AP/ТАСС
AP/ТАСС

Кризис преемственности: что происходит с британской монархией

За 70 лет правления Елизавета II сумела сохранить положение и авторитет британской короны. Однако впереди монархию ждут турбулентные времена

6 февраля королева Великобритании Елизавета II отметила 70-летие правления, став самым старейшим в истории страны монархом. Елизаветинская эпоха отметилась развалом Британской империи и тектоническими изменениями в общественной жизни страны. Прежним оставался только институт монархии, который сохранился во многом благодаря усилиям королевы. Впрочем, сегодня и он находится не в лучшей форме — авторитет королевской семьи подтачивают многочисленные скандалы, а трону уже прочат тяжелый кризис преемственности.

Главное достижение Елизаветы II

Елизавета II вступила на британский престол 6 февраля 1952 года после смерти своего отца — короля Георга VI. Юная королева (на тот момент ей было 25 лет) возглавила Великобританию в очень сложный период ее истории, на который пришлись упадок британской сверхдержавы, развал колониальной империи, а также политические и экономические кризисы. Многочисленные проблемы сильно потрепали Великобританию, превратив ее из мирового гегемона в державу второго эшелона.

Как номинальный глава государства Елизавета II не могла оказать на эти процессы никакого влияния, однако от нее этого и не требовалось. На протяжении последних 70 лет единственной задачей королевы было сохранение института монархии, и в конечном итоге именно это стало главным достижением ее правления.

Для поддержания авторитета короны Елизавета II ревностно исполняла свои обязанности и отказалась от многого. За все время она не дала ни одного интервью и ни разу не позволяла себе публично высказываться или делать что-то, что продемонстрировало бы ее личное отношение к наболевшим вопросам.

«Она не отвечает перед электоратом. Она не зависит от своего последнего хита или фильма. Она просто здесь. Она делает то, что она делает. Она исполняет свои обязанности, не жалуясь и не разводя никаких личных драм. И люди уважают ее за это», — считает обозреватель журнала HELLO! Эмили Нэш, следящая за жизнью королевской семьи.

В конце концов, тактика полного невмешательства сработала. Лишенная реальной власти Елизавета II смогла превратить монархию в символ стабильности и единения, который до сих пор позволяет Британии сохранять связи с бывшими колониями через Содружество наций и удерживает от распада саму страну. Историк Дэвид Старки говорит, что именно это стало главным лейтмотивом ее правления.

«Она не сделала и не сказала ничего, что кто-нибудь запомнит. Она не даст эпохе свое имя, — писал он в 2015 году, — Я не критикую, а просто констатирую факт. Даже делаю в какой-то степени комплимент. И я полагаю, что королева именно так это и воспримет. Потому что она взошла на трон с одной только мыслью: сохранить блеск короны».

Угасающая монархия

Несмотря на все усилия Елизаветы II, к 70-й годовщине ее правления институт британской монархии подошел не в самой лучшей форме. С каждым годом вокруг него возникает все больше споров. Часть общества видит в нем устаревший памятник империалистическому и сословному прошлому Великобритании, который мешает развитию демократии и к тому же паразитирует на гражданах, живя за счет их налогов.

Более лояльные к королевской семье британцы считают монархию неотъемлемой частью исторического наследия страны и символом стабильности, а также утверждают, что затраты на содержание монаршей семьи с лихвой окупаются доходами от туристов, которых привлекает королевская эстетика.

Опросы общественного мнения показывают, что число сторонников монархии пока что преобладает. По последним данным портала YouGov, 54% британцев считают ее положительным фактором в жизни страны. Обратного мнения придерживаются только 13%, еще 25% оценивают роль монархии как нейтральную.

При этом время играет против короны. За сохранение монархии в ее прежнем виде, как правило, выступают люди старшего поколения. А вот поддержка института среди молодежи катастрофически падает. В мае 2021 года YouGov провел опрос, в котором 41% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет высказались за полный переход к республиканской форме правления. При это двумя годами ранее такой позиции придерживались лишь 26%.

Влияние короны постепенно падает и в Содружестве наций. С момента вступления Елизаветы II на престол от услуг монаршей семьи отказались 18 государств. Последним это сделал Барбадос, который стал республикой в ноябре 2021 года. Сейчас королева формально возглавляет 14 стран, однако эксперты говорят, что в будущем их список будет неизбежно сокращаться.

Что будет с монархией дальше?

И аналитики, и простые британцы сходятся в одном: пока Елизавета II находится в добром здравии и остается у руля, с британской монархией ничего не произойдет.

Все 70 лет правления королева занимала твердую позицию невмешательства в политические дела, что помогало ей сохранять личную популярность и играть объединяющую роль в пределах Соединенного Королевства и Содружества Наций. Монархия пользуется поддержкой, потому что ее полностью ассоциируют с популярной королевой.

Однако у ставки на личный авторитет есть и обратная сторона, которая становится все более очевидной по мере старения Елизаветы II — кажется, у королевы попросту нет преемников, которые могли бы с тем же успехом поддерживать популярность короны.

После смерти королевы на трон взойдет ее старший сын — крайне непопулярный принц Чарльз. 73-летний наследник обладает в народе шутовской репутацией: британцы до сих пор припоминают ему желание превратиться в женский тампон и откровения о разговорах с растениями. Кроме того, в 2015 году он попался на попытках вмешаться в работу парламента.

Все это, конечно же, сказалось на рейтингах наследника. Если деятельность Елизаветы II одобряют 76% британцев, то показатели Чарльза колеблются в районе 45%. В других странах Содружества дела обстоят и того хуже — например, среди канадцев только 22% людей хотят видеть его королем.

На низкую поддержку Чарльза накладывается растущий ком проблем, с которыми сталкивается Великобритания. Стремительно угасающее влияние за рубежом, домашний сепаратизм, постоянные скандалы с членами королевской семьи — со всем этим принцу придется иметь дело, едва он получит корону.

Сможет ли он решить эти проблемы — вопрос открытый. Скептики уверяют, что Чарльзу не хватит дипломатических навыков матери, а его неоднозначная фигура только ускорит дезинтеграцию Содружества и, возможно, усилит стремление шотландцев к независимости. Другие эксперты не торопятся с выводами, но согласны с тем, что пресса и общественность не простят Чарльзу тех же ошибок, которые прощали Елизавете II.

«В последнее время он был более осторожным, по крайней мере на публике, в демонстрации личных взглядов на какие-то вещи. Но я не думаю, что [между ним и обществом] существует такой же уровень доверия», — считает историк Кэтрин Хэддон.

Впрочем, колумнист газеты The Guardian Саймон Дженкинс считает, что главную угрозу британской короне представляет не Чарльз, а королевская семья. По его мнению, она разрослась настолько, что оберегать ее от скандалов стало почти невозможным.

«Самое лучшее решение, которое может принять принц Чарльз по восшествию на трон, — это просто упразднить королевскую семью, — пишет он, — Нужно взять на вооружение пример Скандинавии. Монархи не умирают молодыми. Трону нужен только наследник и запасной игрок. Остальные члены семьи должны жить как обычные люди и вести нормальную жизнь».

━━━━━

Виталий Рюмшин