«Джокер» и «Мадам Паутина»: какие фильмы достойны «Золотой малины»?
В конце января стали известны номинанты на 45-ю антипремию «Золотая малина». Лидером по количеству номинаций вполне ожидаемо стал сиквел «Джокера» с Хоакином Фениксом и Леди Гагой. Также в разных категориях отметились провальная «Мадам Паутина», мегаломанский «Мегалополис» Копполы, вторичный «Бордерлендс» и политический байопик-недучаник «Рейган». Рассказываем, почему каждая из представленных картин вполне достойна награды.
«Джокер: безумие на двоих»
Второй фильм про Джокера с подзаголовком «Безумие на двоих» стал рекордсменом антипремии, получив сразу семь номинаций — в том числе в категориях за худшую режиссуру и сценарий. Также мюзикл Тодда Филлипса претендует на звание «худшего сиквела, приквела, ремейка или пародии», а исполнители главных ролей Хоакин Феникс и Леди Гага — на награды в качестве худших актеров и худшей экранной пары.
Объяснить негодование критиков, зрителей, да и вообще всех, кто так или иначе следит за развитием кинематографа, несложно. Первую картину по праву признали поп-культурным шедевром, ловко балансирующим на грани авторского и зрительского кино — пусть автор и занимался откровенным цитированием Мартина Скорсезе, ему удалось соорудить яркое, экспериментальное и злободневное произведение с дуалистическим злодеем.
Сиквел, в свою очередь, получился то ли откровенно вымученным (миллиардные сборы обязывали Филлипса вернуться к истории), то ли, напротив, исключительно стихийным. Иначе трудно объяснить, почему новый «Джокер» (который и без того был необязательным) напрочь лишился сильных сторон оригинала и предстал в виде неловкого мюзикла, то и дело скатывающегося в тривиальную судебную драму.
«Мадам Паутина»
«Мадам Паутина», снятая С. Дж. Кларксон, поборется за худшую режиссуру и сценарий. Также лента представлена в номинациях «Худший фильм», «Худшая актриса» (Дакота Джонсон), «Худшая актриса второго плана» (Эмма Робертс) и «Худший актер второго плана» (Тахар Рахим). Если в начале года вы пропустили выход этой безумно кэмповой супергероики, то знайте — вы ничего не потеряли.
История Кассандры Уэбб, открывшей в себе способность видеть будущее, столкнулась с ворохом критики и получила справедливые 11% и 55% «свежести» на Rotten Tomatoes (от журналистов и зрителей соответственно). К слову, ругали ее буквально за все: начиная с паршивых спецэффектов и нелепых диалогов, заканчивая сюжетной беспорядочностью, обилием клише и неироничной китч-эстетикой.
Поклонники жанра называют «Мадам Паутину» худшим спин-оффом «Человека-паука» из всех возможных, сравнивая ее с не менее провальным «Морбиусом». Однако и в этом компоненте бездушная и малоинтересная картина проигрывает конкуренту-аутсайдеру — лента с Джаредом Лето как минимум подарила индустрии мем «морбить» и шутки про «морбиллионные» сборы. «Паутина», к сожалению, не запомнится ничем.
«Бордерлендс»
Экранизация культовой шутер-игры от Элая Рота отличилась в четырех номинациях: «Худший фильм», «Худший режиссер», «Худшая актриса» (Кейт Бланшетт) и сразу три раза в категории «Худший актер второго плана» (Кевин Харт, Джек Блэк и Джон Войт). Но, несмотря на россыпь потенциальных актерских «побед», ключевая проблема «Бордерлендс» заключается в авторских решениях.
«Бордерлендс», попавший в свое время в производственный ад (неоднократная смена райтеров, досъем сцен), оказался настолько скомканным, насколько это вообще возможно. Идея превратить жестокую экшен-игру в яркий фэнтези-боевик не увенчалась успехом, а потому мы получили беззубый и несмешной фильм категории «Б». Никакой безбашенности, жестокости и черного юмора — вместо этого сомнительная графика и утомительные боевые сцены.
Примечательно, что не спасла ситуацию и замечательная Бланшетт — ее участие в проекте фанаты игры называют явным мискастом. К слову, сама Кейт с ними согласна: по ее мнению, авантюра с «Бордерлендс» — это не более чем «ковидное безумие» (она согласилась на съемки в 2020 году). Что ж, теперь лихорадочные решения могут обернуться для актрисы «Золотой малиной».
«Мегалополис»
Многострадальный «Мегалополис» имеет все шансы стать худшим фильмом года, а великий Фрэнсис Форд Коппола рискует получить антипремию как худший режиссер. Более того, опус получил две второстепенных номинации — «Худший актер второго плана» (Шайа ЛаБаф в женской одежде) и «Худший экранный дуэт» (весь актерский состав проекта). И пусть картина получилась не настолько ужасной, как та же «Мадам Паутина», из-за высоких ожиданий и реноме автора, ее разгромили многие критики.
Картина, идею которой Коппола вынашивал почти полвека (а ради ее реализации он даже распродал прибыльные виноградники), оказалась на удивление наивной. Признанный гений, на деле уже давно не снимавший успешных лент, дал общественности радикальное высказывание о судьбе человечества. Проще говоря, Коппола даровал фаталистскую мысль о том, что империя непременно рухнет, а обреченную цивилизацию никто не спасет.
Отдельного внимания заслуживает и визуал фильма, который хвалить практически невозможно: авторы смешали CGI из 2010-х с картонными декорациями — итог вышел по меньшей мере карикатурным. В конечном счете, «Мегалополис» — это нагромождение из философских мыслей (нередко — вполне очевидных) под видом пестрой притчи о традициях в странных ретро-футуристических декорациях.
«Рейган»
«Рейган» Шона Макнамары от конкурентов не отстает, у него также шесть номинаций на «Малину»: «Худший фильм», «Худший сценарий», «Худший актер» (Деннис Куэйд), «Худший актер второго плана» (вновь Джон Войт), «Худшая актриса второго плана» (Лесли-Энн Даун), «Худший экранный дуэт» (Деннис Куэйд и Пенелопа Энн Миллер).
В целом байопик о жизни 40-го президента США Рональда Рейгана сложно назвать бескомпромиссным провалом: в то время как кинокритики фильм уничтожили (18% «свежести» на Rotten Tomatoes), зрители встретили его более чем тепло (98% одобрения на том же агрегаторе рецензий). Первых, очевидно, смутил агитационный тон ленты — образ Рейгана в «Рейгане» можно смело назвать идеалистическим.
Кроме того, авторов, очарованных личностью экс-лидера США, не особо интересуют какие-либо факты из жизни Рейгана помимо «википедийных». Его герой — борец с коммунизмом без мотивации, о котором по истечении двух с половиной часов вы не узнаете почти ничего (зато увидите все публичные победы президента). Впрочем, из забавного можно увидеть певца Алексея Воробьева в роли агента Андрея Новикова. Не только Борисовым да Эйдельштейном едиными!