, и злоупотребления есть… Главное, что есть мнение большой организации — это клуб «Долг», одно из первых патриотических объединений на постсоветском пространстве, связанное с первыми ветеранами Афганистана. Да и выступать против строительства храма — это уже не богоугодное дело.

Франц Клинцевич, председатель Российского Союза ветеранов Афганистана

Однако заместитель председателя РСВА и глава общественной организации «Ветераны Афганистана Юго-Восточного округа Москвы» Владимир Костюченко придерживается другого мнения. В разговоре с «Постньюс» военный удивился планам строительства церковного комплекса в Афганском парке, поскольку, на его взгляд, на востоке Москвы и так много православных храмов.

Надо, чтобы все делалось на благо людей, нельзя там все в стройку превращать. Там нормальный парк. Конечно, люди против — им гулять же будет негде, а храмы и так есть. Причем они не такие забитые, что деваться некуда.

Владимир Костюченко, заместитель председателя Российского Союза ветеранов Афганистана

Он также назвал решение властей и РПЦ «странным», отметив, что считает более приоритетной задачей восстановление старых церквей. «Я сторонник того, чтобы восстанавливать храмы старые, намоленные. Я очень много знаю храмов, которые практически в развалинах стоят. Поэтому я этого просто не понимаю», — подчеркнул Костюченко.

Что предприняли депутаты от КПРФ?

После возобновления строительных работ и установки забора вокруг территории, выделенной под застройку, жители Перово снова вышли на протест. В частности, 10 ноября и 1 декабря в Афганском парке прошли два народных схода, в которых приняли участие депутаты Государственной думы от КПРФ Денис Парфенов и Анастасия Удальцова. «Мы обращались в префектуру, в префектуре с нами общаться не хотят — отказывают во встрече. В управе говорят, что ничего не знают. Единственные, кто нам ответил — это КПРФ», — рассказала местная жительница Надежда.

Народный сход 1 декабря/Telegram-канал «Перово - родина леших»
Народный сход 1 декабря/Telegram-канал «Перово - родина леших»
Депутат Госдумы Анастасия Удальцова на народном сходе 1 декабря/Telegram-канал «Перово - родина леших»
Депутат Госдумы Анастасия Удальцова на народном сходе 1 декабря/Telegram-канал «Перово - родина леших»

В разговоре с «Постньюс» Парфенов заявил, что по итогам ноябрьской встречи с местными активистами он направил депутатские запросы мэру Москвы Сергею Собянину, главе департамента гражданского строительства Москвы Рафику Загрутдинову, главе Росреестра Олегу Скуфинскому, главе Москомархитектуры Юлии Княжевской и в столичную прокуратуру. По мнению парламентария, чиновники просто не хотят рассматривать проблемы местных жителей, хотя строительство на территории парка нанесет «ущерб и без того страдающей экологии города и условиям жизни людей».

Убежден, что при наличии доброй воли представителей церкви, а также при известной политической мудрости власти, этот вопрос можно было бы элементарно решить практически мгновенно. Властям следует учесть мнение москвичей и прекратить искусственно создавать точки социальной напряженности там, где этого можно легко избежать. Оставить людям парк в нетронутом виде и перенести стройку в более подходящее место — это будет справедливо.

Денис Парфенов, депутат Госдумы

Анастасия Удальцова, также отозвавшаяся на приглашение жителей Перово провести встречу в парке, придерживается аналогичной позиции — по ее мнению, «в ситуации вокруг Афганского парка правда однозначно на стороне жителей». В беседе с «Постньюс» она сообщила, что также готовит депутатские запросы «во все компетентные органы». При этом Удальцова считает, что протест москвичей не имеет антирелигиозной направленности, поэтому неуступчивость РПЦ в данном случае «вызывает недоумение».

Уверена, что иерархам стоит вспомнить о евангельских идеалах кротости и подобрать другое место для своей стройки. Что касается позиции местной префектуры, то она в корне неверна: местная власть позволяет себе уклоняться от прямого разговора с жителями, такое отношение недопустимо и ведет только к росту социальной напряженности.

Анастасия Удальцова, депутат Госдумы

По словам жительницы Перово Надежды, с местными активистами недавно попытался установить контакт будущий настоятель храма священномученика Игнатия Богоносца иерей Виктор Родин. Так, в частной беседе он пообещал женщине, что церковнослужители будут ухаживать за парком. «Я, честно говоря, в шоке. Раньше Перово и Новогиреево были зелеными районами, а сейчас истребили зелень просто катастрофически. И обещание от батюшки, что он будет помогать нам решать экологические проблемы, выглядит как лукавство», — посетовала она.

Но некоторые попытки коммуникации вызывают у Надежды серьезное беспокойство. «Мы все время сталкиваемся с хамством со стороны людей, которые поддерживают строительство храма. Это в том числе и такая организация, как “Сорок сороков”. Мы угрозы получаем от неизвестных. Поэтому очень надеемся на помощь депутатов», — поделилась она.

Дмитрий Зерин