От Праги до Санкт-Петербурга: 5 интересных книг с ярмарки Non/fiction
С 10 по 13 апреля в Москве пройдет весенняя международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Издательства традиционно представят на ней как новинки, так и классику. Рассказываем, на какие произведения нон-фикшн стоит обратить внимание (бонус: примечательная книга от издательства, не попавшего на ярмарку).
Франц Кафка — легендарное имя в западной литературе XX столетия. Но что представлял собой этот писатель в начале своего творческого пути в многонациональной Праге рубежа веков? Его признание — «У меня нет литературных склонностей — я сам и есть литература» — глубже, чем простое самоопределение. Для Кафки писательство было не профессией, а экзистенциальной необходимостью, способом существования, который превосходил любой написанный текст.
Биограф Рюдигер Сафрански ищет ответ на фундаментальный вопрос, что значит «быть литературой». Как письмо трансформирует человеческий опыт, порождая экзистенциальные откровения на грани между реальностью и imagination? Все это он исследует в своей книге.
В сборнике эссе «Камень безумия» чилийский писатель Бенхамин Лабатут углубляется в проблематику, впервые обозначенную в его резонансной книге «Когда мы перестали понимать мир». Снова обращаясь к фундаментальному парадоксу современности, автор говорит, что реальность становится все более зыбкой и хаотичной, несмотря на многовековое стремление человечества к рационализации, научному прогрессу и установлению порядка в мире.
В ответ на травматические события последних лет — пандемию, экспансию искусственного интеллекта, социальные волнения в Чили и других странах — Лабатут предпринимает попытку осмыслить причины краха традиционных нарративов, не выдержавших напора турбулентных перемен.
Сборник «Сны и рассказы» представляет уникальную грань творчества Вальтера Беньямина — мыслителя, чье имя прежде всего ассоциируется с философией. Однако за пределами его трактатов и эссе остается богатое наследие коротких прозаических текстов, где философская глубина сочетается с литературной выразительностью. Это сновидения, превращенные в изящные миниатюры и философские фрагменты, где границы между реальностью и подсознанием намеренно размыты.
Вторая часть сборника — собрание рассказов, созданных на разных этапах жизни Беньямина: от юношеских опытов студенческих лет до зрелых рефлексий. Эти тексты — ключ к потаенным уголкам его воображения. Эротика, урбанистический ландшафт, искусство — темы, которые Беньямин часто анализировал как критик, — здесь обретают глубоко личное, почти интимное звучание.
Патрик Биксби исследует эволюцию паспорта от древнеегипетских времен до современности. Автор анализирует влияние этого документа на искусство, мышление и самоидентификацию человека.
В центре внимания — паспорта выдающихся личностей: Набокова, Рушди, Джойса, Шагала, Байрона, Стайн, Ленина и Арендт. Книга раскрывает темы идентичности, миграции и государственного контроля через призму литературы, кинематографа и изобразительного искусства.
Это документальный проект о корреспонденте Дмитрии Холодове, погибшем на рабочем месте от взрыва мины-ловушки 17 октября 1994 года. Книга стала плодом многолетней работы писательницы Евгении Некрасовой, которая выросла в одном городе с Холодовым и даже училась с ним в одной школе.
Возвращаясь к хроникам бурных 90-х, Некрасова встречалась с коллегами и близкими журналиста, чтобы заново осмыслить его путь и влияние, которое оказала его фигура на ее собственное понимание свободы. Перед читателем разворачивается документальный иллюстрированный роман о поколении — его надеждах, горьких разочарованиях и бесстрашной смелости говорить правду без купюр.
В начале XX века в Петербурге творили выдающиеся поэты Серебряного века: Александр Блок, Андрей Белый, Михаил Кузмин, Николай Гумилев и Марина Цветаева. Их жизнь была наполнена творческими поисками, сложными взаимоотношениями и мистическими увлечениями на фоне приближающихся исторических потрясений.
«Бражники и блудницы» Максима Жегалина — документальный роман, воссоздающий атмосферу 1905-1921 годов. Автор рисует многогранный портрет эпохи, в котором переплетаются трагическое и комическое, а судьбы поэтов отражают дух времени.
*Издательству отказали в участии в ярмарке, поэтому Individuum решило провести собственную — тоже на территории Гостиного двора.