NEON/YouTube
NEON/YouTube
кино

Семейная драма, притворяющаяся хоррором: рецензия на новый фильм Содерберга — «Присутствие»

Рассказываем, почему работа заслуженного, но турбулентного режиссера обманывает ожидания зрителей (и все равно оставляет приятное послевкусие)

В конце января в российский прокат вышел новый фильм Стивена Содерберга — «Присутствие». Камерный триллер, который не вполне справедливо называют хоррором, стал своего рода экспериментом для режиссера — прославившийся картиной «Секс, ложь и видео», а также трилогией о друзьях Оушена Содерберг на этот раз подготовил историю, снятую от лица призрака. Что из этого получилось и почему вам не стоит пропускать премьеру? Рассказываем.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата выхода в России: 23 января
Страна производства: США
Режиссер: Стивен Содерберг
Авторы сценария: Дэвид Кепп
В ролях: Люси Лью, Крис Салливан, Каллина Лян, Уэст Малхолланд, Джулия Фокс и другие
Жанр: триллер, ужасы
Продолжительность: 1 час 25 минут

О чем «Присутствие»?

Сюжет «Присутствия» до банальности прост. Мельтешащая риелторша (Джулия Фокс) старательно пытается продать дом в колониальном стиле семье из четырех человек. Супружеской паре — Ребекке (Люси Лью) и Крису (Крис Салливан) — нравится вдохновленный 80-ми интерьер, удобная локация и цена. Их сыну и дочери — Тайлеру (Эдди Мадей) и Хлое (Каллина Лян) — в общем-то, по барабану. Главное, чтобы когда родители отправились в бизнес-поездку, старшему хватило места для организации вечеринки.

Но как нередко бывает в фильмах ужасов, на первый взгляд симпатичное жилище на деле скрывает множество тайн. Так, Хлоя, совсем недавно пережившая смерть близкой подруги, начинает ощущать некое присутствие — поначалу ей, разумеется, никто не верит, но постепенно потусторонние поползновения замечают и другие члены семьи. Разбитой девушке кажется, что призрак — это и есть ее погибшая одноклассница. Главный вопрос — можно ли считать сущность абсолютным злом или она, напротив, будет оберегать героиню?

NEON/YouTube
NEON/YouTube

Чем примечательна картина Содерберга?

Стивен Содерберг, несмотря на громкое имя и кассовые успехи (в общей сложности его фильмы собрали более $2 млрд и получили девять номинаций на «Оскар»), — режиссер вечно экспериментирующий, а потому турбулентный. Он нередко чередовал победы с поражениями, представляя то успешные зрительские фильмы (вспоминаем друзей Оушена и «Траффик»), то радикально авторские работы («Пузырь» и «Мозаика»). Его новое «Присутствие» попадает скорее во вторую категорию картин, хотя поначалу кажется крайне клишированным хоррором.

Однако если отбросить вводные про приезд семьи в инфернальный дом, за довольно тривиальной завязкой скрывается небезынтересная история дисфункциональной семьи. В то время как камера буквально летает по дому (картина снята от лица призрака лично Содербергом), зритель наблюдает за тем, как разделившаяся по парам четверка пытается сохранить отношения. Мать в блестящем исполнении Люси Лью тянется исключительно к сыну, тогда как более эмпатичный отец желает наладить общий микроклимат и вытащить дочь из депрессии.

При этом чувство тревоги в ленте приходит не, как принято, из темноты или зловещих лиминальных пространств — ведь мы и так наблюдаем за персонажами с позиции потусторонних сил. Здесь страх и беспокойство достигаются камерной обстановкой, мрачной цветокоррекецией, гнетущими диалогами и общим непониманием, куда свернут ухищренные сценарные замыслы Дэвида Кеппа. В этих компонентах «Присутствие» имеет больше схожести с психологическими триллерами, нежели хоррор-картинами.

NEON/YouTube
NEON/YouTube

Стоит ли идти на «Присутствие»?

Важно, что «Присутствие», с учетом всех заигрываний с мистикой, использует неочевидные для жанра решения: уже в первой трети (это не спойлер!) становится ясно, что основной угрозой окажется не дом с призраками. На первый план выходит семейная драма о маленьких сломленных людях, в которой это самое присутствие — скорее помощник, сближающий их в виду обстоятельств. Содерберг и Кепп не расставляют как таковых смысловых точек и лишь дарят симпатичную вуайеристскую картину без четкого жанрового определения.

Отсутствие этих рамок, к слову, проблемой для усредненного зрителя не станет: вопросы появятся лишь у обманутого промо-кампанией фаната хоррора — при всем уважению к Содербергу, «Присутствие» сложно назвать страшным фильмом (максимум — дискомфортным). При этом в прокате у этой ленты, как нам кажется, есть потенциал: художественный прием со съемкой от лица призрака вкупе с TikTok-хитами (Basement — Covet) и динамичной (а главное — драматичной!) развязкой могут обеспечить авторам должную цитируемость среди младшего поколения. «Субстанции», конечно, не случится, но свою аудиторию проект соберет.

NEON/YouTube
NEON/YouTube
Никита Прунков