история

«Гойда! Горе дому сему!»: зачем Ивану Грозному понадобилась опричнина?

Создав государство в государстве, царь устроил в стране средневековый террор, который унес жизни тысяч людей
Опричники в Новгороде. Михаил Авилов/Wikimedia commons
Опричники в Новгороде. Михаил Авилов/Wikimedia commons

С момента учреждения Иваном Грозным опричнины исполнилось 460 лет. Путем террора и разорения своей же страны царь решил расправиться с «изменниками» и «предателями». Что представляла собой опричнина? Какие изощренные способы казни использовал государь? И почему он везде чувствовал измену? Разбираемся.

Обиделся и уехал: как началась история опричнины?

После воскресной службы 3 декабря 1564 года царь Иван Васильевич Грозный со своими детьми и царицей Марьей Темрюковной отправился в подмосковное село Коломенское. Там 6 декабря царская семья хотела отпраздновать День Николая Чудотворца. Подобные выезды государей на богомолье были обычным делом, однако этот раз оказался явно особенным.

Судя по масштабным сборам, царь будто собирался уехать из столицы надолго. Он взял с собой не только иконы и кресты для праздника, но и всю царскую казну с драгоценностями, одеждой и личными вещами. Вместе с государем в поездку отправился избранный круг бояр, дворян и приказных чиновников. Московский люд еще не знал, что за этими мрачными сборами последуют одни из самых страшных и жестоких семь лет в истории страны.

Летописи гласят, что из-за распутицы Иван Грозный остался в Коломенском на две недели. Затем он заехал в Троице-Сергиев монастырь и, наконец, прибыл в Александровскую слободу — место, где в свободное от службы время любили отдыхать и охотиться отец и дед царя — Василий III и Иван III.

Царь Иван Васильевич Грозный. Худ. Виктор Васнецов, 1897/Wikimedia commons
Царь Иван Васильевич Грозный. Худ. Виктор Васнецов, 1897/Wikimedia commons

Все эти таинственные маневры и долгое отсутствие государя в столице заставили забеспокоиться как простых людей, так и бояр и приказных. Все прояснилось 3 января 1565 года, когда в столицу прибыл гонец с письмами к митрополиту Афанасию. Их зачитали прилюдно.

В первом письме Грозный обрушил свой гнев на всех служилых людей: от бояр до рядовых дворян. Он утверждал, что они крадут деньги из казны, плохо служат, сговариваются за спиной царя и изменяют ему, а священнослужители их покрывают. Потому он, «от великие жалости сердца, не хотя их изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, где вселитися, иде же его, государя, бог наставит». Так Грозный прямо объявил, что отрекается от власти.

Вторая грамота адресовалась простому московскому люду. В ней царь говорил, что на обычных людей не злится, ведь они не виноваты в изменах бояр и дворян. Уже через два дня представители высшей служилой и церковной знати приехали в Александровскую слободу, умоляя царя принять и простить их.

После подобной унизительной церемонии Иван Грозный торжественно согласился вернуться на трон, но с двумя условиями. Во-первых, он желал получить карт-бланш на преследование и казнь изменников. Во-вторых, в государстве должна была установиться опричнина. В итоге те, кому казалось, что кризис миновал, жестоко ошибались.

Кругом измены: как Иван Грозный пришел к опричнине?

Помешательство царя на заговорах, предательстве и изменах уходит корнями в его раннее детство. Отец Василий III умер в конце 1533-го, когда маленькому Ивану едва исполнилось три года. Его объявили наследником, но до 15 лет вместо него должен был править опекунский совет вместе с Боярской Думой.

В такое время, когда престол лишился крепкой руки государя, в царском дворе началась ожесточенная борьба за власть. Всю ее подноготную маленький Иван видел своими глазами. Через пять лет умирает его мать Елена Глинская, которая была одной из участниц дворцовых интриг. Ходили слухи, что ее отравили бояре.

Взрослея, будущий царь понимал, что впредь не допустит такого во время своего правления. В 1547 году по настоянию своего наставника митрополита Макария он венчался на царство. Статус царя отныне символизировал богоизбранную и безграничную власть правителя. Затем последовал период прогрессивных реформ, когда молодой государь управлял страной вместе с кругом своих приближенных друзей — Избранной Радой. Однако за это время произошли события, заставившие его вновь вспомнить о тяжелом детстве.

Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.)/Wikimedia commons
Венчание на царство Ивана Грозного (Лицевой летописный свод, Царственная книга, л. 288.)/Wikimedia commons

В 1553-м после победоносного завоевания Казани Иван серьезно заболел: сначала слег на несколько дней, а вскоре еле мог разговаривать. Ближний круг был уверен, что царю осталось недолго, а потому разумно начал думать о преемнике. Иван просил бояр присягнуть его новорожденному сыну — Дмитрию. Несколько боярских кланов, логично опасаясь, что младенец на престоле приведет к очередному кризису и усилению клана родственников жены Ивана, отказывались это делать. Они хотели видеть на престоле двоюродного брата царя — удельного князя Владимира Старицкого.

В итоге большинство бояр присягнули младенцу, а Иван неожиданно выздоровел. Вот только сомнения и отказ некоторых бояр присягать его сыну он запомнил надолго и воспринял как измену.

Еще одним случаем, внесшим разлад в отношения царя с ближним кругом, стала смерть его первой жены Анастасии Романовны. Вновь пошли слухи об отравлении. Позднее современные ученые исследовали ее останки и нашли в ее волосах большую концентрацию ртути, мышьяка и свинца. Получается, опасения царя не были напрасны?

Государство в государстве: как была устроена опричнина?

Не можешь помешать расколу страны — возглавь его. Примерно так думал Иван Грозный, который тогда был уверен, что бояре могут в любой момент предать его и перейти на сторону Владимира Старицкого, единственного удельного князя со своей землей. Вводя опричнину, царь обещал навести в стране порядок и утвердить «правду».

Он решил сам разделить государство на две части — земщину и опричнину. Себе Грозный забрал обширные северные земли и часть Москвы. Все остальные территории отходили земщине, где правила Боярская Дума. Дела государственной важности она продолжала принимать вместе с царем, однако в период опричнины между ними шла ожесточенная борьба.

В своем мини-государстве Иван Грозный создал свои приказы, свой двор и, разумеется, свою армию опричников, которая на протяжении семи лет наводила страх и ужас на все население.

Опричник/Wikimedia commons
Опричник/Wikimedia commons

Советский историк Руслан Скрынников на основе источников реконструировал внешний вид опричников. Они носили черную одежду, сшитую из грубых тканей. Символами службы в опричнине были собачья голова и метла, привязанная к седлу. Подобно псам опричники должны были грызть царских врагов, а метлой выметать измену из страны.

Очевидцы вспоминают свежеотрубленную голову большой английской собаки, которая красовалась на груди одного из дворян опричного войска. Такая же песья голова была и у Ивана Грозного. Она была устроена так, что при каждом шаге лошади пасть пса, открываясь, громко лязгала зубами. Постоянным элементом одежды стала кисть или метла, привязанная к колчану со стрелами.

Средневековый террор: как Иван Грозный разрушал собственное государство?

В 1568 году царю донесли, что боярин Иван Федоров-Челяднин якобы хотел свергнуть его и самолично стать государем всея Руси. Тогда Грозный приказал ему надеть царские одежды и посадил его на трон. Сам он поклонился, держа за спиной нож с кривой рукояткой, после чего ударил боярина в сердце. Этот эпизод отражен на картине Николая Неврева «Опричники».

После этого на несчастного набросились остальные опричники, искололи его тело и выволокли на Красную площадь. Вскоре они разорили все его поместья и истребили весь род, не пожалев даже домашних животных. Такая судьба постигла боярина, который до этого всю жизнь служил царю, исполняя любое его приказание. В период болезни царя он присягнул младенцу Дмитрию, доказав свою лояльность. Но и это его не спасло.

Так Иван Грозный выполнял свое обещание навести в стране порядок и утвердить «правду», вот только «правда» у него была своя (и методы свои). Главное, чего хотел царь, — укрепить собственную власть, избавиться от сильных и влиятельных бояр и служилых людей, лишив их всего. Поэтому с самого начала опричнины страну охватили два процесса: казни и конфискация земельных поместий и вотчин.

Николай Неврев. «Опричники». 1870-е./Wikimedia commons
Николай Неврев. «Опричники». 1870-е./Wikimedia commons

Как только появлялся очередной «изменник», его казнили без суда, исповеди и причащения. Так у него отбирали заупокойную жизнь на том свете, лишая возможности душу спастись. За этим следовала конфискация его владений, которые переходили одному из опричников. Подобный беспредел и террор охватили страну на долгие годы.

От верной гибели не ушел и князь Владимир Старицкий — тот самый обладатель единственной удельной земли и просто очень популярный человек в среде знати. Видя в нем потенциального конкурента, Грозный постоянно держал его в поле зрения, а в 1569-м вызвал к себе в слободу и заставил выпить яд. После этого князь скончался.

Нельзя не упомянуть о новгородском погроме — эта история заслуживает отдельного внимания. В 1569-м до царя дошли слухи, что Новгород, издревле известный своим вольным нравом, мечтает перейти под власть Речи Посполитой. Правда это или нет, до сих пор неизвестно, но, очевидно, что слухи наверняка бы остались слухами, если бы царь не решил заняться «порядком».

Аполлинарий Васнецов. «Опричники въезжают в город» (эскиз декорации к опере П. И. Чайковского «Опричник»), 1911 год/Wikimedia commons
Аполлинарий Васнецов. «Опричники въезжают в город» (эскиз декорации к опере П. И. Чайковского «Опричник»), 1911 год/Wikimedia commons

Иван Грозный самолично встал во главе опричного войска, которое направилось на север страны, попутно разоряя и грабя Тверь, Торжок и Верхний Волчок. Наконец, войско дошло до Новгорода, где устроило настоящий кромешный ад. Опричники не щадили никого. Главным способом умерщвления стали массовые утопления. Новгородцев, в том числе женщин и детей, привязывали друг к другу и сбрасывали в реку. Тех, кому удавалось выплыть, добивали баграми.

Стоявший чуть в отдалении Псков ожидала та же участь, но его спасло чудо. Навстречу царю выбежал юродивый Никола Салос и предложил тому сырой кусок мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — ответил ему Иван. — «Ты пьешь кровь человеческую», — возразил ему блаженный. После конь под царем рухнул замертво, а сам Грозный отступил, покинул город.

Глас Божий: как Филипп Колычев попытался остановить опричнину?

Будучи игуменом Соловецкого монастыря, Филипп обратил себя внимание царя. Он явно симпатизировал ему, а когда пришло время выбирать митрополита Московского, то предложил его кандидатуру. Для царя вопрос религии было чрезвычайно важен. Он постоянно молился и каялся за грехи, что не мешало ему зверски уничтожать своих подданных.

После долгих уговоров царь и игумен пошли на компромисс. Филипп согласился стать митрополитом, но получил право заступничества за опальных жертв царя. На некоторое время казни прекратились. Однако к 1568 году террор развернулся с новой силой, приведя к открытому конфликту царя и митрополита.

Постер фильма «Царь»/Wikimedia commons
Постер фильма «Царь»/Wikimedia commons

Поворотным моментом стало их столкновение во время богослужения в Успенском Соборе Кремля. Эта сцена, как и вся эта история, прекрасно показана в фильме Павла Лунгина «Царь», где митрополита играет Олег Янковский. Вместе с опричниками царь пришел за благословением владыки, однако тот сделал вид, что не заметил государя. И только после уговоров обратился к нему с обличительным словом.

Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки?

Николай Карамзин. «История государства Российского»
Александр Новоскольцев. «Последние минуты митрополита Филиппа». 1889/Wikimedia commons
Александр Новоскольцев. «Последние минуты митрополита Филиппа». 1889/Wikimedia commons

После такого Грозный пришел в ярость. Он привлек митрополита к суду, который лишил его сана и сослал его в монастырь под Тверью. Во время Новгородского похода к нему заглянул опричник Малюта Скуратов, сказав, что царь просит его благословения. Сразу после его отказа Малюта задушил святителя и оставил его на полу кельи. Так закончилась жизнь человека, осмелившегося выступить против царского террора.

Кульминация: почему Иван Грозный отменил опричнину?

После тысячи казней, отравления князя Старицкого и Новгородского погрома казалось, что все «враги» побеждены. Но, как это часто бывает у тиранов, покончив с недругами вовне, они начинают «зачищать» ряды своих сторонников. Так, Грозный в 1570 году приговорил к казни 300 человек, большая часть из них были опричниками.

Как и всегда, царь решил устроить из казни целое представление. На площадь вынесли огромный чан с водой и поставили на огонь. В нем сварили неугодных царю слуг, в том числе казначея Никиту Фуникова. Посольского дьяка Ивана Висковатого сначала распяли на кресте, а потом по частям отрезали ему суставы и части тела. Всего царь умертвил около 120 человек, помиловав более сотни.

Репрессии против опричников означали усталость царя от своей затеи. В 1571 году опричное войско разбил в пух и прах крымский хан Девлет-Гирей, который затем осадил Москву, устроил там пожар, а на обратном пути разорил рязанские земли. От такого фиаско Грозный пришел в ярость и ликвидировал опричнину.

После ее окончания Иван Грозный правил еще 12 лет. После себя он оставил полуразоренную страну, трепещущю от страха при одном упоминании его имени. Да, он укрепил свою власть. Но были ли те самые измены, на которых помешался царь? Так или иначе одним из последствий опричнины стало Смутное время, которое охватило государство в начале XVII века.

Максим Базанов