Chris Pizzello/AP/TASS
Chris Pizzello/AP/TASS
кино

Почти великий: почему Брэдли Купер не может получить «Оскар», хотя очень сильно старается?

В девяти абзацах вспоминаем карьерный путь мультиинструменталиста, попутно объясняя причину его неудач

Брэдли Куперу 5 января исполняется 50 лет. К знаменательной дате артист подготовился основательно: он — (почти) звезда класса «А» и к тому же успешный режиссер, которого регулярно обласкивают критики, синефилы и даже непритязательные зрители. Впрочем, никакие регалии не помогли Брэдли полюбиться академикам и забрать заветный «Оскар». Почему одержимый статуэткой Купер из года в год остается не у дел, но мы все равно его любим? Разбираемся.

Как Брэдли Купер шел к славе

Путь Купера к всеобщему признанию был довольно тернистым и долгим. Все началось с эпизодической роли one-night stand-приятеля Кэрри Брэдшоу в «Сексе в большом городе» в 1999 году — к тому моменту никому не известный парень работал в отеле и учился в нью-йоркской Актерской студии. В первой половине нулевых он снялся в сатирической картине «Жаркое американское лето», а затем попал в каст сериала «Шпионка» (где поработал с Дженнифер Гарнер) и затесался в комедийный бенефис Оуэна Уилсона и Винса Вона под названием «Незваные гости».

Настоящий прорыв случился лишь в 2009-м, когда Купер сыграл харизматичного симпатягу Фила Веннека в «Мальчишнике в Вегасе». Гомерически смешной квартет так полюбился зрителям, что разросся до целой франшизы, которую только ярый критик вряд ли не признает культовой. Примерно на этот же период пришлась всеобъемлющая одержимость Купером — самым конвенционально привлекательным персонажем из вегасовской четверки. Отсюда и награды в духе «Самый сексуальный мужчина планеты», и фотосессии для глянцевых журналов.

Сам Брэдли (безусловно, благодарный публике за повсеместное восхищение) все же хотел пойти по другой траектории — а потому предпочел коммерческому направлению творческое. Так, тяготеющий к высокому искусству актер принялся планомерно уходить от образа секс-символа и парня с обложки: в 2011 году он снялся в остросюжетном триллере Нила Бергера «Области тьмы», годом позднее — в криминальной драме Дерека Сиенфрэнса «Место под соснами», а затем — в военном байопике Клинта Иствуда «Снайпер» (к слову, Купер также стал продюсером ленты).

Как Брэдли Купер влюбил в себя всех

К середине 2010-х Купер состоялся как серьезный драматический актер. Тогда казалось, что получение «Оскара» — вопрос практически решенный. Трагическая роль в «Снайпере», а также участие в картинах Дэвида О. Рассэла («Мой парень — псих» и «Афера по-американски») принесли ему первые номинации на самую престижную награду в индустрии. Впрочем, конкуренты у Брэдли были не менее маститые — в разные годы его обходили великий Дэниэл Дэй-Льюис (получил статуэтку за роль в спилберговском «Линкольне»), Джаред Лето (оказался лучшим актером второго плана, совершив тонкое перевоплощение в «Далласском клубе покупателей») и Эдди Редмэйн (сыграл Стивена Хокинга в блестящей биографической драме).

Примечательно, что и в кресле продюсера Куперу не удалось прикоснуться к призу — «Снайпер» обошелся номинацией в категории «лучший фильм», уступив «Бердмэну» Алехандро Г. Иньярриту. В 2018 году Купер взял ситуацию в свои руки, сняв мелодраматический мюзикл «Звезда родилась». Ремейк голливудского фильма 30-х годов оказался успешным дебютом и, ко всему прочему, — удивительно точной авторской рефлексией. Роль надломленного, страдающего зависимостями блюз-музыканта рифмовалась с судьбой Купера. Он с не меньшим трудом бросал вредные привычки (Брэдли завязал с запрещенными веществами и в 29 лет отказался от спиртного), переживал карьерные отказы и тяжело расставался с женщинами.

Во время подготовки к роли Джексона Мейна Купер занимался вокалом, общался с известными музыкантами (например, членами групп Pearl Jam и The White Stripes) и работал с диалектным тренером, чтобы поставить нарочито грубый пропитый голос. К слову, с режиссерской точки зрения проба пера получилась более чем зрелой — Купер избежал сентиментальных штампов, поставив актуальную для феминистской повестки историю. Однако, как бы Купер ни желал завоевать «Оскар», он проиграл во всех номинациях: «Лучшую мужскую роль» забрал Рами Малек («Богемская рапсодия»), «Лучший адаптированный сценарий» достался «Черному клановцу» Спайка Ли, а «Лучший фильм» отошел «Зеленой книге» Питера Фаррелли.

Почему Брэдли Купер так и не выиграл «Оскар»?

Следующий личным провалом стал продюсерский проект «Джокер» — еще не омраченная блеклым сиквелом картина номинировалась на «Оскар» в качестве лучшего фильма, но вполне справедливо оказалась в тени «Паразитов» Пон Джун Хо. В 2021-м Купер вновь вернулся на экраны в качестве актера — он исполнил главные роли в ностальгической лав-стори Пола Томаса Андерсона «Лакричной пицце» и нуарном триллере Гильермо дель Торо «Аллея кошмаров». Несложно догадаться, что ни блестящая игра актера, ни громкие имена авторов не обеспечили Брэдли статуэтку. Снова одни номинации.

Поворотной в карьере Купера-автора могла стать вторая режиссерская работа «Маэстро» — очередной биографический фильм в резюме, рассказывающий о жизни композитора Леонарда Бернстайна. Чтобы поставить картину и сыграть в ней главную роль (да, Купер опять выступил мультиинструменталистом), актер шесть лет учился дирижировать и проинтервьюировал 40 человек, знавших пианиста. К сожалению маэстро Купера, глубокое погружение обернулось скандалом с накладным носом и поражением в наградном сезоне. Тогда же наконец стало ясно, в чем ключевая проблема охотника за «Оскаром».

«Маэстро» остался во всех смыслах с носом во многом потому, что откровенно реверансировал академикам. Купер — вместе с продюсерами-тяжеловесами Мартином Скорсезе и Стивеном Спилбергом — взял за основу любимый «оскаровский» жанр (историческая драма), наполнил экспериментальными визуальными решениями и спесивой драматичностью, рассказывая о жизненных трудностях крайне известного для американцев человека. В преддверии выхода картины Брэдли и вовсе решил сыграть в художника-визионера: раздавая бесконечные интервью, он повторял, как скрупулезно подходил к созданию картины.

Купер признавался, что запретил съемочной группе сидеть на стульях: «Я всегда ненавидел стулья на площадке: твоя энергия уходит в ту минуту, когда ты садишься». Кроме того, он полностью отказался от плейбэка, чтобы не следить за результатом во время творческого процесса. Особенно забавным на фоне жертв Купера выглядел подход Киллиана Мерфи, сыгравшего «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера — для проникновенной игры и россыпи наград (включая «Оскар») ему понадобилось шесть месяцев подготовки. Брэдли Купер, в свою очередь, дирижировал шесть лет ради шестиминутной сцены, но при этом не успел выработать свой киноязык и до конца сформироваться как постановщик.

Кажется, действительно талантливому актеру, режиссеру, сценаристу и продюсеру пора перестать гнаться за «Оскаром». А там, глядишь, статуэтка сама его найдет. За выслугу лет ее тоже дают — Лео подтвердит.

Никита Прунков