Пчела из Южной Африки клонирует себя с 1990 года
Одна капская медоносная пчела клонирует себя с 1990 года.
Есть такой процесс — партеногенез. Это когда самки без оплодотворения воспроизводят новых самок.
Это не очень хорошо для вида, потому что теряется генетическое разнообразие.
Но даже если самка производит потомство без оплодотворения, генетический материал немного смешивается — происходит генетическая рекомбинация. Это значит, что дочери пчел технически являются клонами, но генетически отличаются от матерей, они все равно чуть-чуть другие. Когда изначальный генетический код нарушается, это может привести к дефектам особей при рождении или к особи, неспособной дать потомство.
Но не всегда. Рабочая пчела из Южной Африки нашла способ обойти эти дефекты. Потомство этой пчелы — ее идеальные генетические копии.
🐝Как пчела может себя клонировать?
Не совсем понятно.
Но мы точно знаем, что эта капская медоносная пчела Apis mellifera capensis решила произвести собственную копию. И еще несколько. А потом еще сотни миллионов раз.
И в итоге так получилось, что одна линия клонов повторно клонируется с 1990 года. Одна и та же особь идеально копирует себя раз за разом.
Каким-то образом пчелы просто делают то, что лучше всего подходит для их дальнейшего существования.
🐝Кто и как это проверил?
В улье есть три вида пчел: рабочие (их больше всех), трутни и матка.
Все пчелы появляются из яиц, которые откладывает пчелиная матка — королева пчел. Она единственная пчела в улье, у которой полностью развиты репродуктивные органы.
Поэтому ученым нужно было, чтобы мужские особи не смогли ее оплодотворить. Для этого они заклеили ее репродуктивные органы с помощью полоски хирургической ленты и лака для волос.
Затем ее потомкам и другим пчелам в улье пришлось размножаться бесполым путем. Получились личинки.
Исследователи сравнили личинки матки, появившиеся с помощью бесполого размножения, с личинками рабочих пчел.
У клонов матки, появившихся бесполым путем, был уровень генетической рекомбинации в 100 раз выше, чем у клонированного потомства рабочих пчел. Высокий уровень рекомбинации — это плохо, потомство будет дефектным или потомства не будет вообще.
Потомство же рабочих пчел было идеальной копией их матерей. И низкий уровень генетической рекомбинации — большое эволюционное преимущество.
Испытания показали, что одна линия рабочих пчел в улье клонировала себя 30 лет — рабочие в улье не страдали врожденными дефектами или неспособностью производить жизнеспособное потомство.
Каким-то образом пчелы сами разработали средства для предотвращения рекомбинации при размножении.
Полное исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.