история

Фейерверки и «греческие чудеса»: чем Потемкин удивлял Екатерину II во время ее путешествия в Крым?

Таврическое турне обошлось царскому двору в 15-20 млн руб.

В январе 1787 года, спустя четыре года после присоединения Крыма к Российской империи, началось грандиозное путешествие Екатерины II в Новороссию — новый регион, который Россия отвоевала у Османской империи. Организацией поездки занялся лично фаворит государыни князь Григорий Потемкин. Его «потемкинские чудеса» на всю Европу прославили Россию как новую черноморскую державу. В 11-ю годовщину воссоединения полуострова с Российской Федерацией рассказываем, как светлейший князь удивлял царицу и ее спутников почти 240 лет назад.

Как в Новороссии появились греческие города?

Борьба с Османской империей за выход к Черному морю стала важнейшим направлением внешней политики Екатерины II. При этом императрица хотела не просто превратить Россию в черноморскую державу, но и полностью сокрушить Турцию, упрочив свое влияние на Балканах.

Для этой цели она придумала знаменитый «Греческий проект» по воссозданию на части турецких земель былой Византийской державы. Ведь раньше, в Средние века, Византия была мировой владычицей до тех пор, пока ее не уничтожили османы в 1453 году. Теперь же Екатерина II хотела положить конец мусульманам и возродить на исторических землях православную державу.

Разумеется, новое государство, по мысли императрицы, должно было находиться под полным контролем России. Для этого ее главой она планировала сделать своего внука, которому при рождении намеренно дали греческое имя Константин — в честь основателя Константинополя и императора Римской империи Константина I Великого.

«Приезд Екатерины II в Феодосию», Иван Айвазовский/Wikimedia commons
«Приезд Екатерины II в Феодосию», Иван Айвазовский/Wikimedia commons

Впрочем, окончательно сокрушить Турцию так и не удалось, поэтому от идеи пришлось отказаться. Но не совсем. «Греческий проект» решили частично реализовать на новых присоединенных землях у Черного моря, включая Крым. Руководителем кампании Екатерина II назначила своего фаворита — светлейшего князя Григория Потемкина.

Скорее всего, именно ему принадлежала идея дать новым южным городам греческие названия. В первую очередь это хорошо знакомый нам Севастополь. Название объединяет в себе два корня: «sebastós» и «pólis», что в переводе с греческого дословно означает «Священный город». Римский титул «август» по-гречески звучал как «севастос», поэтому часто его называли августейшим, то есть императорским городом.

То же самое было и с другими городами в Новороссии и в Крыму: Симферополь («город-собиратель»), Ставрополь («город креста»), Ольгополь («город Ольги»), Тирасполь («город на Днестре»), Мариуполь («город Марии», по имени Марии Федоровны, жены Павла I, родившей Екатерине внуков Александра и Константина), Феодосия («Богом данная»).

Названия этих городов, которые с удовольствием посетила императрица, сохранились вплоть до наших дней, поэтому туристы, отдыхающие в Крыму, могут смело говорить, что отдыхают в русской Греции.

Как встречали императрицу в каждом городе?

Потемкин долго и старательно готовился к грандиозному таврическому турне императрицы. За это иностранцы саркастически назвали все его попытки блеснуть своими достижениями «потемкинскими деревнями». Разумеется, в этом есть доля правды, но и преувеличивать тоже не стоит.

Так или иначе, фаворит государыни устроил все так, что в каждом городе, где планировалась ее остановка, он выстроил путевой дворец, вокруг которого, как правило, стоял разбитый фруктовый сад с фонтаном в центре. За всем этим ухаживал садовник, нанятый прямиком из Англии. В Симферополе, например, было построено большое одноэтажное здание с 20 комнатами, чтобы там могли разместиться все участники поездки.

К сожалению, ни один из тех путевых дворцов не сохранился до наших дней. Сегодня туристы могут увидеть лишь те, которые построили в XIX веке. Однако это не повод расстраиваться. Фруктовые сады и завораживающую природу в Крыму можно найти и по сей день.

«Фруктовые сады этой местности могут дать понятие о райских садах, — писал французский принц Карл-Генрих Нассау-3иген, один из участников путешествия. — Природа здесь роскошная. Я выбрал очаровательное местечко, где я построю киоск. Тут я желаю покоиться после моей кончины, чтобы навеки быть поблизости от моря, которое я люблю, в прелестнейшей местности».

Зачем Потемкин придумал амазонскую роту?

Одним из самых ярких и в то же время нелепых потемкинских зрелищ стал показ амазонской роты с вооруженными женщинами-солдатами. Все началось с того, что как-то раз, разговаривая с царицей в Петербурге, Потемкин рассказал ей о храбрости греков и особенно их жен. Екатерина не поверила своему фавориту, после чего он пообещал доказать ей все в Крыму.

Амазонская рота встречает императрицу Екатерину II в Крыму/Wikimedia commons
Амазонская рота встречает императрицу Екатерину II в Крыму/Wikimedia commons

Тогда же он отправил в Балаклавский греческий полк курьера с поручением «непременно устроить амазонскую роту из вооруженных женщин». Ее командиром стала Елена Сарданова, жена ротного капитана. Под ее начальством собрали еще 100 благородных дам, жен балаклавских греков.

Их одели в юбки из малинового бархата, обшитые золотым галуном и бахромою, и куртки из зеленого бархата, также украшенные золотом. На головах «воительниц» сияли тюрбаны из белой дымки, вышитые блестками, с белыми страусовыми перьями. Всем в руки дали по ружью и по три холостых патрона. Сама церемония смотра проходила недалеко от Балаклавы — для нее Потемкин соорудил аллею из лавровых деревьев с лимонами и апельсинами.

Такая шальная выходка, разумеется, стоила кучи денег, но Потемкин был уверен, что это стоит того. Впрочем, как оказалась, это был не самый дорогой сюрприз для императрицы.

Как Потемкин устроил царице бесконечные фейерверки?

Еще одним атрибутом роскоши пышного приема Екатерины II стали многотысячные салюты, которые Потемкин заготовил для каждого малейшего повода. Да так, что участникам скучать не приходилось. Фейерверки произвели настолько сильное впечатление, что о них оставили воспоминания все участники императорской свиты, кто вел дневники. Так, одна из придворных дам при польском короле Станиславе-Августе вспоминала, как в Каневе вечером 7 мая «с императорской яхты королю салютовали пушками с флотилии, как утром». Всю иллюминацию в 4 тыс. ракет девушка сравнила с огненной горой, «которая казалась лавою».

Самый грандиозный фейерверк ждал гостей в Севастополе. Принц Карл-Генрих Нассау-Зиген, состоявший тогда на русской службе, подробно описал восторженную реакцию австрийского императора Иосифа II.

Император говорит, что он никогда не видел ничего подобного. Сноп состоял из 20 тыс. больших ракет. Император призывал фейерверкера и расспрашивал его, сколько было ракет, “на случай, - говорил он, - чтобы знать, что именно заказать, ежели придется сжечь хороший фейерверк”. Я видел повторение иллюминации, бывшей в день фейерверка — все горы были увенчаны вензелями императрицы, составленными из 55 тыс. плошек. Сады тоже были иллюминированы; я никогда не видел такого великолепия!

Из дневника принца Карла-Генриха Нассау-Зиген

Похожие пышные салютования встречали гостей и в других «греческих городах».

Как Потемкин предрек славу российского Черноморского флота?

Апофеозом «потемкинских чудес» стало салютование черноморских моряков с кораблей, когда императорская свита добралась до Севастополя. Екатерина II вместе с Иосифом II и другими участниками поездки были на парадном обеде в Инкерманском дворце, когда внезапно по знаку Потемкина занавески одернули, и перед императрицей раскинулось завораживающее зрелище.

Вид порта и города Севастополь с военным флотом в 1790-е/Wikimedia common
Вид порта и города Севастополь с военным флотом в 1790-е/Wikimedia common

Севастопольские моряки, все как один, отдали приветствие дорогим гостям. После обеда свита лично осмотрела все боевые корабли, тут же ставшие символом русского господства на Черном море. «Император был поражен, увидев прекрасные боевые суда, созданные как бы по волшебству. Это было великолепно. Первой нашей мыслию было аплодировать», — писал принц Нассау-Зиген. Другой участник поездки сравнил представление со сценами из «Тысячи и одной ночи».

В общем, русские моряки поразили всех. Завершилось все уже упоминавшимся грандиозным фейерверком из 20 тыс. пушек.

Как татарская конница охраняла и спасала императрицу?

Не секрет, что до присоединения Крыма к Российской империи полуостров населяли преимущественно крымские татары. Поэтому завоевание доверия местной знати было одним из ключей к мирному вхождению земли в состав империи. Кого-то пришлось насильственно выселять, но были и те, кто мирно принял новую власть.

Чтобы доказать преданность и доверие крымчан, Потемкин поручил собрать войско из татарской знати. Оно должно было охранять императрицу на протяжении всего путешествия. Богато одетые вооруженные татары торжественно встретили Екатерину II в Перекопе.

«Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время ее пребывания в Крыму ее охраняли татары, презиравшие женский пол, враги христиан и недавно лишь покоренные ее власти. Этот неожиданный опыт доверчивости удался как всякий отважный подвиг», — писал французский посланник Луи-Филипп Сегюр в своих воспоминаниях.

Доверие местных доказал неожиданный случай, когда на крутом спуске у Бахчисарая кони не могли удержать тяжелую карету, в которой ехала императрица. Местные татары не растерялись и, бросившись под копыта и колеса, спасли жизнь государыне.

В дальнейшем Крым прочно вошел в состав Российской империи, а героические подвиги черноморского флота навсегда остались на страницах мировой истории. Немаловажную роль в этом сыграл и наш герой, любитель тщеславия и развлечений, князь Григорий Потемкин.

Максим Базанов