От лазеров до ядерных батарей: ученые, которые перевернут ваши представления о науке в России
Что вы представляете при слове «ученый»? У кого-то наверняка возникает в голове образ седовласого старца с портрета в школьном кабинете по физике. У кого-то — образ человека «не от мира сего», который в лесах Сибири пытается найти ответ на очередную загадку тысячелетия. Но что, если сказать, что ученый — это обычный человек, такой же, как мы с вами? Который слушает пост-хардкор, смотрит аниме или залипает в глупые видео в соцсетях. Но вместе с тем каждый день меняет нашу жизнь к лучшему.
Редакция «Постньюс» совместно с Black Science поговорила с молодыми учеными корпорации «Росатом», про которых можно сказать именно так. Они рассказали нам о том, как любовь к белым халатам может перерасти в спасение людей от рака, что общего между скульптурой и биопечатью и почему лазерные мечи в жизни даже круче, чем в кино.
Физик Андрей Брацук — про «вечные» ядерные батареи и будущее электроники
Андрей Брацук родился в небольшом (всего 35 тыс. жителей) городе Саянске Иркутской области. В 18 лет он переехал в Москву, где сумел поступить в МИФИ. Сейчас Андрей — кандидат технических наук и научный сотрудник АО «НИИ НПО «ЛУЧ». Он занимается разработкой так называемых бетавольтаических элементов питания — батарей, которые преобразуют энергию радиоактивного распада в электричество. Один такой элемент может питать устройство на протяжении нескольких десятилетий. О том, как это устроено и каким образом любовь к электромоторам и машинкам в детстве переросла в работу мечты, — читайте в интервью.
Инженер Эмиль Нагаев — про дороги будущего
В 2014 году Эмиль, будучи студентом МИФИ, попал в уникальный проект — ОНФ совместно с «Росатомом» решил устроить всероссийский автопробег, проверив качество дорог по всей стране. Так молодой парень из Стерлитамака оказался в невероятном приключении, проехав от Владивостока до Севастополя. Сейчас Эмиль — руководитель направления Проектного офиса радиационных приборов АО «НИИТФА». За последние годы он успел поработать над упомянутым выше проектом «Кондор» и принять участие в создании комплекса «Брахиум», предназначенного для контактной лучевой терапии онкологических заболеваний.
Физик Роман Романов — о том, почему лазеры в жизни круче, чем в кино
Роман Романов с детства увлекался инженерией, поэтому вопрос о будущем призвании перед ним почти не стоял. Сейчас он — научный сотрудник Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, который занимается созданием лазерных комплексов. С помощью таких технологий, например, можно всего за несколько минут разрезать на множество частей многотонный кран. Сам Роман признается — впервые столкнувшись с реальными лазерами, он понял, что это выглядит даже эффектнее и круче, чем в «Звездных войнах». А еще нашел определенные сходства между лазерной установкой и кофемашиной.
Инженер Юлия Бабаева — про ядерные технологии, спасающие от рака
Юлия, которая родилась в Калининградской области, в старших классах попала на экскурсию на Балтийскую АЭС. Эта поездка фактически определила ее будущее — по окончании школы Юлия уехала в Обнинск, где поступила в Институт атомной энергетики. Сейчас она уже пишет кандидатскую диссертацию и работает ведущим специалистом департамента по производству радиофармпрепаратов НИФХИ им. Л.Я. Карпова. Но при этом не забрасывает свои увлечения — в первую очередь, вокал, которым она занимается с детства.
Биоинженер Егор Плахотнюк — про то, как из стволовых клеток вырастить новый орган
Музыкант, скульптор, поэт и биоинженер — все это описание одного и того же человека, Егора Плахотнюка, ведущего инженера лаборатории аддитивных технологий и биоинжиниринга АО «ГНЦ РФ Троицкого института инновационных и термоядерных исследований» и руководителя проекта «Биофабрикация». Как поженить в себе гуманитарное и техническое начало; почему основа любого человеческого органа — это кровеносный сосуд; когда ученые смогут создать полноценное сердце или печень из клеток пациента и можно ли балансировать между наукой и творчеством — ответы на все эти вопросы читайте в нашем интервью.