Кадр из фильма «Человек из Подольска»
Кадр из фильма «Человек из Подольска»
кино

Пять самобытных российских режиссеров, которых лучше финансировать вместо Сарика Андреасяна

В нашей подборке бывший математик, артовый рекламщик и автор трогательных короткометражек

В Госдуме предложили лишить госфинансирования фильмы Сарика Андреасяна. Поводом для этого стал скандал, когда Андреасян пришел в киношколу, поссорился со студентами, используя нецензурную лексику, и заявил, что ненавидит режиссера Андрея Тарковского и авторское кино. Депутат Дмитрий Гусев считает, что подобное поведение не соответствуют статусу деятеля, получающего государственную поддержку, а значит ее нужно пересмотреть.

За последние 10 лет на проекты Андреасяна из бюджета выделили 590 млн руб., из которых 415 млн руб. — невозвратные средства. Мы считаем, что в российском кино есть куда более достойные кандидаты для поддержки со стороны государства. Делимся пятью примечательными режиссерами, за которым интересно следить (и которым явно нужны дополнительные бюджеты).

Роман Михайлов

Роман Михайлов — главный инди-режиссер в России прямо сейчас. 46-летний Михайлов был математиком и добился немалых успехов в своей области. Параллельно с этим Михайлов писал художественные книги (по некоторым из них были поставлены спектакли, в том числе в питерском Большом Драматическом театре и московской Мастерской Фоменко). В 2022 году математик объявил о завершении научной деятельности и занялся кино. За это время у Михайлова вышли семь полнометражных картин и одна короткометражка. Еще два проекта находятся в производстве прямо сейчас — сериал «Путешествие на солнце и обратно» и лента «Песни джиннов».

Его первый фильм «Сказка для старых» сразу стал кинособытием — не только благодаря известным актерам (в ленте снялись Федор Лавров и Евгений Ткачук), но и из-за необычной подачи, напоминающей полусон-полуявь. В следующих картинах Михайлов придерживался той же позиции, используя мета-взгляд, странную вязкую атмосферу, смешанную с эзотерическими высказываниями. Критики уже нарекли Михайлова первым культовым российским режиссером после Алексея Балабанова. За таким автором нужно не просто следить, но и помогать — бюджетом, естественно.

Кадр из фильма «Надо снимать фильм о любви»
Кадр из фильма «Надо снимать фильм о любви»
Метавселенная, Хаски и Индия: каким получился фильм «Жар-птица»
Метавселенная, Хаски и Индия: каким получился фильм «Жар-птица»

Даниил Пугаев

33-летний актер и режиссер Даниил Пугаев снимается во второстепенных ролях в кино и играет в театре «Сатирикон». В качестве режиссера он выпустил всего несколько короткометражек — «Карусель», «Конец света», «Конец фильма». Последний рассказывает о молодых ребятах, которые направляются на пикник, где парень собирается сделать предложение руки и сердца.

На первый взгляд простой и незамысловатый сюжет интересно обыгрывается за счет съемок с ручной камеры, перемены планов, разрушения четвертой стены и трогательной атмосферы. Работы Пугаева наполнены искренностью, которой зачастую не хватает в большом кино. Поэтому ему, как никому другому, нужен бюджет, чтобы постараться развить талант уже в полном метре и снять личный фильм, который найдет отклик у зрителя.

Кадр из фильма «Конец фильма»
Кадр из фильма «Конец фильма»

Семен Серзин

37-летний актер, а с недавних пор еще и режиссер Семен Серзин снял три фильма — «Человек из Подольска», «Похожий человек» и «Рыжий». Его дебют сразу стал прорывным (на взгляд автора этой статьи — это лучшая картина 2020 года). Фильм, снятый по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, рассказывает о парне из подмосковного города, который попадает в отделение полиции и оказывается втянут в загадочную игру с абсурдными правилами. Лента получилась очень сатирической, наполненной концептуальными вставками и дающей новый взгляд на насилие.

Последний фильм — «Рыжий» о поэте Борисе Рыжем — так и не вышел в широкий прокат, зато его показали критикам на фестивалях. Большинство из них заявило, что хоть кино и не привносит ничего нового в фигуру поэта, зато создает ощущения, способное передать дух поэзии Рыжего. Несмотря на небольшой опыт, у Серзина явно получается снимать яркие и непроходные картины, способные оставить след в кинематографе.

Кадр из фильма «Человек из Подольска»
Кадр из фильма «Человек из Подольска»

Иван Соснин

34-летний режиссер и сценарист из Екатеринбурга Иван Соснин начал свою карьеру со съемок рекламы для брендов. Но это были не обычные ролики, а художественные короткометражки, которые впоследствии получали премии на кинофестивалях. Больших работ у Соснина пока не очень много. Одна из самых примечательных — это «Пришелец» 2024 года о дурачке Леше, к которому неожиданно приходит инопланетная девочка. Фильм стал мощным инклюзивным высказыванием о доброте, которой не хватает в нашем мире.

Другие проекты Соснина также полны добра и света. Однако это не «приторная» радость, которая вызывает усмешку, а по-настоящему теплое ощущение. На фоне множества «чернушных» работ фильмы Соснина стоят особняком, так что режиссер точно достоин крупного бюджета для большого умного зрительского кино.

Кадр из фильма «Пришелец»
Кадр из фильма «Пришелец»
Режиссер Иван Соснин: «Мне хочется, чтобы в моем настоящем было больше тепла, света и доброты»
Режиссер Иван Соснин: «Мне хочется, чтобы в моем настоящем было больше тепла, света и доброты»

Тома Селиванова

Дебютный полнометражный фильм 37-летней Томы Селивановой «Пепел и доломит» был представлен на Роттердамском кинофестивале в 2024 году. В ленте режиссер исследует темы памяти и истории, обращаясь к сложным вопросам прошлого. По сюжету главная героиня режиссер Дина отправляется в экспедицию по всей России вместе с немецким музыкантом Йоханом. Их цель — запечатлеть места, связанные с коллективной травмой и утратой, от Карелии до Магадана.

Картина стала мощным высказыванием, по своей структуре напоминающая матрешку, где съемки документального фильма служат основой для художественного осмысления сложной и болезненной темы. В современной России не так много режиссеров, способных помогать переживать негативный опыт прошлого через творческое высказывание. Селиванова с крупным бюджетом могла бы расширить тематику и снимать масштабные проекты.

Кадр из фильма «Пепел и доломит»
Кадр из фильма «Пепел и доломит»
Мария Самарина