Богемное фэнтези в сеттинге Парижа: рецензия на фильм «Моди: Три дня на крыльях безумия»
В российский прокат вышел фильм «Моди: Три дня на крыльях безумия», режиссером которого выступил Джонни Депп. Картина рассказывает о трех днях из жизни французско-итальянского художника Амедео Модильяни. Рассказываем, каким получился байопик с легкой примесью джоннидеппства.
Дата выхода в России: 30 января
Страна производства: Великобритания, Венгрия, Италия, Саудовская Аравия
Режиссер: Джонни Депп
Авторы сценария: Ежи Кромоловски, Мэри Олсон-Кромоловски, Дэннис Макинтайр
В ролях: Риккардо Скамарчо, Антония Деспла, Брюно Гуэри, Райан Макпарланд, Луиза Раньери, Стивен Грэм, Аль Пачино, Флориана Андерсен и другие
Жанр: драма, байопик
Продолжительность: 1 час 50 минут
О чем фильм «Моди: Три дня на крыльях безумия»?
1916 год, Париж. Идет Первая мировая война, но в столице Франции все еще можно вести богемный образ жизни. Главный герой — подающий надежды, но известный лишь в узких кругах (да и то своими дебошами) художник Амедео Модильяни (Риккардо Скамарчо) — ругается со знатными посетителями дорогого ресторана, убегает через старинное винтажное окно и пытается скрыться от полиции.
Несмотря на регулярные драки, в целом у Моди все хорошо: есть любимая женщина Беатрис Гастингс (Антония Деспла), верные (хоть и дико странные) друзья-художники. В наличии у него и бутылка вина, и прочие богемные атрибуты. К тому же агент Моди заявляет, что спустя пару дней в Париж приедет видный коллекционер (Аль Пачино), который назвал картины художника «интересными». Моди остается ждать и надеяться на скорый успех.
Чем примечательно это кино?
Поначалу «Моди» напоминает типичные фильмы с Джонни Деппом. Хоть в этот раз он и не появляется в кадре, главный герой подобно капитану Джеку Воробью скачет по столам, гримасничает, дерется с помощью багета и триумфально убегает (все это сопровождается ускоренными черно-белыми вставками, как в немом кино).
Компанию Моди во всех безумствах составляют не менее колоритные персонажи: художники Морис Утрилло (Брюно Гуэри) и Хаим Сутин (Райан Макпарланд). Приятели регулярно напиваются: Хаим пытается дружить с тараканом, они по очереди дают другу другу мокрые щелбаны, шутят про «член с Монмартра» и испражняются на улице. Война и искусство контрастно сосуществуют в фильме, как и праздная жизнь идет рука об руку с маргинальными проявлениями.
Герои периодически отвлекаются от попоек и вспоминают свое главное (и вместе с тем роковое) предназначение — быть художниками. Моди, как и остальные, мечтает о реализации, славе и, конечно, деньгах. Пока его портреты людей с миндалевидными глазами мало кому нужны, и Моди способен выручить за них несколько десятков франков, разве что надавив на жалость.
Постепенно фильм теряет вайб Джека Воробья и становится инфернально-экзистенциальным. Главный герой больше не скачет по столам, а начинает ощущать дыхание смерти — о себе дает знать туберкулез. Вместе с болезнью обостряется и вопрос реализации, который постепенно начинает сводить Моди с ума.
Стоит ли смотреть картину Деппа?
При всей сюжетной и визуальной насыщенности это кино пестрит бесконечными клише. Центральный персонаж не имеет уникальных черт характера, а представляет собой собирательный образ разнузданного художника — непризнанного гения на задворках Парижа. При этом сама личность Модильяни уходит на второй план и прячется за абстрактным эгоцентризмом и эскапизмом.
Зрители, которые либо ничего не знают о художнике, либо знакомы с его биографией в общих чертах, мало что поймут. Фильм не стремится объяснить в чем гений, новаторство и авторский стиль Модильяни. Сам художник тоже не вызывает особенного сочувствия: все-таки тяжело сопереживать откровенным пьяницам и эгоцентрикам, чей талант показан довольно неочевидно.
Сцена встреча Моди с коллекционером должна была стать кульминационной. Казалось бы, герой Аль Пачино — тот, кто способен наградить художника славой и признанием. Однако в итоге разговор между персонажами полон банальных фраз в духе «я не продаюсь» и «у всего есть цена». Наш вердикт: «Моди» — это хаотичный яркий фильм, за которым на деле ничего не стоит.