«Берлинский конгресс», художник Антон фон Вернер
«Берлинский конгресс», художник Антон фон Вернер
история

«Кому война, а кому мать родна»: какие страны срывали куш на посредничестве в переговорах?

Эр-Рияд стал не первым в истории, кто примерил на себя роль «медиатора»

18 февраля в Саудовской Аравии прошли исторические переговоры между Россией и США. «Постньюс» выяснил, что саудиты решили выступить посредниками не по доброте душевной, а с целью получить «долю» в сделке по редкоземельным металлам Украины. Вот так нейтральная сторона, предоставляющая площадку для переговоров, готовится сорвать крупный куш и остаться в выигрыше. Но, кажется, эта схема — отнюдь не изобретение саудитов. Так какие же еще страны-посредники смогли выиграть джекпот?

Германия времен Отто фон Бисмарка

Дипломатия для «железного канцлера» была самым любимым аспектом политики. В 1872 году он говорил, что «справляется с Европой за 10-15 минут во время первого завтрака». И он имел полное право на такие бахвальские заявления.

Дело в том, что в 1871-м Германия наконец-то разгромила своего заклятого врага в лице Франции, отняла у нее Эльзас и Лотарингию, объединилась вокруг Пруссии и стала полноценной империей. Всеми процессами заправлял Бисмарк — ему и достались заслуженные лавры победителя.

Следующим в списке задач у канцлера стояло укрепление роли и статуса Германии как великой державы. Тут ему как раз подвернулся удобный случай. В 1878-м Россия громит Османскую империю и заключает с ней мир, который грозит нарушением европейского баланса. Великие державы в лице Франции, Великобритании и Австрии недовольны и требуют его пересмотра. Что делать?

Париж, Лондон и Вена предлагают созвать конгресс, который должен пересмотреть условия российско-турецкого мира. Площадку для него любезно согласился предоставить Бисмарк — для него это событие международного уровня пришлось очень кстати.

Во-первых, оно гарантировало ему укрепление своего престижа внутри страны. Для Бисмарка это было крайне важно, потому что вскоре после конгресса страну ждали выборы в рейхстаг. Там канцлеру противостояли партии либералов и социалистов. Во-вторых, в качестве председателя конгресса он всеми силами пытался укрепить позиции своей страны и усилить зависимость от нее других международных игроков.

Так, он регулярно намекал России, что его нейтралитет будет стоить ей некоторых уступок в их будущих контактах, хотя на словах он называл себя «честным маклером» и незаинтересованным посредником, который должен помочь остальным сторонам прийти к соглашению. Так благодаря событиям на Балканах и Берлинскому конгрессу Бисмарк превратился в глазах всей Европы из нарушителя спокойствия в его гаранта, написал знаменитый биограф «железного канцлера» Лотар Галл.

Соединенные Штаты Теодора Рузвельта

Кажется, США стали первой страной, кто решил извлечь из посреднической миссии сугубо экономические дивиденды. В 1904-1905 годах на Дальнем Востоке разгорелась Русско-японская война. Токио в этом конфликте активно поддерживали за океаном, предоставляя ей финансовую помощь. А когда начались разговоры о мире, Вашингтон смог отстоять у Франции и Великобритании право на роль посредника.

Как оказалось — не просто так. Интерес смышленого президента Теодора Рузвельта к этому делу был сугубо прагматическим. С помощью японского «тарана» он хотел усилить влияние США на Дальнем Востоке. Рузвельт потребовал от японцев «открыть двери» американскому капиталу в Маньчжурию — этот регион мог принести большую пользу предпринимателям-янки.

В письмах к сыну Рузвельт писал: «В течение нескольких лет Россия вела себя очень плохо на Дальнем Востоке. Ее отношение ко всем нациям, включая нас и особенно Японию, было чересчур властным… Я чрезвычайно рад победам Японии, потому что она играет по нашим правилам». В Токио незамедлительно приняли все условия американцев.

Соединенные Штаты Джимми Картера

Во второй половине XX века Ближний Восток стал ареной для столкновения интересов двух сверхдержав — СССР и США. В это время в регионе развернулась серия арабо-израильских войн, которые продолжаются и по сей день.

Вашингтон тут же решил сделать ставку на Израиль, а Москва начала поддерживать Палестину. Поставки оружия, гуманитарной помощи, посредничество в переговорах — во всем этом сверхдержавы продолжали соревноваться друг с другом.

Разумеется, обе стороны думали и о мире. Однако в конце 1970-х инициативой в урегулировании конфликта Египта и Израиля завладели Штаты. Американским президентом тогда был Джимми Картер. Его целью было выполнение задачи завершить войну и тем самым укрепить влияние США в арабском мире, где до этого авторитетом был Советский Союз.

Для этого Картер пригласил президента Египта Анвара эль-Садата и премьер-министра Израиля Менахема Бегина на саммит в Кэмп-Дэвиде. Там он изолировал их почти на две недели, чтобы добиться от обоих хотя бы перемирия.

Усилия Картера в конце концов увенчались успехом. В 1978 году благодаря нему на свет появилось Кэмп-Дэвидское соглашение о перемирии, а в марте 1979-го — мирный договор в Вашингтоне. Весь мир ликовал. Лидерам Египта и Израиля тут же вручили по Нобелевской премии мира, а президенту Картеру она досталась уже много лет спустя в 2002 году.

Белоруссия Александра Лукашенко

Как ни удивительно, но последним подобным случаем в современном мире стали Минские соглашения, которые подписали в 2014-2015 годах по итогам боев ополченцев ЛНР и ДНР с украинской армией.

Мирные переговоры нужно было провести на нейтральной территории. Ее согласился предоставить президент Белоруссии Александр Лукашенко. Именно там встречались президент России Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Украины Петр Порошенко (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга).

Что получил от этого Лукашенко? Сказать конкретно практически невозможно. Однако можно смело предположить, что предоставив площадку для переговоров, белорусский лидер получал дополнительные очки, о которых впоследствии он мог бы напомнить Путину, когда Минску потребовалась бы новая скидка на энергоресурсы, новые виды оружия и так далее.

Стоит отметить, что на роль посредника в переговорах России и США, кроме саудитов, уже как несколько лет претендовали Китай и Индия. Это говорит о том, что роль «медиатора» приобретает большое значение в современных международных отношениях.

Максим Базанов