образование

«Изменения в устоявшуюся структуру»: что учителя Москвы думают о новой системе оплаты их работы?

Рассказываем, какие вопросы есть у сотрудников школ, как на нововведения реагируют профсоюзы и что говорят юристы
Артем Геодакян/ТАСС
Артем Геодакян/ТАСС

10 марта на официальном сайте мэра Москвы опубликовали приказ, устанавливающий правила оплаты труда в московских школах. Изменить внутреннюю документацию в соответствии с новыми правилами требовалось уже к 17 марта.

В январе Департамент образования и науки столицы анонсировал рост зарплат бюджетников на 13% и пообещал, что изменение системы оплаты труда их не уменьшит. Разбираемся вместе с учителями, профсоюзами и юристом, так ли это.

Что такое НСОТ?

Новая система оплаты труда (именно так расшифровывается аббревиатура) должна изменить принцип начисления зарплат работников образования с окладного (основан на Единой тарифной сетке) на дифференцированный подход.

Раньше для расчета зарплаты бюджетников использовали оклад (тариф), который соответствовал квалификации сотрудника (его стажу и категории). При такой системе результативность труда в каждый промежуток времени не влияет на размер зарплаты. НСОТ же предполагает распределение зарплатных фондов в зависимости от количества и качества работы каждого сотрудника. Руководство школы получает единоличное право распоряжаться деньгами и назначать выплаты по своему усмотрению.

Сейчас зарплата учителя состоит из четырех частей:

  • базовая: выполнение основных должностных обязанностей;

  • стимулирующая: надбавки, которые устанавливаются школой;

  • компенсирующая: за работы с детьми-инвалидами или с ОВЗ, или сельские выплаты;

  • премии: на усмотрение руководителя и коллегиального органа управления школы.

Кроме того, теперь есть единые повышающие коэффициенты по дисциплинам:

  • русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир в начальной школе — 1,3;

  • математика, информатика, физика, химия, биология — 1,3;

  • русский язык, литература, история — 1,2;

  • обществознание, география, иностранный язык — 1,1.

Как и раньше, оплата работы учителя основана на понятии «ученико-час», он равен 35 руб. Урок в стандартном классе из 25 человек стоит 875 руб. Традиционно считается, что ставка учителя — 18 часов в неделю, то есть 15 750 руб. В месяц это 63 тыс. руб., остальная сумма до «средней зарплаты по Москве», которая по данным hh.ru (есть у «Постньюс») на 2024 год составляла 85 тыс. руб., добирается коэффициентами, доплатами и стимулирующими частями, которые распределяет школа. Чтобы получать зарплату выше, нужно либо набрать больше учеников в класс, либо соглашаться на дополнительные часы работы.

Что думают учителя?

Педагоги, с которыми удалось связаться «Постньюс», утверждают, что обсуждений приказа внутри профессионального сообщества не было. Преподающая в одной из московских школ Алина Кашина (имя изменено) рассказала нам, что всех учителей собрали в кабинете директора и настояли на подписании соглашения с обновленными условиями работы.

По словам Кашиной, согласно документу, который дали на подпись ей и коллегам, рассчитывать на прежнюю зарплату можно только при сохранении текущей нагрузки. «При потере нагрузки или при отказе от классного руководства сохранение зарплаты не подразумевается. Предложат либо варианты с меньшей оплатой, либо прекращение трудового договора», — поделилась девушка.

Заслуженный учитель РФ, историк Александр Снегуров заявил «Постньюс», что в школе, где работает он, приказ тоже никак не обсуждался. По его словам, «чиновники в очередной раз вносят изменения в более-менее устоявшуюся структуру». Преподаватель подчеркнул, что работников школы такое «декорирование» вместо решения насущных проблем огорчает. Впрочем, как добавил Снегуров, «некоторые настолько замучены, что просто подписали и продолжили заниматься своим делом».

В школе Снегуров работает уже 38 лет. Историк напомнил, что оптимизацию работы школ проводили еще в 2015 году, тогда она сопровождалась «риторикой об улучшении и повышении эффективности», но, по его словам, на практике к глобальным изменениям не привела. «Говорится, что на 13% повысили зарплату. Я не совсем понимаю, как это координируется с тем, что в связи с инфляцией эти 13% или уже сгорели давным-давно, или сгорят в ближайшее время», — заключил Снегуров.

Что говорят в профсоюзах?

В Московской городской организации (МГО) Общероссийского Профсоюза образования одобрили новый приказ и заявили «Постньюс», что он обсуждался внутри профессионального сообщества. Также там заявили, что исследования «подтвердили необходимость и целесообразность развития системы оплаты труда», а ключевые предложения и рекомендации, направленные в Департамент образования столицы, были учтены.

В Межрегиональном профсоюзе работников образования «Учитель» придерживаются иной позиции. Оргсекретарь Ольга Мирясова рассказала «Постньюс», что 13 марта объединение направило мэру Москвы Сергею Собянину обращение с целью донести до него, что широкого обсуждения приказа не было, а преподавателей просто поставили перед фактом и потребовали подписать новые договоры.

Департамент образования Москвы, по словам Мирясовой, отнесся к обращению профсоюза настороженно. «Мы не направляли список учителей, подписавших обращение, но какая-то активность все равно была заметна», — рассказала оргсекретарь, добавив, что официального ответа от ведомства в организации ждут не раньше, чем через месяц.

У организации есть вопросы к приказу и с юридической точки зрения. По словам Мирясовой, документ не соотносится с приказом Минпросвещения РФ №536 «Об особенностях режима рабочего времени». В нем указано, что проверка тетрадей считается дополнительной работой, за которую положена надбавка, а в приказе Департамента образования Москвы, как отметила Мирясова, этого нет.

Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков упоминает в обращении к мэру и повышающие коэффициенты по дисциплинам. По его мнению, их введение может привести к росту неравенства в зарплатах как у учителей разных школ в одном городе, так и непосредственно внутри одной учебного заведения. «Кто и когда решил, что историю и географию проще преподавать, чем математику и окружающий мир в начальной школе?» — задается вопросом он.

Как оценивают нововведения юристы?

Приказ Департамента образования Москвы направлен на увеличение доли гарантированных выплат и повышение прозрачности при их распределении, рассказала «Постньюс» эксперт юридической компании «Трудовой консалтинг» Алина Шакалова. Юрист пояснила нам, что установление единого «ученико-часа» на уровне 35 руб. приведет к увеличению гарантированной части зарплаты и «исключит субъективное влияние школ на расчеты, делая их максимально прозрачными». По мнению Шакаловой, это позволит учителям точнее планировать личный бюджет и снизит уровень финансовой неопределенности.

Эксперт подчеркнула, что до стандартизации предметных коэффициентов надбавки за «сложность» школьного предмета устанавливали сами учреждения, и они делали это «достаточно произвольно», а в некоторых учреждениях «такой практики вообще не существовало». Новые предметные коэффициенты, по словам Шакаловой, учитывают сложность дисциплины, объем проверки тетрадей, подготовку к практическим занятиям и методическую работу. Кроме того, размер стимулирующих выплат теперь напрямую зависит от успехов учащихся при проведении независимых диагностик, результатов олимпиад и конкурсов, отметила юрист.

В целом назвать утверждаемые приказом нормы принципиально новыми нельзя, указала Шакалова, поскольку учителя и раньше получали премии и надбавки за подготовку к олимпиадам. По ее словам, зарплаты педагогов с сентября увеличатся, но вот понять, насколько, пока тяжело.

Нелли Хамула