общество

Тренд на санатории: почему среди россиян стал популярным именно этот формат отдыха?

Эксперты отмечают возросший спрос на санаторно-курортный отдых у молодежи
Антон Новодережкин/ТАСС
Антон Новодережкин/ТАСС

Россияне все чаще стали выбирать для отдыха именно санатории. Представители здравниц ликуют — аудитория омолодилась, и теперь, помимо пенсионеров с заболеваниями ЖКТ, на лечение активно приезжает и молодежь. Одни укрепляют ментальное здоровье, а другие занимаются спортом и сидят на диетах. Разбираемся вместе с экспертами, почему санатории — это модно, какие программы они предлагают и что с ценами на их услуги в 2025 году.

Почему санаторный отдых стал популярным?

Медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) Михаил Данилов в беседе с «Постньюс» рассказал, что большинство санаториев фиксируют рост объема бронирования на весну-лето 2025 года от 5 до 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Согласно прогнозам, загрузка в популярных санаториях на востребованных курортных направлениях, в пик сезона сохранится на высоком уровне, как и в прошлом году (где-то она достигала 95-100%), в качественных объектах по-прежнему будем наблюдать дефицит», — сказал Данилов.

Эксперт отметил, сохраняющийся рост запроса на семейный отдых и оздоровление, а также увеличивающийся интерес на санаторный отдых со стороны молодежи. По словам Данилова, молодая аудитория выбирает современные программы по антистрессу, детоксу и здоровому сну. Кроме того, наблюдается спрос и к традиционным оздоровительным программам.

«При выборе санатория гости берут в расчет уже не только и столько качество самого объекта, сервиса, комфорта и досуговую составляющую, но и уровень качества медицинских услуг. Многие санатории отмечают рост интереса к персонализированным и премиум-программам, а также к услугам размещения в номерах повышенной комфортности», — подчеркнул спикер.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин отметил, что популярность санаторно-курортного отдыха ежегодно растет в среднем на 15%. «Сейчас наблюдается небольшая тенденция застоя. Это связано с тем, что такого рода санаторные объекты просто не успевают строиться — спрос стал выше, чем предложение. Что касается притока молодой аудитории, — да, такое наблюдается, это уже не те люди, которые приехали лечить печень. Как правило, такая аудитория занимается ментальным здоровьем, соответственно, здравницы стали чаще предлагать такие программы», — рассказал «Постньюс» Ромашкин.

Он отметил, что цены не пугают туристов, ведь средний чек на оздоровление в санаториях Кавказских Минеральных Вод достиг 90 тыс. руб. (вместе с перелетом из Москвы) за 10 суток пребывания. «Здравницы сейчас обходятся дороже чем пляжный отдых. В санаториях идет медицинская составляющая, а это минимум 1,5-4 тыс. руб. в сутки к основной цене», — пояснил вице-президент АТОР.

Лечебно-оздоровительный туризм входит в пятерку самых популярных видов туризма в России, согласно исследованию сервиса путешествий «Туту.ру», в котором приняли участие около 1 тыс. человек по всей стране. Больше всего в поездке в санаторий или на курорт путешественники хотят получить новые эмоции и впечатления (38%), восстановиться, снять стресс и расслабиться (37%), укрепить здоровье (37%), а также почувствовать вкус к жизни (26%), рассказали «Постньюс» в пресс-службе портала.

Что предлагают санатории для молодой аудитории?

Один из ключевых трендов последних двух лет в санатории «Источник» Железноводск — это рост числа молодых гостей в возрасте около 30 лет. Об этом «Постньюс» рассказала заместитель директора санатория по коммерческой деятельности Юлия Ахмеджанова. По ее словам, молодежь часто выбирает отдых с акцентом на здоровье и физическую активность. Гости предпочитают разнообразные тренировки в спортзалах, занимаются гимнастикой, плаванием, пробежками по терренкурам курортного парка, а также пешие восхождения на горы Бештау и Железную, пояснила представитель здравницы.

«Молодые люди осознанно относятся к своему здоровью, выбирают сбалансированное питание и активно пользуются возможностями санаторно-курортного лечения. Еще один заметный тренд — увеличение числа молодых семей с детьми. Для этой аудитории важно сочетание оздоровительных программ с возможностями для семейного отдыха. В ответ на этот запрос мы предлагаем программы, которые учитывают интересы и потребности всех членов семьи», — сказала Ахмеджанова.

В «Источнике» отметили, что благодаря молодой аудитории санаторий в этом сезоне планирует запуск новых медицинских программ: «Антистресс» (комплексная программа для восстановления эмоционального баланса, снятия напряжения и улучшения качества сна) и «Похудение и коррекция веса» (программа, разработанная для тех, кто стремится нормализовать вес и улучшить общее самочувствие).

Коммерческий директор кисловодского санатория «Арника» Виктория Анучина рассказала «Постньюс», что весной-летом они ожидают загрузку на уровне 87%. «Для молодой аудитории мы внедрили нутрициологию в свою практику. Мы понимаем, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического и социального благополучия. Поэтому сделали акцент на улучшение здоровья и профилактику заболеваний через персонализированное питание», — сказала спикер.

Менее оптимистично настроены сотрудники здравниц Краснодарского края. В разговоре с «Постньюс» исполнительный директор анапского санатория «Родник» Карина Ватьян отметила, что бронирование на весну фактически стоит. По ее мнению, гости ориентируются на информацию в СМИ и боятся ехать в Анапу на фоне сообщений о разливе мазута в акватории Черного моря. Кроме того, масла в огонь подливают и блогеры, которые сообщают, что на побережье отравлен воздух, а по песку нельзя ходить. Сейчас наша загрузка около 65 вместо 75% в 2024 году, добавила Ватьян.

«Но такая незначительная разница сглаживается соцпутевками, которыми мы перекрываем недостаток коммерческих. А вот на апрель-май загрузка на данный момент 50% (в 2024  — 80%-90%). И тут уже четко видно, что недостающие 40% — это наша коммерческая часть, которая не едет и не бронирует. На лето пока загрузка также в пределах 40-50%. Но здесь пока рано отчаиваться, основное бронирование на летний период начинается с марта-апреля. Будем ждать, но уже понимаем, что будет сложно», — подчеркнула представитель санатория.

Ватьян добавила, что своим гостям, в том числе молодой аудитории, здравница может предложить новинки — аппарат «Горный воздух» и услуги криокамеры. «К 1 мая запускаем открытый бассейн с подогревом. Раньше мы его не подогревали, но в связи с ЧС решили улучшить этот момент, поскольку нет ясности от вышестоящих органов, откроют ли наши пляжи и что будет с морем. Отмечу, что помимо открытого бассейна, в нашем санатории есть круглогодичный крытый с минеральной водой, его минерализация схожа по составу с водами Мертвого моря», — сказала исполнительный директор санатория.

Как отдохнуть в санатории? Полный гайд для миллениалов
Как отдохнуть в санатории? Полный гайд для миллениалов

Ждать ли повышения цен на санаторный отдых в 2025 году?

Если говорить об уровне цен, то повышение в большинстве случаев происходит исходя из инфляционной составляющей, а на ряде объектов действует динамическое ценообразование. В среднем стоимость путевки в 2025 году выросла на 10-15% по сравнению с предыдущим годом. Такими данными с «Постньюс» поделились в Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья.

Представитель санатория «Эдем» (Алтайский край) Дарья Голышева отметила, что тарифы на 2025 год были повышены в среднем на 13%. Главным фактором подорожания услуг стало увеличение тарифов на ресурсы и услуги, необходимые для функционирования здравницы. Аналогичное повышение стоимости отдыха отметили и в московском санатории «Переделкино». Там добавили, что на 15% проиндексировали все тарифы с учетом динамического ценообразования.

В здравнице «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России (Самарская область) «Постньюс» пояснили, что увеличение тарифов на 5% в весенний период и планируемое повышение на 11% в летний направлены на компенсацию роста издержек, связанных с инфляцией. Также нужно отметить повышение цен на сырье, услуги и коммунальные расходы, сказала начальник отдела продаж Анна Ротнова.

В 2025 году сеть санаториев «Курорт Белокуриха» (Алтайский край) провела индексацию тарифов на уровень официальной инфляции. «Мы не закладывали дополнительных повышений, чтобы сохранить оптимальное соотношение цены и качества, делая отдых доступным для более широкой аудитории. Спрос на наши курорты растет в том числе за счет снижения привлекательности Черноморского побережья из-за ухудшения экологической ситуации», — рассказала «Постньюс» заместитель директора по маркетингу АО «Курорт Белокуриха» Екатерина Гулькова.

Павел Деденко