Пять самобытных российских режиссеров, которых лучше финансировать вместо Сарика Андреасяна
В Госдуме предложили лишить госфинансирования фильмы Сарика Андреасяна. Поводом для этого стал скандал, когда Андреасян пришел в киношколу, поссорился со студентами, используя нецензурную лексику, и заявил, что ненавидит режиссера Андрея Тарковского и авторское кино. Депутат Дмитрий Гусев считает, что подобное поведение не соответствуют статусу деятеля, получающего государственную поддержку, а значит ее нужно пересмотреть.
За последние 10 лет на проекты Андреасяна из бюджета выделили 590 млн руб., из которых 415 млн руб. — невозвратные средства. Мы считаем, что в российском кино есть куда более достойные кандидаты для поддержки со стороны государства. Делимся пятью примечательными режиссерами, за которым интересно следить (и которым явно нужны дополнительные бюджеты).
Роман Михайлов
Роман Михайлов — главный инди-режиссер в России прямо сейчас. 46-летний Михайлов был математиком и добился немалых успехов в своей области. Параллельно с этим Михайлов писал художественные книги (по некоторым из них были поставлены спектакли, в том числе в питерском Большом Драматическом театре и московской Мастерской Фоменко). В 2022 году математик объявил о завершении научной деятельности и занялся кино. За это время у Михайлова вышли семь полнометражных картин и одна короткометражка. Еще два проекта находятся в производстве прямо сейчас — сериал «Путешествие на солнце и обратно» и лента «Песни джиннов».
Его первый фильм «Сказка для старых» сразу стал кинособытием — не только благодаря известным актерам (в ленте снялись Федор Лавров и Евгений Ткачук), но и из-за необычной подачи, напоминающей полусон-полуявь. В следующих картинах Михайлов придерживался той же позиции, используя мета-взгляд, странную вязкую атмосферу, смешанную с эзотерическими высказываниями. Критики уже нарекли Михайлова первым культовым российским режиссером после Алексея Балабанова. За таким автором нужно не просто следить, но и помогать — бюджетом, естественно.
Даниил Пугаев
33-летний актер и режиссер Даниил Пугаев снимается во второстепенных ролях в кино и играет в театре «Сатирикон». В качестве режиссера он выпустил всего несколько короткометражек — «Карусель», «Конец света», «Конец фильма». Последний рассказывает о молодых ребятах, которые направляются на пикник, где парень собирается сделать предложение руки и сердца.
На первый взгляд простой и незамысловатый сюжет интересно обыгрывается за счет съемок с ручной камеры, перемены планов, разрушения четвертой стены и трогательной атмосферы. Работы Пугаева наполнены искренностью, которой зачастую не хватает в большом кино. Поэтому ему, как никому другому, нужен бюджет, чтобы постараться развить талант уже в полном метре и снять личный фильм, который найдет отклик у зрителя.
Семен Серзин
37-летний актер, а с недавних пор еще и режиссер Семен Серзин снял три фильма — «Человек из Подольска», «Похожий человек» и «Рыжий». Его дебют сразу стал прорывным (на взгляд автора этой статьи — это лучшая картина 2020 года). Фильм, снятый по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, рассказывает о парне из подмосковного города, который попадает в отделение полиции и оказывается втянут в загадочную игру с абсурдными правилами. Лента получилась очень сатирической, наполненной концептуальными вставками и дающей новый взгляд на насилие.
Последний фильм — «Рыжий» о поэте Борисе Рыжем — так и не вышел в широкий прокат, зато его показали критикам на фестивалях. Большинство из них заявило, что хоть кино и не привносит ничего нового в фигуру поэта, зато создает ощущения, способное передать дух поэзии Рыжего. Несмотря на небольшой опыт, у Серзина явно получается снимать яркие и непроходные картины, способные оставить след в кинематографе.
Иван Соснин
34-летний режиссер и сценарист из Екатеринбурга Иван Соснин начал свою карьеру со съемок рекламы для брендов. Но это были не обычные ролики, а художественные короткометражки, которые впоследствии получали премии на кинофестивалях. Больших работ у Соснина пока не очень много. Одна из самых примечательных — это «Пришелец» 2024 года о дурачке Леше, к которому неожиданно приходит инопланетная девочка. Фильм стал мощным инклюзивным высказыванием о доброте, которой не хватает в нашем мире.
Другие проекты Соснина также полны добра и света. Однако это не «приторная» радость, которая вызывает усмешку, а по-настоящему теплое ощущение. На фоне множества «чернушных» работ фильмы Соснина стоят особняком, так что режиссер точно достоин крупного бюджета для большого умного зрительского кино.
Тома Селиванова
Дебютный полнометражный фильм 37-летней Томы Селивановой «Пепел и доломит» был представлен на Роттердамском кинофестивале в 2024 году. В ленте режиссер исследует темы памяти и истории, обращаясь к сложным вопросам прошлого. По сюжету главная героиня режиссер Дина отправляется в экспедицию по всей России вместе с немецким музыкантом Йоханом. Их цель — запечатлеть места, связанные с коллективной травмой и утратой, от Карелии до Магадана.
Картина стала мощным высказыванием, по своей структуре напоминающая матрешку, где съемки документального фильма служат основой для художественного осмысления сложной и болезненной темы. В современной России не так много режиссеров, способных помогать переживать негативный опыт прошлого через творческое высказывание. Селиванова с крупным бюджетом могла бы расширить тематику и снимать масштабные проекты.