Жириновский — президент: мечта радикалов или кошмар бюрократов?
Спустя три года после смерти основателя ЛДПР Владимира Жириновского его идеи продолжают обсуждать политологи и историки. Скандальный политик шесть раз пытался стать президентом России, но его предвыборные заявления казались скорее элементами политического шоу, чем реальными планами. Но что, если бы он действительно пришел к большой власти? Давайте представим мир, где Жириновский стал президентом. Поверьте, хорошо, что это оставалось лишь фантазией…
Империя Жириновского наносит ответный удар по США
Однажды, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Владимир Вольфович Жириновский предложил изменить магнитное поле Земли, чтобы утопить США. Этот случай породил один из самых известных мемов. Однако в нашей гипотетической вселенной ученые, разумеется, не проигнорировали бы подобную инициативу и, возможно, разработали бы секретное оружие по уничтожению Америки где-то в подвалах центрального штаба ЛДПР.
Впрочем, изменение магнитного поля Земли — это слишком радикально даже для Владимира Вольфовича. Он мог бы решить проблему США и более… конвенциональными методами. В начале 2000-х и позже лидер ЛДПР не раз говорил, что продажа Аляски Соединенным Штатам была «исторической ошибкой». Неизвестно, как, но скорее всего Россия бы попыталась вернуть ее в свой состав. А если бы конфликт зашел совсем далеко, Жириновский вернулся бы к идее уничтожить Белый дом: «Утром американцы просыпаются — нет Белого дома… Есть метель, засыпает всю Америку снегом».
Но есть шанс, что американских чиновников и дипломатов это бы не расстроило. Ведь Жириновский выслал бы им ящик шампанского.
Предположим, европейские державы решили бы вступиться за США. На этот случай у Жириновского тоже был план: однажды он обещал превратить Европу в «пепел», а европейские народы отправить «в пространство далеко от родных очагов». Западную культуру в России Владимир Вольфович, разумеется, тоже бы запретил.
Самым амбициозным внешнеполитическим планом Жириновского могло стать восстановление Византийской империи. Конечно же в границах середины VI века.
СССР 2.0, но с шампанским и без Зюганова
Жириновский неоднократно заявлял, что лучшая форма правления для России — это конституционная монархия. Так что при нем наверняка встал бы вопрос о референдуме по смене государственного строя. После этого вся власть сосредоточилась бы в руках одного человека — Владимира Вольфовича. Должность президента, скорее всего, была бы переименована в верховного правителя России, а всенародные выборы отменены.
В то же время Жириновский вел бы работу по созданию «СССР 2.0». Однажды он обещал присоединить Украину и все страны Балтии. Но мог не остановиться на этом и попытаться вернуть под контроль Москвы все бывшие республики.
Что касается дел внутри страны, то там Жириновский запустил бы программу по переселению всех жителей Сибири на юг России (да, такое обещание тоже было) — на манер сталинских депортаций, но в больших масштабах. Как это могло выглядеть на практике? Сам политик не пояснял.
Однако это было бы единственным, что роднило бы Владимира Вольфовича с коммунистами. Самих коммунистов и лично главу КПРФ Геннадия Зюганова он бы расстрелял. Возможно, не один раз.
«Максимум свобод» в стране военных трибуналов
Как-то Жириновский пообещал создать тайную политическую полицию, которая бы боролась с «внешними врагами России».
После создания такого органа россияне получили бы «максимум свобод»… Ну, не совсем — ведь в других заявлениях Владимир Вольфович обещал создать в России систему тотальной слежки. Разумеется, для целей государственной безопасности — и чтобы вовремя арестовать всех заговорщиков-коммунистов. Затем Жириновский продолжил бы «демократические реформы» и постановил бы ограничить объем негативной информации в СМИ до 10%. Тогда молодому поколению не грозили бы никакие депрессии.
Кроме того, Жириновский даже без объявления военного положения повсеместно ввел бы «военные трибуналы» для чиновников, которые не выполняют его распоряжения и берут взятки. Возможно, он и дальше продолжил бы выстраивать систему жесткого контроля за элитами и силовым аппаратом государства, но этого мы уже не узнаем… И слава богу.
Наверняка, у вас остался вопрос: как бы Жириновскому удалось установить жесткую диктатуру и демократию одновременно? Скорее всего, это осталось бы загадкой и для его современников в альтернативной вселенной. А кто мы такие, чтобы в нем сомневаться?
«Коллекторов расстрелять, кредиты простить»: сказка на одну зарплату
Если бы Жириновский избрался президентом, то первым пунктом в его программе могла стать самая масштабная в истории России деноминация рубля. Курс доллара вернулся бы обратно к 60 копейкам, а для россиян запустили бы специальную программу по бесплатной раздаче акций госкомпаний.
Еще люди перестали бы бояться за свои кредиты — потому что коллекторов Жириновский тоже бы запретил. Кстати, иностранных валют у нас тоже бы не было. Потому что Жириновский хотел превратить рубль в мировую резервную валюту, способную конкурировать с долларом и евро.
Малый бизнес при Жириновском освободили бы от налогов, а крупный, вероятно, был бы национализирован. Россияне восприняли бы нововведения Жириновского «на ура», ведь при нем они получили бы трехдневную рабочую неделю по четыре-пять часов.
В общем, жили бы, как в сказке… Только очень короткой. Скорее всего, первые эффекты таких решения страна ощутила бы уже спустя месяц. Гиперинфляция, затяжная рецессия и кризис, которого Россия еще не видала в своей истории, обеспечен.
Make Russia Extreme Again
В некоторых аспектах наш вымышленный Жириновский мог состязаться с реальным Дональдом Трампом. Их могли объединять эпатаж, резкие заявления и бесконечная любовь к популизму. А идеям и стратегическому видению Жириновского, которые порой выходили за грань разумного, американский коллега мог бы даже позавидовать.
Жириновский критиковал мировые структуры за их неэффективность задолго до Трампа — эти идеи он озвучил еще десяток лет назад, в своей предвыборной программе «Манифест». Но все это были цветочки… Став президентом, Жириновский настаивал бы на идее, что Россия должна давать деньги Евросоюзу. Но только взамен на самороспуск НАТО.
Еще двух политиков роднит резкое, непримиримое отношение к мигрантам. Так, например, Жириновский требовал от работодателей не приглашать их на работу, ведь «у нас есть свои граждане, которым нужна работа и зарплата». И даже если бы мигрантам удавалось бы попасть в Россию, то Владимир Вольфович сразу же отправлял бы их на Крайний Север, Дальний Восток или в Сибирь.
Что в итоге: утопия или катастрофа?
Жириновский оставил после себя яркий политический след, но его предвыборные обещания, будь они реализованы, могли привести к масштабным потрясениям: глобальным войнам, экономической изоляции России, разрушению всей социальной системы и, в конечном счете, гибели людей.
Конечно, Владимир Вольфович понимал, что многие его заявления были популистскими. Однако иногда полезно представить, по какому бы пути пошла альтернативная история, чтобы не совершить непоправимых ошибок в настоящем.
Владимир Жириновский умер 6 апреля 2022-го в Москве. Официально причину смерти так и не озвучили. Известно, что в начале февраля того же года лидер ЛДПР попал в больницу с 75-процентным поражением легких на фоне вирусной пневмонии. Однако, несмотря на это, тогда в течение двух месяцев поступали порой противоречащие друг другу сообщения о состоянии его здоровья. По словам главы Минздрава Михаила Мурашко, тяжесть и особенности течения заболевания Жириновского не позволили его спасти.
Я сделал все, что мог. Отправьте меня обратно, я продолжу борьбу, помогать бедным, помогать всем страждущим бороться с тем, что мешает нам жить. Обратно отправьте меня — мне нужен билет обратно. Я не хочу здесь лежать в райском саду. Лучше я буду где-то в тайге идти полуголодный, но помогать людям.
一 Из стихотворения Жириновского, озвученного в сентябре 2010 года в интервью Познеру на Первом канале.