Скандал вокруг фильма «Бруталист»: неужели из-за использования ИИ он не получит «Оскар»?
Пока оскаровские киноакадемики продолжают откладывать объявление номинантов из-за лос-анджелесских пожаров, в индустрии зреет скандал, связанный с одним из главных претендентов на престижную награду. Создателей картины «Бруталист» активно критикуют за использование искусственного интеллекта — они корректировали речь Эдриана Броуди, чей герой должен был изъясняться с идеальным венгерским акцентом.
Действительно ли над наградным потенциалом «Бруталиста» сгущаются тучи и почему многие кинолюбители предлагают бойкотировать картину Брэйди Корбета? Разбираемся.
О чем «Бруталист» и почему это один из главных фаворитов наградного сезона?
Это эпическая драма о жизни венгерского еврея архитектора Ласло Тота (Эдриан Броуди), который пережил холокост, а после Второй мировой эмигрировал в Америку. Оказавшись в Нью-Йорке, — городе, построенном эмигрантами, — Тот, опьяненный амбициозными идеями и духом эфемерной свободы, намеревается изменить свою жизнь и перевести в штаты жену Эржебет (Фелисити Джонс) и племянницу Зофию (Рэффи Кэссиди). Впрочем, его планам не будет суждено реализоваться сразу, а со временем герой познает обратную сторону американской мечты.
Повесть о пережившем холокост модернисте уже успела стать одним из ключевых событий Венецианского кинофестиваля (Брэйди Корбет получил «Серебряного льва» за режиссуру), а затем она и вовсе забрала три «Золотых глобуса» («Лучший драматический фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер в драматической ленте»). Под запросы оскаровских академиков картина также идеально подходит: монументальная трагическая тема, рассуждение об искусстве и насилии, увесистый хронометраж в три с половиной часа — все эти факторы лишь укрепляют шансы команды «Бруталиста».
Победа «Бруталиста» как минимум в двух номинациях («Лучший фильм» и «Лучший актер») кажется вполне логичной еще и на фоне лишенной остросоциальности «Аноры» Шона Бейкера и мелодраматического мюзикла «Эмилия Перес» Жака Одиара. Главным конкурентом ленты, вероятно, станет политический триллер «Конклав», рассказывающий о процедуре выбора нового папы римского. Впрочем, многие профильные издания, букмекеры и просто кинолюбители видят фаворитом фильм Корбета, а также самого Броуди, который может забрать «Оскар» во второй раз. Дебютный приз актер получил в 2003 году — также за роль еврея, выжившего во время геноцида («Пианист» Романа Полански).
Что за скандал с ИИ?
Помешать «Бруталисту» может лишь свежий скандал, возникший из-за пассажа монтажера Давид Янчо. Он рассказал, что для пущей реалистичности авторы прибегли к использованию технологии Respeecher — «улучшили» венгерский акцент героя Броуди и его супруги, исполненной Фелисити Джонс. «Я и сам носитель венгерского и знаю, что это один из самых сложных языков в плане произношения. Даже учитывая происхождение Эдриана, это не так просто. Мы тренировали актеров, они проделали невероятную работу, но мы решили усовершенствовать ее так, чтобы даже местные жители не заметили разницы», — объяснил Янчо.
Кроме того, искусственный интеллект помог сгенерировать труды вымышленного архитектора (макеты зданий и чертежи), однако позднее СМИ сообщили, что их все же перерисовал живой художник. Впрочем, общественность это не успокоило — авторов обвинили в «читерстве» и сравнили со спортсменами, использующими допинг. Не помогло и уточнение The Wrap о том, что помощь ИИ понадобилась лишь в короткой двухминутной сцене, — пользователи призвали академиков исключить «Бруталиста» из номинантов на «Оскар».
Как рассказывал Янчо, в картине нет ничего, что «можно было бы сделать без искусственного интеллекта». «Он просто ускоряет процесс. Мы используем ИИ для создания мелких деталей, на которые у нас не было ни денег, ни времени», — говорил он. К слову, такие объяснения кажутся несколько странными с учетом свежих в памяти забастовок сценаристов и актеров, обусловленных в том числе внедрением ИИ в кинопроизводство. Наконец, скептики осудили и маститого Броуди, вспомнив Тимоти Шаламе, который готовился к роли Боба Дилана в «Никому не известном» пять лет (но при этом ради сходства не прибегал к ИИ).
Может ли случившееся помешать триумфу «Бруталиста»?
Лишат ли «Бруталиста» номинаций и наград из-за использования ИИ — вопрос открытый. Гнев кинолюбителей можно понять, однако в этом случае им придется объяснить отсутствие аналогичной кампании хейта по отношению к нахваленной «Эмилии Перес» (с помощью той же самой технологии авторы фильма «подтянули» неидеальный вокал Карлы Софии Гаскон). В конце концов, можно вспомнить кейс «Фуриосы», когда героинь Ани Тейлор-Джой и Алилы Браун сделали максимально похожими при помощи Metaphysic AI, «Чужого: Ромула» (команда Феде Альвареса воссоздала образ покойного актера Иэна Холма) и хоррор «Полночь с дьяволом» (авторы сгенерировали несколько статичных изображений).
Пока непонятно, действительно ли такие скромные проявления искусственного интеллекта скажутся на работе кинематографистов. Защитники технологии уверены, что ИИ будет лишь ассистентом, противники же уверяют, что студии начнут экономить на людях. Киноакадемики свою позицию по внедрению искусственного интеллекта не озвучили, как и не прокомментировали конкретную ситуацию. Вероятно, «Бруталист» выступит своеобразной точкой отсчета, после которой у самой престижной награды появится четкий свод правил по использованию искусственного интеллекта.