Штрафная война. Чем закончится борьба Google с Роскомнадзором?
Борьба Роскомнадзора (РКН) с Google не утихает с начала 2021 года. Компанию продолжают заваливать миллионными штрафами, но она не сдается и вместо выплат борется с решениями российских властей в судах. Разбираемся, чем может закончиться это противостояние и ждет ли Google судьба Twitter.
За что штрафуют Google?
Большая часть исков Роскомнадзора к Google касается неудаления запрещенного контента. В мае представители РКН говорили, что Google не удаляет от 20% до 30% ссылок на запрещенный в России контент. По их утверждениям, среди них — 5 тыс. видео на YouTube, которые содержат призывы к экстремизму и ложную информацию о коронавирусе.
26 августа РКН сказал РИА Новостям, что за 2021 год Google оштрафовали на общую сумму в 32,5 млн рублей. Из этой суммы компания выплатила лишь 3,5 млн.
• 25 мая компания получила три административных штрафа по жалобам РКН на сумму 6 млн рублей. Иски касались неудаления запрещенного контента.
• Спустя два дня Google назначили еще 3,5 млн рублей штрафа, теперь уже за недостаточную фильтрацию информации.
• 29 июля Google оштрафовали на 3 млн рублей за отказ локализовать данные российских пользователей на территории РФ. По закону, компания должна была сделать это к 1 июля.
• 17 августа Google назначили рекордный штраф на 14 млн рублей еще по пяти искам о неудалении контента. 19 августа к ним добавились еще 6 млн рублей.
Google не платит штрафы? Почему?
Вероятно, это связано с натянутыми отношениями между Google и РКН. Они постоянно ругаются не только из-за запрещенного контента, но и из-за блокировок российских политиков и СМИ на YouTube. При этом, в отличие от многих крупных IT-компаний, Google готова активно бороться с исками в судах.
• 23 апреля Google подала иск в Арбитражный суд Москвы против Роскомнадзора. Компания решила оспорить требование по удалению 12 ссылок на «противоправный контент». Юристы обратили внимание на то, что компания обратилась в суд от имени основного юридического лица, и сделали вывод о ее намерении вывести разбирательство на международный уровень.
• Компания также продолжает тяжбу с телеканалом «Царьград» из-за блокировки его канала на YouTube из-за американских санкций. В апреле суд признал ее незаконной, но Google подала в апелляцию. 16 августа стороны должны были заключить мировое соглашение, но «Царьград» отказался, обвинив IT-гиганта в затягивании переговоров.
• После этого Google пригрозила перестать удалять запрещенный контент в случае проигрыша дела против «Царьграда». В РКН сочли это попыткой шантажа.
Что будет с Google дальше? Его замедлят?
Не факт, но риск все равно сохраняется. В случае с Twitter Роскомнадзор, вероятно, пользовался правилами централизованного управления сетью связи. По ним, сначала сервис нужно внести в перечень угроз, а затем согласовать с Минцифры и ФСБ регламент реагирования. Замедление было предусмотрено как раз этим регламентом.
В законах нет четкой процедуры, которая говорила бы, когда и при каких условиях регулятор должен начать замедлять или блокировать интернет-сервисы. Иными словами, это оставлено на усмотрение самого РКН.
В мае, когда споры между Google и Роскомнадзором достигли точки кипения, регулятор уже угрожал сервисам компании замедлением. Однако позже отказался от этого в пользу штрафа.
А если замедлят, то как?
Роскомнадзор использует технологии Deep Packet Inspection (DPI). Это оборудование, которое фильтрует сетевые пакеты данных. Оно анализирует полное содержимое пакетов и отсеивает все, что не удовлетворяет установленным критериям. DPI позволяет РКН централизованно влиять на трафик. Работу оборудования контролирует специальный Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования.
При замедлении Twitter система РКН устанавливала ограничения на передаваемые пакеты данных. Она работала только с российскими TCP-соединениями и реагировала на домены с сочетаниями t.co, twitter.com и twigm.com (причем, очень неизбирательно). Вероятно, Google будут замедлять по такому же принципу.
• Преимущество DPI — обойти такие ограничения несколько сложнее. Например, у пользователя не получится cделать это с помощью туннелирования трафика или использования незашифрованных прокси-серверов. При блокировке Telegram в 2018 году эти методы работали.
• Однако с этим по-прежнему справляются зашифрованные VPN и прокси-сервера. Кроме того, американские специалисты выяснили, что ограничения снимаются автоматически, если оставить соединение неактивным на 10 минут.
• У системы РКН есть и существенный недостаток — оборудование с поддержкой DPI стоит не у всех провайдеров. Там, где нет DPI, нет и замедления трафика.
Что говорит опыт прошлых блокировок?
Даже простое замедление популярных сервисов требует значительных технических ресурсов. В случае с РКН ограничения оказывались неэффективными и даже вредными — обычно блокировки оборачивались «ковровыми бомбардировками» всего интернета, от чего страдали сторонние ресурсы.
Учитывая размеры и важность цифровой инфраструктуры Google (они гораздо больше, чем у Telegram и Twitter), результаты этого могут оказаться весьма плачевными.
• В марте 2021 года Роскомнадзор начал замедлять Twitter. Одновременно с этим перестали работать государственные сайты — президента, правительства, Госдумы, ряда министерств и самого РКН. Пользователи сообщали о сбоях у «Ростелекома», МТС, Yandex, Google, YouTube и Qiwi. В самом ведомстве отвергли связь между замедлением и сбоями.
• В 2018 году РКН объявил войну Telegram из-за отказа руководства мессенджера предоставить ФСБ ключи шифрования. Ведомство пыталось блокировать IP-адреса, но Telegram постоянно «переезжал» на новые. В результате, РКН добавил в черный список несколько миллионов IP-адресов Amazon, Google и других площадок, из-за чего десятки других сайтов перестали работать, а их владельцы понесли убытки. Сам Telegram заблокировать так и не удалось, и ограничения отменили в июне 2020 года.
━━━━━
Виталий Рюмшин